Кино-Театр.Ру
МЕНЮ
Кино-Театр.Ру
Кино-Театр.Ру
Кино-Театр.Ру мобильное меню

Лена Ланских: «Российскому кино не хватает свободы»

интервью >>

В российский прокат 30 сентября выходит режиссерский дебют Лены Ланских «Ничья» о живущей в провинции 14-летней Вике, родившей ребенка, о котором никто не должен знать. Фильм участвовал в конкурсе «Кинотавра», однако там остался без призов, зато получил главную награду секции «Новые режиссеры» Международного кинофестиваля в Сан-Себастьяне. Мы поговорили с Леной Ланских о выборе столь непростой темы для своего дебюта, поиске актрисы на главную роль, изображении, которое подчас больше влияет на драматургию, нежели сюжет, и свободе, которой так не хватает российскому кино.

Лена Ланских: «Российскому кино не хватает свободы»
фото: Пресс-служба компаний СТВ и Sony Pictures Productions and Releasing Russia

Почему вы выбрали для своего дебюта именно такую историю?

Вообще я не планировала снимать именно эту историю, у меня была другая, с которой я написала продюсерам, но так получилось, что они сказали, что уже делали нечто подобное и спросили, есть ли у меня что-то еще. Я до этого снимала короткометражные фильмы на очень близкие темы. Там тоже героини – девочки-подростки, недолюбленные, с личными проблемами, с проблемами внутреннего характера. И как-то само собой родилась «Ничья», я решила сделать именно такую героиню и поместить ее в столь сложную жизненную ситуацию. Я знаю много подобных историй, видела в своем окружении таких девочек и общалась с ними.

Расскажите немного о том, как проходили съемки, как вы искали локации, которые здесь тоже являются полноценными персонажами. Насколько важно было даже по картинке немного сгустить краски?

Мы искали колоритные локации, которые бы отражали и субъективное внутреннее состояние героини и мир, который ее окружает. Я бы не сказала, что мы очень сгустили краски, я недавно была в Тверской области и поверьте, там все так же, а, может, даже хуже.

Мы на «Кинотавре» посмотрели много фильмов именно про такую провинциальную русскую хтонь, простите за слово, которое многих обижает. И кажется, изображение этой хтони не меняется у нас в кино на протяжении многих лет. Насколько вы ею подпитывались и насколько, как вам кажется, российским молодым режиссерам важно отображать это на экране?

Меня как раз очень подпитывает эта провинциальная русская хтонь и мне хочется в нее погружаться, потому что, в общем-то, я сама из нее и вышла. Это близкий и такой немножко другой мир, который живет по своим правилам и порядкам, со своими представлениями о хорошем и плохом, и в этом очень интересно разбираться. А по поводу того, что ничего не меняется. Наверное, в плане жизни общества что-то изменилось, но на то, чтобы перестроился менталитет, что-то в голове, требуется намного больше времени.

Лена Ланских: «Российскому кино не хватает свободы»
фото: Кадр из фильма "Ничья"/Пресс-служба компаний СТВ и Sony Pictures Productions and Releasing Russia

У вас на картине художником-постановщиком работал Петр Балабанов. Было ли это продюсерским решением – все-таки вы работали с Сергеем Сельяновым и Натальей Дрозд из компании СТВ, – или вашим?

Продюсеры предложили Петю в качестве художника. Мы познакомились и сомнений никаких не было, что мы должны работать вместе.

Вы себя как молодой режиссер ощущаете наследницей кинематографа Балабанова или «новой волны», даже Ивана И.Твердовского, которого я вспомнила за счет сцены в «Ничьей» с «собачьим кайфом».

Это, в общем-то, то, на чем я сформировалась. В том числе Иван И. Твердвский, Валерия Гай Германика, Балабанов в какой-то степени. Я люблю русскую новую волну, она на меня сильно повлияла. Хотя от Твердовского в фильме, наверное, только и есть собачий кайф, большее влияние оказала все-таки Германика. Мне близок ее стиль документальности, живой камеры, как и другие, не только русские картины, сделанные в этой же стилистике. Собственно, с них и началось мое погружение в мир кинематографа.

Лена Ланских: «Российскому кино не хватает свободы»
фото: Кадр из фильма "Ничья"/Пресс-служба компаний СТВ и Sony Pictures Productions and Releasing Russia

Вы пошли учиться режиссуре в Московскую школу нового кино, которая, как мне кажется, ориентирована больше на авторский кинематограф, работу с глубоким изображением, которое порой дает больше, чем сюжет той или иной истории. Плюс вы работали на разных позициях в съемочных группах. Что вам все-таки дало больше опыта и что сильнее повлияло?

