Впервые на большом экране Артём Михалков появился ещё в младенческом возрасте в знаменитой «Сибириаде» Андрея Кончаловского и Леонида Эйдлина. С тех пор его судьба неразрывно связана с кино. В 1998 году он закончил режиссёрский факультета ВГИКа (мастерская Марлена Хуциева) и совместно с Ильей Хржановским снял первый короткомтеражный фильм «Остановка». После чего работал ассистентом режиссёра на ленте Никиты Михалкова «Сибирский цирюльник», где также снялся в роли юнкера Бутурлина. Зрителям знакомы, прежде всего, его актёрские работы: Мичман Нечаев в «72 метра», Стас из «9 роты», Вадим в «Духless» и многие другие. Также Михалков добился успехов на посту президента фестиваля дебютного кино «Движение», который за 4 года стал одним из самых актуальных смотров на постсоветском пространстве. Однако полнометражный режиссерский дебют - авантюрную комедию «Ставка на любовь» - он выпускает только сейчас. Премьера фильма с Ованнесом Азояном и Андреем Бурковским и стала поводом для нашей встречи, во время которой мы поговорили о жанрах, новых «Гардемаринах», герое нашего времени и месте режиссера в современной России.
Вы всю жизнь связаны с кино. Почему решили снять свой полнометражный дебют только сейчас?
Я снимал и документальное кино, и рекламу, и клипы - как говорят, был в профессии. Но именно полнометражный фильм как-то не складывался. У меня были разные сценарии, я много раз пытался, но всегда что-то мешало: то продюсерам не нравилась история, то я сам чувствовал, что не готов, то финансовые моменты, то ещё что-то. А тут, как по мановению волшебной палочки: появился сценарий, появилась группа единомышленников, и всё понеслось.
Для вас это какой-то особенный этап в карьере?
Определенно. Полный метр предполагает наличие опыта, знаний, умения разговаривать, находить продюсеров и т.д. Это колоссальная ответственность. И если ты её на себя взял, то и отвечать надо по всей строгости.
Для вас как для режиссёра существуют оковы жанры? Или всегда в начале это полностью авторское видение, а жанр приходит потом?
В режиссуре важно чётко придерживается жанра, потому что, когда начинает ломаться жанр, ломается и сама история. Но очень часто бывает ситуация, когда, допустим, снимают комедию, а потом становится понятно, что получается не совсем комедия, а скорее драмеди. Это зависит и от режиссёра, и от того, насколько сценарий дорабатывается во время съёмок, да и актёры очень много чего приносят, что может полностью изменить суть истории. У нас, как мне кажется, получилось всё-таки романтическая комедия. Там и дружба, и любовь, и авантюра, связанная с героем
Александра Реввы. При этом, что для меня очень важно, это фильм для всей семьи.
Одна из сюжетных линий связана с покером. Какими фильмами про казино и карты Вы вдохновлялись?
От референсов никуда не уйдешь, потому что так работает наше подсознание. Ты в любом случае хочешь, чтобы это было на что-то похоже. Я не могу сходу назвать все фильмы, которые мы смотрели, но и «
11 друзей Оушена», и «
Казино» точно в этом списке были. Наша история получилась не о фишках, казино и деньгах, а о том, что человек, пройдя через ряд трудностей, может прийти к искреннему – к любви и пониманию. А так как это не фестивальный фильм, а всё-таки коммерческий продукт, то мы хотели сделать его ярким и запоминающимся, в чём, конечно, большая заслуга
Марата Адельшина. Мы с ним очень быстро друг друга поняли, и в итоге у нас получился настоящий творческий союз. Споры, конечно, были, но главное – мы смотрели в одну сторону. Помимо этого, конечно же, у нас были замечательные продюсеры. Это компания
Yellow, Black & White Эдуард Илоян,
Денис Жалинский,
Резо Гигинеишвили и все-все-все, кто был причастен к этому проекту. Это очень важно, когда есть союзники и есть, кому в сложный момент подставить дружеское плечо.
Что такое быть режиссёром в России сегодня? Возможно ли быть режиссёром-автором, кредо которого «я хочу так и все остальные варианты не принимаются»? Есть ли в этом необходимость?
