Кино-Театр.Ру
МЕНЮ
Кино-Театр.Ру
Кино-Театр.Ру
Кино-Театр.Ру мобильное меню

Джаник Файзиев: «Это миф, что продюсера сложно заинтересовать»

интервью >>

В эфире Первого канала недавно завершился показ психологической драмы «Тонкий лед» с Алексеем Гуськовым и Егором Бероевым, которую спродюсировал Джаник Файзиев. Известный кино- и телережиссер, преподаватель ВГИКа и генеральный продюсер компании «Централ Партнершип», в этом году Файзиев также выступил в качестве члена жюри 26-го «Кинотавра». Мы встретились с режиссером «Турецкого гамбита» и продюсером «Адмирала» в Санкт-Петербурге, где он одновременно занимался производством двух телекартин детективного жанра, «Консультант» и «Личность не установлена», и поговорили о новых отечественных сериалах, о работе с Сергеем Безруковым и Кириллом Кяро и о том, сложно ли попасть на прием к продюсеру с идеей фильма.

Джаник Файзиев: «Это миф, что продюсера сложно заинтересовать»
фото: 1tv.ru


У вас сейчас 8 проектов в производстве одновременно. Как вы всё успеваете?

Люди отличаются друг от друга - есть многофункциональные, которые могут делать много дел сразу, а есть те, кто может делать только что-то одно. Разница в устройстве сознания, и оно не приобретённое, а врождённое. Я не могу сказать, посчастливилось ли мне или «понесчастилось», но я отношусь к первому типу. В лучшие времена, когда я работал руководителем на производстве «Первого канала», у нас было 14 проектов параллельно. При этом в отделе работали 7 или 8 человек. И когда я встретил коллегу из Warner Brothers, на вопрос «Сколько у вас человек?», я ответил: «7», он спросил: «Тысяч?», я говорю: «Нет. 7» - «Семьсот?» - «Семь ровно». Говорят, он на нервной почве начал выпивать (смеётся). Тогда мы делали 140 или 160 часов в год, а они - 115 или 120. Он говорил, что у него работает 1,5 тысячи человек. У нас семеро, но по 24 часа в сутки. Сейчас, по сути, то же самое.

Есть проекты, за которые особенно сильно волнуетесь?

Знаете, пока мы в начале пути – мы их всех «облизываем». А когда мы выйдем на финишную прямую, тогда, наверное, будут и фавориты. Пока сказать, что этот проект мне нравится больше, а этот меньше - я не могу.

А вот не по любви, а с профессиональной точки зрения, есть какой-то проект, на которой вы возлагаете особые надежды?

Тут не угадаешь – всё зависит от публики. Проект попадает в непредсказуемую обстановку, и сказать, станет ли он успешным невозможно. Это зависит от того, хотят ли его смотреть в данный конкретный момент времени. Вот есть, например, проект, в котором Сергей Безруков играет.

«Охота на дьявола»?

Да, «Охота на дьявола». Работает он потрясающе. Ходит, смотрит, волнуется, как там всё идёт, заряжает всех энергией: «Надо, чтобы это было круто, ребята!». Конечно, проект, в котором Сергей Безруков играет главную роль, зрителем будет востребован. Но вдруг к тому моменту, когда он выйдет, окажется, что будет много параллельных исторических проектов от других производителей?

А вот ещё про «Охоту на дьявола». Почему декорации размещаются в Москве? Там же действие происходит во Франции, в Германии. Почему не выездные съёмки?

Дорого.

Дороже получается? Потому что у вас, мне показалось, дорогие декорации.

Они не очень дорогие. Они в любом случае дешевле, чем билеты, скажем, до Риги. Но, конечно, мы планируем доснимать в Калининграде, в старом Кёнигсберге. Я очень надеюсь, что этот сериал понравится зрителям. Сценарий написан с таким невероятным вниманием к людям. Несмотря на то, что основа истории – расследование, детективный сюжет, важными также являются и человеческие отношения.

Джаник Файзиев: «Это миф, что продюсера сложно заинтересовать»

Почему большую часть проектов в Петербурге снимаете? «Личность не установлена», «Консультант»…

Я думаю, что так совпало. На самом деле, не большую часть, а всего два (смеётся).