Я начала снимать короткий метр, когда нигде не училась, и работала на других позициях собственно тоже до МШНК. Но потом поняла, что мне чего-то не хватает, а взять это из книг, статей, лекций невозможно. Мне показалось, что как раз это я и смогу найти в МШНК, лекции которой смотрела, когда снимала сама, и очень многое из того, что говорили преподаватели мне оказалось близко. Я неоднократно говорила, что самое ценное, что знаю о кино, пришло ко мне благодаря МШНК и Дмитрию Мамулии. В том числе эта тенденция к другому методу работы с нарративом, когда ты не говоришь все напрямую, не пересказываешь историю, где есть завязка, кульминация, развязка, идешь не от сюжета, а от героя. У тебя есть персонаж, ты погружаешься в его внутренний мир и видишь его своими глазами. Таким образом сам нарратив меняется, становится более субъективным, скрытым, ты не проговариваешь все это напрямую, а делаешь понятным через какие-то косвенные детали, нюансы, ощущения. И это я считаю очень правильным. Это позволяет, на мой взгляд, вызывать нужные эмоции у зрителя – не когда он все понимает, а когда чувствует, что что-то все время не так.

Как раз по поводу вашей героини и исполнительницы этой роли Анастасии Струковой, которую вы нашли в социальной сети «ВКонтакте», Как происходил этот поиск и, может быть, она что-то привнесла сама в эту историю?

Я просматривала странички людей, которые имеют какое-то отношение к кино или театру просто в группах во «ВКонтакте», искала типажи, подходящие лица, некоторым девочкам написала, в том числе Насте. И она мне понравилась тем, что в ней хрупкость, детскость, незащищенность сочетаются с таким «волчонком», внутренним стержнем и твердостью во взгляде, которая была видна сразу. И как раз, наверное, этого «волчонка» она и привнесла. Что-то ей было проще делать, что-то сложнее. Если нужно было быть твердой, как-то резко отвечать, это давалось легко, так как было в Насте, а если дело касалось какой-то истерики или нервного внутреннего напряжения, когда внутри трясет, то было труднее. Она мне даже говорила, что ей сложно истерически плакать, потому что она никогда этого не делала. И для меня это оказалось сюрпризом, потому что я думала, что все люди так делают, я и сама такая. Но в результате мы с ней вместе пытались прийти к общему решению некоторых сцен.

Лена Ланских: «Российскому кино не хватает свободы»
фото: Кадр из фильма "Ничья"/Пресс-служба компаний СТВ и Sony Pictures Productions and Releasing Russia

В вашем фильме и другие актеры в основном неизвестные. Как вы на это решились? Кажется же, что всегда проще собрать в дебюте медийных лиц.

Не уверена, как раз сложно подстроиться под их график, требования. Мне проще работать с неизвестными артистами, я никогда и не снимала никого медийного, и потом мне кажется это несправедливым – есть много прекрасных актеров. Мы нашли прекрасную Ольгу Малахову, в которой есть нерв, чего не было во многих профессиональных известных артистках, которых мы пробовали.

Вы для себя делите кино на авторское или массовое, которое как раз с приходом упомянутой нами новой волны разделилось на эти два сегмента, а затем стало затягиваться в арт-мейнстрим? Существует ли сейчас вообще такое разделение, на ваш взгляд?

Грани действительно сильно стерлись, но я всегда разделяла кино только на хорошее и плохое, то, что вызывает мурашки, и нет. Я начинала с авторского кино и мне и дальше интересно делать что-то в этом направлении – в плане поиска нового языка, способов, которые не использовались именно в плане искусства. Но в то же время и зрительское кино мне интересно – я сейчас пишу сериал и надеюсь, что с ним все сложится.

Лена Ланских: «Российскому кино не хватает свободы»
фото: Пресс-служба компаний СТВ и Sony Pictures Productions and Releasing Russia

Почему вы решили, что следующий ваш проект будет сериалом?

Я очень давно хотела, лет десять, наверное, придумывала историю. Сериал – это возможность создать масштабный мир не в рамках полуторачасового фильма, мне хочется проработать персонажей. К тому же сейчас сериалы улучшились в плане качества, что радует, и не хочется отставать от этой тенденции.

А если говорить не про форматы, а темы, готовы ли вы и дальше затрагивать столь неудобные вопросы, как насилие, ранняя беременность, о которых не любят говорить вслух?

В темах, о которых не любят говорить, больше глубины, в них интереснее разбираться. И я к этому готова. В том числе и в сериалах, которые, как мне кажется, тоже в плане разнообразия тем начинают меняться.

Чего, на ваш взгляд, сейчас не хватает российскому кино?

Свободы. Не только в плане тем, но и языка, который очень сильно устарел. Не хватает свободы отходить от правил и концепции, чтобы зритель все понимал.

Фильм «Ничья» в кинотеатрах с 30 сентября.

