Кино-Театр.Ру
МЕНЮ
Кино-Театр.Ру
Кино-Театр.Ру
Кино-Театр.Ру мобильное меню

Александр Котт: «Мы знаем, что было, даже когда нас не было»

интервью >>

В прокат вышло «Испытание» - бессловесная живописная притча режиссера Александра Котта про казахскую девочку, живущую в степи с отцом, который каждое утро уезжает в неизвестном направлении на старом грузовике. За сердце девочки борются двое юношей - один из местных, второй - проезжавший мимо на автобусе, да так и влюбившийся. Лента получила на прошедшем «Кинотавре» главный приз и награду за операторскую работу. Мы поговорили с Александром Коттом о женском лице «Кинотавра», непростой судьбе «Испытания», генетической памяти, хороших американских сериалах и втором сезоне «Обратной стороны Луны».

Александр Котт: «Мы знаем, что было, даже когда нас не было»

Хотелось бы начать с истории съемок фильма, которая сама напоминала испытание. Изначально это был проект Павла Чухрая. Расскажите, как вы появились в нем и как много изменили по сравнению с первоначальным сценарием?

Сценарий Павла Чухрая был другой совершенно. В какой-то момент продюсер снова сделал предложение. Я позвонил Павлу Григорьевичу, чтобы ничего не происходило за спиной. Он благословил. В результате все так и зависло, потому что снять все, что там задумано (это очень масштабное кино) невозможно было с предполагаемым бюджетом. Игорь Толстунов дал мне карт-бланш. Я поставил условия: новый сценарий, кино без слов, ни одного кадра из прошлого фильма, новый кастинг. Это стечение обстоятельств дикое и печальное: тот проект не случился, а случился новый. Толстунов сказал «окей», и я начал делать кино бессловесное. Было ясно, что все рискуют. Могло получиться, могло не получиться. Когда не получается, кино кладется на полку, потрачено время. Я считаю, что у нас небольшой бюджет, но огромные деньги. Хотя большой бюджет, почему небольшой. Мне был дан шанс, и я его использовал.

Это не первая ваша попытка снять фильм без слов. Был сценарий «Завьялов и Юла», проходила читка. Какие-то идеи оттуда были использованы? Или есть надежда, что та история доживет до экрана?

Кстати, вы сейчас мне про него напомнили. Та история совершенно другая, но она тоже бессловесная. Она связана с тем, что главный герой не может разговаривать. Он живет один и воспитывает девочку, а так как девочка не слышит ни одного голоса, ни одной фразы, она и не знает, что можно разговаривать. Когда у нее хорошее настроение, она поет, как ветер, когда плохое - как шторм. Наши звуки, речь - она придумана. А представляете, если бы все разговаривали языком природы? Там про это история. Она совершенно другая. Сейчас напомнили. Я просто всем говорю, что больше не буду делать бессловесное кино, но если появится шанс это сделать - получится тоже очень красивое кино.

Александр Котт: «Мы знаем, что было, даже когда нас не было»

В рамках «Кинотавра» было показано много фильмов женщин-режиссеров. И несмотря на то, что награды это не очень отражают, многие говорят, что у этого фестиваля, как и у, скажем, следующего шага российского кино - более женское лицо, чем мужское.

Я согласен.

Два года назад вы сидели в жюри «Кинотавра», а насколько вам была интересна программа в этом году? Какие новые эмоции, новые мысли женские фильмы вам принесли?

Честно говоря, я в шоке. Мне очень понравилось. Хотя говорить понравилось/не понравилось - это другое. Это взрослое кино (для дебютов как минимум). Оно не студенческое, абсолютно искреннее. Какая-то новая планка. Такого женского кино я не видел в принципе. В свое время, лет десять назад, была Аня Меликян с «Русалкой», Германика, понятно. Но это - ощущение ясного, чистого высказывания про нас и про сегодняшний день. И это очень здорово. Я как бы завидую по-хорошему. Я в приятном шоке, завидую, что все впереди. Ощущение, что впрыгнул в уходящий поезд - в смысле «Кинотавр». Знаете, это как будто новое кино. Вся “новая волна” - Попогребский, Хлебников и так далее - это уже ощущение прошедшего времени. И я в том числе, хотя я и не на волне.