В сериале «Личность не установлена» сталкиваются два армейских товарища, которые оказываются по разные стороны баррикад. Их воссоединение будет больше похоже на «дуэль» или «встречу выпускников»?

Они такие «brothers in arms» - «братья по оружию». Они спасают друг друга, выручают – это главный мотив. Это люди, связанные человеческой дружбой, которую трудно назвать сугубо мужской. Они преследуют какие-то цели, ради которых им иногда приходится идти наперекор закона и общественного мнения, но, тем не менее, человеческие принципы они соблюдают.

А военная история остаётся за кадром, или будут сниматься флэшбеки?

Да, она за кадром.

Вот так вопрос: актёрам сценарий даётся какими-то кусками, или они с самого начала знают, как поступит в той или иной ситуации товарищ?

Конечно, даётся целиком. О кусках – это всё байки. Артист обязательно должен знать текст для собственной роли – какие там нюансы, где краски поберечь, где какая эмоция должна быть. Это работа не по принципу «прочёл и выкрикнул», это нужно настраивать.

Знаете, интернет-пользователи не хотят много читать про кино, им нужна какая-то короткая рекомендация. Какой цитатой можно побудить на просмотр сериала «Личность не установлена»?

Это может быть не очень точный референс, но первой мыслью у меня в голове был фильм с Харрисоном Фордом, где он играл полицейского, который при этом ещё дома пытался продавать («Голливудские копы» - прим. ред.). Название вспомнить не могу – я смотрел его всего раз да и очень давно. Так вот, я вспомнил этот фильм не потому, что он прямо похож на наш сериал, а потому, что он сделан с такой же иронией. Авторы удивительно точно нашли интонацию, когда человек приходит на задание, ему бы надо за преступником бежать, а он параллельно дом кому-то продаёт, пытается заключить сделку, потому что семью-то кормить надо. Или он кого-то задержал, тот говорит: «Я дом хотел купить», а он визитку ему протягивает: «Вот, возьмите, позвоните мне» и ведёт его в полицейский участок. Там это доведено до комического абсурда, а здесь это выступает неразрывной правдой жизни.

Сложен ли съёмочный процесс такое непростой истории?

А вы загляните в Instagram Кирилла Жандарова. Он снимает маленькие скетчи, и последние два – просто очень смешные. Там то группа постоянно обнимается, то они в Джеймсов Бондов играют. Я им говорю: «Вы вызываете зависть у всей индустрии». Съёмочный процесс всегда такой тяжёлый, утомительный, люди устают. А эти всё веселее и веселее. Всю индустрию заставляют хотеть работать с нашей группой.

Кадр со съемочной площадки Консультанта

Давайте поговорим о сериале «Консультант». Насколько я понимаю, в основу сюжета легли реальные события?

Да, у героя Кирилла Кяро, который как раз играет консультанта-психолога, есть реальный прототип – известный психиатр Александр Бухановский. Он, кстати, был экспертом в деле Чикатило. Бухановский утверждал, что человек, который совершает серийные убийства, должен быть добропорядочным, тихим, невзрачным, незаметным гражданином, а главное, очень социализированным внешне. Сначала его поднимали на смех, но потом на основе его работ в мире возникла криминальная психология. Все эти американские фильмы про специалистов, которые приезжают и рассказывают, как выглядит и мыслит преступник – это всё сделано на основе работ Бухановского. У него в Ростове институт, там его дочь работает. Некоторые специалисты иронизируют по этому поводу, говоря, что в Ростовской области за всё это время было изобличено самое большое количество маньяков. Но это вовсе не потому, что Ростовская область как-то отличается от остальных, а просто потому, что Бухановский умел это делать.

В сериале героя Кяро тоже сначала не понимают?

История его героя и его способностей развивается, как судьба любого изобретения, которое проходит три стадии. Первая – «этого не может быть», вторая – «в этом что-то есть» и третья стадия – «кто же этого не знает». Первые две стадии всегда очень интересны для исследований, для художественного творчества – это такая очевидная форма конфликта. Хотя, если третья стадия является одной фразой или финальным кадром, то тогда это тоже любопытно именно для кино. Потому что человек бился-бился, все говорили: «Нет, нет, не может быть, не может быть». А потом он выходит, и какой-то мальчик ему говорит «Дядь, ты что – не знаешь, вот так надо делать на самом деле».