«Ничья»

Маша Токмашева

обсуждение >>

№ 17
Lexx (exxxel)   18.10.2021 - 21:29
Ох, Лия, ох Мария! Рассмешили Вы опять.. )) Позвольте уж немножко еще посмеяться, и начать ответ вот с этой Вашей цитаты: ... Я это прекрасно знаю. А Вы это замечательно иллюстрируете!)) Собственно,... читать далее>>
№ 16
ЛияМария   8.10.2021 - 03:35
... Значение слова 'классик': Выдающийся общепризнанный деятель искусства, являющийся образцом в данной области т. о. К. Шазназаров - общепризнанный деятель искусства, а Лена нет. Вывод:... читать далее>>
№ 15
Lexx (exxxel)   6.10.2021 - 19:21
... Карен Шахназаров - классик? Ох, спасибо, насмешили!) ... Ну что ж тут не понять-то?) Когда в ответ на свой вопрос ждешь от собеседника деконструкции определения трансцендентального, а получаешь... читать далее>>
№ 14
ЛияМария   5.10.2021 - 23:40
... Карен Шахназаров, в одном из своих интервью. Вы не согласны с этим высказыванием? Может вы не поняли смысл ? Искусство не должно быть аморальным. Мораль-это самоограничение( вспомните, не убий,... читать далее>>
№ 13
Lexx (exxxel)   4.10.2021 - 21:46
Интересно. Насчет свободы - а оно всегда так, когда мы приходим к пределам выразительных возможностей языка. Надо сказать что-то иное, вне существующих смысловых структур - а как? Язык-то старый!))... читать далее>>
Ссылки по теме
Кинотавр-2021: Марина Зудина, Любовь Толкалина и Чулпан Хаматова
Кинотавр-2021: Нас других не будет. И российского кино тоже
«Разжимая кулаки»: У меня на это тысяча причин
Паулина Андреева, Фёдор Бондарчук и Варвара Шмыкова на закрытии фестиваля «Кинотавр»
Фильм Лены Ланских «Ничья» отметили на кинофестивале в Сан-Себастьяне
Гран-при «Кинотавра» получил фильм Николая Хомерики «Море волнуется раз»
Почему «Капитан Волконогов бежал» не получил главный приз «Кинотавра»
Ольга Бодрова и Павел Деревянко стали лучшими актерами «Кинотавра»
Фильм «Капитан Волконогов бежал» стал победителем зрительского голосования на «Кинотавре»
Кинотавр-2021: Идентификация товарища майора
«Искусство кино» в Новый год выпустит в повторный прокат «Карнавальную ночь»
Кинотавр-2021: «Дунай» - лирическая история о любви русской и серба
Кинотавр-2021: «Подельники» – долгая притча о жизни замкнутого мира с Борисовым, Янковской и Деревянко
Кинотавр-2021: «Общага» — экранизация мрачного романа Алексея Иванова
Найден режиссёр для спин-оффа «Содержанок»
Фильмы «Разжимая кулаки» и «Капитан Волконогов бежал» впервые покажут в Москве
Ситора Алиева оценит конкурс Варшавского кинофестиваля
Кинотавр-2021: Собирайся, поедем на «праздник». Обзор короткометражного конкурса
Победителем короткометражного конкурса «Кинотавра» стал фильм «Хорошая девочка Лида»
Артем Васильев: «Ценность продюсерской компании не только в продюсерах, а в репутации и отношениях с творческими людьми»
Кинотавр-2021: Анна Михалкова и ее кровавая родня в фильме «Оторви и выбрось»
Юбилейный 30-й кинофестиваль «Киношок» объявил программу
Фильмы Николая Хомерики, Григория Добрыгина и Виктора Рыжакова вошли в конкурс «Кинотавра»
Дебютный фильм Лены Ланских «Ничья» попал в программу кинофестиваля в Сан-Себастьяне
Молоко за вредность: 76 отечественных фильмов 2021 года
Завершились съёмки фильма «Крошка» про маму-подростка
Стартовали съемки дебютного фильма Лены Ланских «Молочная девочка»
Минкультуры все-таки поддержит фильмы Хомерики, Кудряшовой и Андреасяна
Объявлены победители фестиваля «Киношок»
фильмы
Илья Учитель: «Папа мне никогда никакие мудрости конкретными фразами не доносил»
Илья Учитель: «Папа мне никогда никакие мудрости конкретными фразами не доносил»
Режиссер фильма «Батя 2. Дед» – о работе на «домашней студии», богатой мимике Евгения Цыганова даже в пластическом гриме и любви, которая идет из детства и не зависит от поколений
2 комментария

Афиша кино >>

комедия, мелодрама, приключения, фэнтези
Япония, 1992
боевик, комедия, триллер
Великобритания, США, 2024
драма
Бельгия, Италия, Франция, 2024
драма, мистика
Бельгия, Нидерланды, Норвегия, 2024
боевик, приключения, фэнтези, экранизация
Китай, 2024
детектив, драма, криминальный фильм
Гонконг, Китай, 2024
боевик, научная фантастика, приключения
Россия, 2025
комедия, мелодрама
США, 2023
все фильмы в прокате >>
Кино-театр.ру на Яндекс.Дзен