Аналитики Movie Research решили проанализировать, чем объясняется зрительский интерес к 3D-фильмам и столь ли он велик, как кажется.

По данным компании, только 48 из 372 фильмов, вышедших на киноэкраны в 2010 году, стали массовыми, то есть превысили уровень в 1 млн посещений. При этом из 32 картин, показанных в 3D, миллионный порог преодолели 18, или больше половины. То есть очевидна более высокая концентрация популярных фильмов в группе 3D-проектов, но столь ли все однозначно как выглядит?
8 из 18 массовых проектов, вышедших в 2010 году либо исключительно в 3D, либо параллельно в двух форматах, являются мультфильмами известных мировых студий (в том числе,
«Шрэк навсегда»,
«Рапунцель: Запутанная история»,
«Как приручить дракона» и
«Мегамозг»). 7 фильмов (в том числе,
«Трон: Наследие»,
«История игрушек: Большой побег»,
«Кошки против собак: Месть Китти Галор» и
«Шаг вперед 3D») являются продолжениями популярных проектов, а 16 фильмов из 18 можно отнести к ожидаемым фильмам-событиям. То есть для популярности этих картин были более чем весомые основания и без стереоформата. При этом у 3D-фильмов, не собравших миллиона зрителей, не наблюдается никаких прокатных преимуществ по сравнению с проектами-аналогами, вышедшими исключительно в 2D (например,
«Медведь Йоги» сильно проиграл
«Мести пушистых», которая не демонстрировалась в 3D).
Таблица 1. Посещаемость продолжений фильмов и их предыдущих частей
Источник: Movie Research
Как видно из таблицы, продолжения ожидаемых фильмов наращивают посещаемость
вне зависимости от формата очередной серии.
График 1. Посещаемость продолжений фильмов и их предыдущих частей
Источник: Movie Research
Спорную эффективность 3D подтверждают результаты социологических исследований киноаудитории, которые специалисты
Movie Research проводили в 2010 году. Только 7% респондентов отдают безусловное предпочтение объемному показу, 21% опрошенных следят за стереоновинками и стараются их посмотреть, а наибольшая часть – около четверти опрошенных – выражает свое равнодушное отношение к 3D. Таким образом, российская киноаудитория еще не окончательно сформировала свое отношение к новому формату.
Вместе с тем, нельзя отрицать более высокую прокатную эффективность 3D-показа. Она проявляется не только в большей кассовой наработке у 3D-копий, которую можно было бы объяснить более высокой ценой билета, но и в большей посещаемости стереопоказов.
График 2. Количество зрителей 3D и 2D версий фильмов, 3H 2010
Источник: Movie Research
У ¾ фильмов, вышедших в первые три квартала 2010 года параллельно в двух форматах, число проданных билетов на 3D было в среднем в 1,5-2 раза выше, чем на 2D. Впрочем, это не говорит о самостоятельной ценности объемного показа, просто, выбирая из двух вариантов просмотра вызвавшего интерес фильма, зрители отдают предпочтение более зрелищным стереоформатным сеансам. В то же время, если зритель воспринимает 3D-фильм как сомнительный и не может определиться с выбором, формат не станет для него решающим фактором, а вот более высокая стоимость билета, напротив, способна отпугнуть.
Это обстоятельство уже подвело многие не сильно разрекламированные фильмы, которые вышли исключительно в 3D и, несмотря на это, провалились. Слепое упование производителей и прокатчиков на могущество стереоформата приведет к тому, что со временем список обманувшихся будет становиться все длиннее.
Василий Коровин,
Артем Иванов
___________________
Основанная в 2006 году, независимая исследовательская компания
Movie Research (
MRC) реализовала более 60 исследовательских проектов в сфере кино, в том числе 10 общеотраслевых – «Российское анимационное кино» (2011), «Авторское и фестивальное кино России» (2010), «Общественные организации в кинематографии России» (2009), масштабное исследование кино- и DVD-аудитории (2010) и др.
Специалисты
Movie Research обеспечили социологическое сопровождение успешным российским картинам:
«Ирония судьбы. Продолжение»,
«Каникулы строго режима»,
«Черная молния»,
«Адмирал»,
«Обитаемый остров»,
«Ёлки»,
«Овсянки» и др.
С июня 2010 года
Movie Research является стратегическим партнером Фонда Кино, в интересах которого был составлен рейтинг отечественных кинокомпаний. Исследование позволило определить восьмерку лидеров киноотрасли, получивших средства на производство и прокат художественных полнометражных фильмов.
обсуждение >>