Я думаю, что вот это ощущение «я так хочу» надо заслужить. Сейчас кино – это, прежде всего, продюсерская история. Сколько мы знаем случаев, когда режиссёр уходил с проекта, потом возвращался, потом проект передавали кому-то ещё, потом продюсеры начинали сами снимать, становились режиссёрами и так далее. Раньше такого не было, естественно. Но учитываю сегодняшнюю ситуацию, я безумно рад, что в свои 40 лет у меня есть такая возможность – снимать кино, открывать что-то новое. Для меня это всё ещё поиск и очень большой эксперимент, поэтому я очень сильно прислушиваюсь к тому, что говорят вокруг. Пока я просто хочу снимать.
У вас уже есть конкретные идеи, проекты на будущее?
Мне очень хочется сделать простую современную драму про наше время, про то, что я знаю, про то, что я видел. Это и 90-е годы, и 2000-е, и нынешнее время. Мы сейчас разрабатываем сценарий и начинаем думать где, как и с кем его делать.
У любой эпохи должен быть свой герой. Кто герой нашего времени? Брокер, менеджер, гастарбайтер?
Роман Прыгунов снял «
Духлесс», и я считаю что Макс – герой нашего времени, по крайней мере, он занял свою нишу. Это может быть любой человек на самом деле, и для меня большая загадка, почему его всегда ищут. Во все времена ищут этого героя. Мне кажется, он может быть любой профессии, главное, что с ним происходит, с этим героем, и как он реагирует на так сказать «вызовы современности». Я очень надеюсь, что герой моего следующего фильма сможет стать таким и ответить на те вопросы о нашем поколении, которые всех беспокоят.
Есть ли, по вашему мнению, российский режиссер, который сегодня пытается ответить на эти вопросы?
Жора Крыжовников. Мне нравится его общая мысль, и как он это всё складывает, как он это всё создаёт, как пишет сценарий. У него новое видение ситуации, и оно очень крутое. Как мне кажется, среди режиссёров, которые снимают именно комедии, он номер один. Он интересен.
Но у него же, по большому счету, нет героя. У него есть набор типажей, которых он ставит в некие обстоятельства…
Но он умеет это так создать и преподать, что безоговорочно веришь в эти ситуацию, в этих героев. Они – настоящие, то, как они говорят, то, как они действуют - за этим стоит очень глубокая художественная правда. А это действительно очень смешно, круто и актуально. И кассовые сборы это только подтверждают.
Расскажите о кастинге. В нём есть очень известные, «медийные» лица - Дмитрий Хрусталёв, Андрей Бурковский. Это режиссерское видение или уступка продюсерам?
У нас были очень долгие и сложные пробы, и тот ансамбль, который у нас получился, – это результат очень большого числа обсуждений и споров, но сегодня могу сказать, что я ни на йоту не сомневаюсь в нашем выборе. У Бурковского дуэт с главным героем
Ованесом Азояном, и когда я их первый раз увидел вместе, понял, что вот оно. Они дополняют друг друга, это какая-то химия, они просто стоят рядом, но у тебя уже пропадают многие вопросы, и многие сцены складываются сами собой. Потом появилась
Катя Шпица - и мы поняли, что костяк у нас уже есть. У Димы Хрусталёва роль не очень большая, но он смог поймать образ и талантливо его раскрыть.
Полина Максимова — фантастическая вообще.
Олеся Судзиловская меня на съёмках поразила, она мне говорила «самый лучший дубль — это мой первый дубль». Я потом на монтаже смотрел, и понимал, что она права. Александр Ревва глубокий, знающий тонкости в юморе, предлагающий артист. Интересно получается, что сейчас и в кино, и на телевидении очень многие пришли из КВН. Я не знаю, почему.
