Кино-Театр.Ру
МЕНЮ
Кино-Театр.Ру
Кино-Театр.Ру
Кино-Театр.Ру мобильное меню

Александр Прошкин: «Кино не может быть религиозным актом»

интервью >>

Александр Прошкин — корифей советского и российского кинематографа, режиссёр фильмов «Холодное лето пятьдесят третьего», «Русский бунт», «Чудо», «Райские кущи». На прошедшем в Казани XII Международном фестивале мусульманского кино он возглавил жюри, а также представил мини-ретроспективу своих последних картин. Кино-Театр.ру поговорил с Александром Анатольевичем о казанском форуме, современном Зилове и о том, как бороться с «идеологией новостроек».

Александр Прошкин: «Кино не может быть религиозным актом»


Вы впервые на фестивале — ваши представления о нём совпали с тем, что вы увидели за эту неделю?

Не совпали. Я думал, что это один из обычных дежурных фестивалей, в то время как КМФМК оказался своеобразным, живым и очень человечным, с представительной кинематографией. Поэтому мне было бесконечно любопытно и интересно смотреть здесь кино. Плюс поразил зрительский ажиотаж. Складывается впечатление, что Казань состоит из одних киноманов — все места были заняты, проходы тоже. В общем, неожиданно.

А вам не показалось, что слово «мусульманский» в название фестиваля это скорее культурный маркер, нежели религиозный?

Понимаете, кино не может быть религиозным актом, в принципе. Фильмы на фестивале погружают нас в огромный мусульманский мир — в первую очередь, связанный с его проблемами. Вопросы религии, конечно, там присутствуют, потому что жизнь мусульман подчинена исламу, но она им не ограничена. Поэтому мне, как зрителю, важно было увидеть именно общечеловеческие проблемы.

Ещё в одном комментарии вы заметили, что средний уровень фильмов на КМФМК выше, чем на других фестивалях…

Когда я так говорил, то сравнивал его с российскими фестивалями, но, опять же, не хочется бросать камень в их огород, потому что КМФМК всё-таки международный форум. На нём представлены различные великие кинематографии — скажем, иранская. Плюс Юго-Восточная Азия, где сильно влияние «новой волны» китайского и корейского кинематографа. Это достаточно широкая палитра…

А вы много для себя новых имён открыли?

Конечно. Только, к сожалению, не успеваю их запоминать из-за старческой памяти.

Может быть, поделитесь, какие режиссёры произвели наиболее сильное впечатление?

Боюсь, я не имею права в преддверии закрытия фестиваля об этом говорить. Не могу называть ни имён, ни картины. Это табу! (Ознакомиться с решением жюри и списком победителей можно здесь - прим. ред.). Однако меня поразил общий уровень. Он довольно высокий. Даже у дебютантов. Даже у кинематографий, которые делают только первые шаги.

Александр Прошкин: «Кино не может быть религиозным актом»

Насколько одинаковыми по силе оказались игровая и документальная программа?

Естественно, они абсолютно разные, и иногда «документ» берёт за душу именно тем, что он «документ» — ты забываешь, что это фильм, растворяешься в нём. При этом все документальные фильмы отличаются друг от друга. Есть док, сделанный по следам какого-то события — это одно. Док, рассказывающий об определённой личности, — это другое. А док, который делается на протяжении нескольких лет упорным, подвижническим трудом — это третье. Они все совершенно разные.

Помимо председательствования в жюри вы на фестивале ещё представили мини-ретроспективу собственных фильмов…

Ну это не ретроспектива. Это несколько последних фильмов, которые можно показать на DCP [стандарт хранения данных цифрового кино], потому что остальные все сняты на плёнку.

Один из них оказался косвенно связан с Казанью — в «Райских кущах» сыграла уроженка этого города Чулпан Хаматова.

Моя любимая!

Вы, кстати, сразу решили, что она сыграет жену Зилова, а самого Зилова — Евгений Цыганов?

Да, особых раздумий у меня не было.

А что вас вообще побудило взяться за этот материал, в основе которого переосмысленная кинодраматургом Александром Родионовым пьеса Вампилова «Утиная охота»?

Диалог времён. Потому что мы периодически поворачиваем вспять. Время догоняет нас, и интонации того времени и сегодняшнего могут совпадать.

Александр Прошкин: «Кино не может быть религиозным актом»

При этом вы убиваете Зилова и этим, конечно, «Райские кущи» радикально отличаются от вампиловской пьесы, где в конце герой переживал внутреннее перерождение.

Мне кажется, что, как ни странно, но то время [пьеса была написана в 1967 году, а впервые поставлена в 1976-ом] было наполнено ощущением какой-то смутной надежды, ожиданием каких-то перемен. Сейчас же мы впали в такую относительную стабильность. Общество стало конформистским. И для меня это очень драматическое ощущение жизни. Мне кажется, что как только Зилов-Цыганов растоптал любовь и всё пустил под откос, ему уже больше незачем жить, у него нет на это сил и желания. Поэтому мне показалось правильнее сделать такой драматический, даже трагический финал. Плюс в финале герой всё же раскрывается с иной стороны, когда совершает настоящий мужской поступок — спасает своего друга Диму на охоте.

И он делает его смерть не бессмысленной. В этом смысле финал Зилова-Цыганова выглядит даже отчасти хэппи-эндом по сравнению, скажем, с дальнейшее судьбой Зилова Олега Даля, который в «Отпуске в сентябре» не только не пережил внутреннее перерождение, но и не совершил какого бы то ни было подвига. Кстати, вы обмолвились про конформизм, поэтому наверняка не случайно фильм называется не «Утиная охота», а «Райские кущи» — по названию района новостроек в картине?

Да, это такой образ погони за сегодняшним благополучием, престижем, успехом, потому что в каждом городе (не знаю, как в Казани) есть свой район новостроек, куда все стремятся попасть, чтобы засвидетельствовать своё благополучие. Уровень благополучия стал целью жизни.

А как сражаться с этой «идеологией новостроек»?

С новостройками сражаться не надо, нужно просто понять, что жизнь состоит из других ценностей. Необходимо вернуться к истинным ценностям: любви, товариществу, творчеству, дружбе, созиданию. А погоня за успехом всегда приводит к деформации личности, особенно когда это приобретает массовый характер: люди начинают локтями толкать друг друга. Вообще очень много злобы и ярости появилось в последнее время. Мне кажется, надо как-то смягчать нравы.

Александр Прошкин: «Кино не может быть религиозным актом»

Евгений Ткачёв
Илья Учитель: «Папа мне никогда никакие мудрости конкретными фразами не доносил»
Илья Учитель: «Папа мне никогда никакие мудрости конкретными фразами не доносил»
Режиссер фильма «Батя 2. Дед» – о работе на «домашней студии», богатой мимике Евгения Цыганова даже в пластическом гриме и любви, которая идет из детства и не зависит от поколений
2 комментария

Афиша кино >>

комедия, мелодрама, приключения, фэнтези
Япония, 1992
боевик, комедия, триллер
Великобритания, США, 2024
драма
Бельгия, Италия, Франция, 2024
драма, мистика
Бельгия, Нидерланды, Норвегия, 2024
боевик, приключения, фэнтези, экранизация
Китай, 2024
детектив, драма, криминальный фильм
Гонконг, Китай, 2024
боевик, научная фантастика, приключения
Россия, 2025
комедия, мелодрама
США, 2023
все фильмы в прокате >>
Кино-театр.ру на Яндекс.Дзен