То есть всю историю «Консультанта» можно условно разделить на три этапа?

Да, там так развивается история. Сначала там есть следователь, и его надо «победить», убедить в своей правоте, чтобы он хотя бы просто не мешал работать. Потому что следователю и так всё понятно: человек признался – работа сделана. А консультант начинает перебирать варианты: сначала одного вызывает, потому второго, потом третьего… И постепенно некоторые начинают его понимать, а другие не понимают по-прежнему.

А что насчёт героя Максима Дрозда?

Герой Максима - тот самый следователь. Нормальный, искренний мужик, который работает, своё дело знает и понимает. И тут вдруг приезжает какой-то книжный червь, который рассказывает ему, как не надо делать.
А в чём его драма? Судя по его взгляду, по дублю, очевидно, что там человек с болью в душе. Одновременно работая над следствием, он невольно становится пациентом нашего главного героя. Потому что у него, как и у всякого мужчины, есть некое раздвоение в личной жизни, и он не знает, как сделать правильный выбор, и вообще, что – правильно, а что – неправильно. И как всякого альфа-самца, его раздражает любое вмешательство в его личное пространство. Каждый мужчина с большим трудом ходит к психологу, потому что в мужском сообществе это считается слабостью. В женском сообществе это считается нормой – пойти, всё рассказать, получить совет, сказать, что она дура, и сделать по-своему. Или, наоборот, сказать «да, правильно», и в соответствии с советом поступить.

Кадр со съемочной площадки сериала Консультант

А мальчики предпочитают: если сам, то сам. Поэтому невольно становясь пациентом нашего главного героя, он его ещё больше за это ненавидит. А поскольку у них ещё и борьба – он его пытается отстранить от следствия всеми правдами и неправдами, легальными и нелегальными способами, подстраивает ему всякие каверзы. До тех пор, пока не поверит - не перейдёт из первой во вторую стадию. Он его воспринимает, как объективное зло: какой-то говнюк мешает следствию и делает вид, что он умнее всех. Человек, для которого наука психология не существует, относится к ней, как к шаманству, как к астрологии. Для человека, для которого эти понятия ничего не значат, они для него всё равно, что косточки кинул и сказал: «цифра 6, поэтому иди налево». Зависимость такая же, пока ты не понимаешь, какая она в реальности.

Сложно ли заинтересовать продюсера идеей для фильма?

То, что продюсера сложно заинтересовать – это миф. Я и мне подобные люди, которые интересуются зрительским кино, ходим на все конкурсы, читаем сценарии. Лично я люблю сценарии, в которых есть жизнь, внятный, понятный широкой аудитории сюжет. На такие сценарии коллеги, как коршуны, набрасываются с криками: «Я первый! Я первый!» и вырывают их друг у друга из рук. Поэтому это миф.

А как попасть к вам на аудиенцию, чтобы предложить свою идею для кино?

Мой телефон и e-mail достать очень легко. Все коллеги передают друг другу со словами: «только меня не выдавай». Я двадцать раз предупреждал, что никому его давать не надо, но достучаться до меня, до Бондарчука или до Сельянова не представляет никакой сложности. Принести или прислать проект, дать почитать – я всё равно прочту. Хотя бы первые две страницы, потому что по ним сразу понятно читать дальше или не читать.

Почему именно две страницы?

Когда я был маленький – записался в районную библиотеку в Ташкенте. Помню, что я приходил, ничего не знал, меня никто не гайдил. А там книжки, книжки, книжки, книжки… Я брал одну, открывал на любой странице и читал. Если мне было интересно, я брал её в библиотеке. Тут - то же самое. Открываешь сценарий на любой странице, читаешь, понимаешь, как строится диалог, про что сцена, интересно ли тебе за этими героями наблюдать.

Неужели можно понять, что сценарий плохой, ознакомившись лишь с парой страниц?