Есть мнение, что КВН-щикам в кино не место, потому что они мыслят другими категориями, не целой картиной, а скетчами и гэгами…
Категорически не согласен. Бурковский тоже из КВН, а сейчас работает в МХТ, у него там через день спектакли. Он очень дотошный, следит за каждой мелочью, страшный зануда. Саша Ревва, несмотря на свой статус и известность, постоянно старается совершенствоваться, и это вызывает безумное уважение. Да и продюсеры наши тоже оттуда, при этом раз в квартал кино выпускают. Я вообще не понимаю людей, которые во всём видят только негатив. Я из тех людей, которые просыпаются утром, видят солнце и - «Боже, какое счастье!». Я бы очень хотел, чтобы люди жили с такой же установкой, и тогда все проблемы решались бы намного проще.
У вас есть секрет, как сбивать с известных актёров их «медийность» и груз прошлых ролей? Как сделать, чтобы зритель видел персонажа, а не Ржавого из «Даешь Молодежь» или «светленького» из «Вечернего Урганта»?
На самом деле не так уж важно, какой бэкграунд у актёра за плечами. Важно, чувствует он своего героя или нет, понимает ли его, комфортно ли ему в нём. Когда я снимался в «
Сибирском цирюльнике» у отца, он нас отправил на четыре месяца в Костромское военное училище, где мы жили в самых настоящих казармах, и если у меня до этого и были какие-то фальшивые представления о самом себе, то это быстро всё облетело. Надо просто дать актёру время пожить жизнью своего героя. Вот как
ДиКаприо, когда снимался в «
Выжившем», он же и в воде этой ледяной лежал, и печень ел. Может быть, это перегиб под «Оскара», но упрекнуть его в непрофессионализме точно никто не сможет.
Вы также являетесь президентом фестиваля дебютов «Движение» в Омске. Что от него ждать в этом году?
Мы пока только открыли заявки на наш фестиваль. Это не так быстро происходит. Могу сказать одно: у нас четвёртый год будет фестиваль, который складывается в очень правильную историю. И что важно, дебютанты, которые приезжают в Омск, потом делают более уверенные шаги и переходят в большое кино. И мне от этого очень тепло: от наших зрителей, от той атмосферы, которая там существует. Сейчас на Берлинский фестиваль поехал один из участников нашего фестиваля. И это безумно приятно – быть сопричастным этому движению. В этом году программа у нас будет ещё сильнее и интереснее. Добро пожаловать всем в Омск.
При этом каждый год он меняется, обрастает новыми программами и интересными форматами...
Это всё
Стас Тыркин. Он – клад всех фильмов на Земле. Он постоянно где-то - то на Берлинском, то в Каннах, то ещё где-то... Я думаю, что, учитывая его энтузиазм, талант и трудолюбие, мы уже через несколько недель сможем вам представить что-то удивительное.
Почему эта история получилась, выстрелила именно в Омске?
Мне кажется у феномена Омска, есть одно простое объяснение: здесь все хотят искренне общаться, и делают своё дело. За простоту и желание открывать новые имена многие любят этот фестиваль. И мне хочется снова поблагодарить Стаса, Полину Зуеву и всех-всех-всех. Это же не просто взял и закрыл на ключ, а потом через год пыль стёр. Это постоянное общение, жизнь, смотры фильмов. Сложно, но интересно.
Для многих наших читателей вы всё-таки как актёр известны. И из заявленных у вас проектов на будущее - «Гардемарины». Правда это или нет?
Я общался с
Светланой Дружининой, мы договорились, что я приеду на пробы, проведем примерку костюмов. Вопрос в том, чтобы я не состарился уже к тому времени, когда его будут снимать (смеется – прим.ред).
Для вас режиссура и актёрство — это две разные дороги? Или в каких-то точках они могут пересекаться?
Конечно, они разные. Хороший режиссёр — это мечта. Конечно, если мне сейчас предложат классный сценарий и дадут в нём роль, я с удовольствием соглашусь. Но сейчас я хотел бы дальше продолжать снимать как режиссёр.
А не думали сами сняться в своём фильме?
Это высшая смелость, я могу сказать так. У меня пока таких мыслей нет. Может быть, одну из ролей в своём фильме я бы себе и отвёл, но мне кажется, что в данный момент надо сосредоточиться либо на одном, либо на другом. Невозможно делать всё сразу. Так получилось у отца, и он завоевал «Оскар». Но это один случай на миллион.
обсуждение >>