Как-то я читал в одной статье: «Когда я открываю пьесу, и она начинается со слова «Здравствуйте», и в ответ герой другому говорит «Здравствуйте», я закрываю её, потому что для меня видно, что автор, который эти слова пишет, он совсем не знает, что такое сценическое время». Это же очевидно. Читаешь сценарий: «Вам чай с сахаром?» - «Да». – «Вам два кусочка или три?». Зачем эти подробности? Диалог стоит на месте, эпизод стоит на месте. Поэтому сейчас и появляются фильмы, в которых сюжет на 15 минут, а кино растягивается на 2 часа. Взрослый зритель этого не понимает. Ему надо, чтобы он понимал, про что ему рассказывают.

Джаник Файзиев: «Это миф, что продюсера сложно заинтересовать»

Правда ли, что одна сцена должна помещаться на одну страницу и каким-то определённым шрифтом? Если текст больше, чем на одну страницу, можно закрывать и не читать дальше сценарий?

Да, существует такое. Это негласный закон, такое представление о том, что сцена не должна длиться дольше двух минут. Но это не главное. Если сцена длится больше 2 минут, то зритель теряет интерес. Нужно встряхивать его каждые две минуты. Это такой ритм восприятия. На самом деле, как говорил Булат Окуджава: «Каждый пишет, как он дышит». Собственно, и снимает тоже каждый, как он дышит. Всё зависит от внутреннего ритма.

Если верить интернету, у вас актёрская работа была в 1989 году, а потом в 2016…

Просто я со своей мордой как актёр в отечественном кино трудно умещаюсь. В последний раз я играл в собственном же проекте, я его продюсировал. Там был персонаж по происхождению – грек.

Сериал «Мурка», насколько мне известно? Какова его дальнейшая судьба?

Он должен выйти осенью. Я надеюсь. У нас там случился кризис, денег не осталось. Мы искали того, кто будет играть грека. Тогда Эрнст посмотрел на меня и сказал: «Вот». Я думаю, что он это сказал, чтобы от него отстали уже и не приставали с повышением бюджета. Но таким образом у меня получился своеобразный возврат в актёрскую профессию.

Анна Полибенцева

обсуждение >>

№ 5
ВЛАДЪ (Санкт-Петербург)   20.03.2017 - 10:08
... Однако, в "Охоте на дьявола" именно такой сценарий и имеет место быть. 15 минут первой серии - сплошные бессмысленные никак несвязанные между собой диалоги. Выключил этот сериал. Как всегда... читать далее>>
№ 4
марго Братухина (киров)   18.03.2017 - 21:52
Благодарю за т/с "Мурка", который явился неожиданно потрясающим и по игре актёров, работе режиссёров, сценариста, костюмеров, постановщиков трюков... По прошествии нескольких дней завершения... читать далее>>
№ 3
Янн (Зеленоград)   16.03.2017 - 19:36
Джаник - за Грека Захария - большое мерси ! Не ожидала , что такой колоритный и брутальный будет ювелир . Браво! читать далее>>
№ 2
pirat999 (Berlin)   9.10.2016 - 16:14
Сказал бы сразу, что-бы создать одно хорошое кино, надо наверно создать три мыльных опер и сэкономить на этом деньги и положить себе в карман для любовниц и бывших жён. читать далее>>
№ 1
Лора Серова   8.10.2016 - 08:59
Не согласна. Не каждого зрителя необходимо встряхивать каждые две минуты экранной движухой. Всё зависит от качества фильма и от уровня зрительского восприятия. Глубокие фильмы по такому принципу не делаются.... читать далее>>
«Тематика 8 марта позволила нам уйти в более мягкую форму»: Максим Ткаченко и Андрей Шелков о возвращении на экраны героев «Нашей Russia»
«Тематика 8 марта позволила нам уйти в более мягкую форму»: Максим Ткаченко и Андрей Шелков о возвращении на экраны героев «Нашей Russia»
Продюсеры и авторы сценария праздничного фильма – о музыкальных номерах, ностальгии и аудитории, которую может привлечь проект
3 комментария

Афиша кино >>

фильм ужасов
Италия, 1977
мелодрама
Россия, 2024
триллер
США, 2025
боевик, комедия
Великобритания, США, 2024
комедия, приключения
Великобритания, Канада, США, Украина, Япония, 2024
драма, экранизация
Ирландия, Бельгия, США, 2024
мистика, фильм ужасов
Италия, 2023
триллер
Испания, США, Чили, 2024
все фильмы в прокате >>
Кино-театр.ру на Яндекс.Дзен