Нет желания что-то снять по женскому сценарию, попытаться переосмыслить те эмоции и мысли, что выплеснулись в виде текста, с мужской и режиссерской точки зрения? Или это, наверно, невозможно?

Там героини - женщины. Авторы чувствуют женщин, девушек, девочек. Я не возьмусь придумывать женскую судьбу, женскую историю, женский нерв. Все равно обманусь и обману других. Там вся прелесть в том, что ощущение, физически, что они рассказывали про себя. В этом смысле никогда нельзя отдавать чужому человеку рассказывать про тебя. Я бы про себя что-нибудь рассказал - 20-летнего, шибздика тогда еще.

Александр Котт: «Мы знаем, что было, даже когда нас не было»

Вы сняли уже два фильма – «Испытание» и «Брестская крепость», - у которых был исторический бэкграунд. Большая основа, архивы, которые вы изучали. Как проще или интереснее работать: когда у произведения есть конкретная эпоха, на которую нужно настраиваться, или когда это вымышленный сюжет?

Просто две большие разницы. Когда ты делаешь про конкретную эпоху и про конкретных людей, как в случае с «Брестской крепостью», ты не имеешь права ошибиться. Фальшь всегда видна, чувствуется. Поэтому в «Брестской крепости» была задача воссоздать ту эпоху, вытащить все, что было тогда. В ситуации с «Испытанием» мы не воссоздавали, а создавали новый мир. Очень хотелось, чтобы эта история происходила как вчера, так сегодня, так и завтра. Словно детский рисунок: степь, домик, солнышко, мальчик, девочка, мальчик на коне. Как азбучная такая истина.

При этом же Вы же опирались на Семипалатинск, на 50-е годы?

Да, естественно, но представьте, что вы смотрите фильм, не зная, что это Семипалатинск. Происходит в степи какая-то история. Ясно, что там есть эпоха - в красном цвете, в машинах и так далее. Но это не про Семипалатинск. Мы историю, конечно, изучали. Во-первых, я никогда не жил в степи в Казахстане, в степи, поэтому нам с художником нужны было вытаскивать откуда-то запах того времени. На уровне деталей, как построены дома. Дом, кстати, строили по тем рецептам, по которым обычно строят дома, чтобы это не была фанерная декорация.

У вас каждый год выходят разные проекты. Скоро премьера «Испытания», сейчас вы снимаете второй сезон «Обратной стороны Луны», новеллу в «Елках». Удивительное трудолюбие и производительность. Насколько вам легко перестраиваться между разными проектами, форматами, эпохами?

Скажу страшную вещь: для меня кино - в первую очередь профессия. Для меня катастрофа - когда ничего не происходит. Я не могу запереться на даче и читать книги в поисках… Для меня важно движение постоянное. Я так долго был без работы и без кино… Я еще от много очень отказываюсь. А перестраиваться: кино сделано - просто выключаешь тумблер, кино живет своей жизнью. Ты идешь навстречу другому миру. Это нормальная ситуация. Это такая иллюзия, что постоянно: раз в год кино, раз в год сериал. Это просто ощущение. Меня очень, по-видимому, много. А новелла в «Елках» - это некая дань друзьям.

Александр Котт: «Мы знаем, что было, даже когда нас не было»

Сейчас вы работаете над вторым сезоном «Обратной стороны Луны». Что сложнее было - вернуться и попытаться второй раз войти в ту же реку, с тем же героем и какими-то ожиданиями от этого проекта? Или первый раз согласиться на адаптацию довольно популярного западного сериала?

Тяжелее в первый раз, но сейчас - интереснее, потому что мы делаем новый мир. Главный герой возвращается в наше время, но... не в наше время, так скажу.

Как вы работаете с этим мистическо-фантастическим сюжетом? С Семипалатинском и Брестом была архивная основа, а как придумываете новый мир? На основе чего: каких-то книг, каких-то мыслей, что могла быть другая архитектура, другой ритм жизни, еще что-то?

(Долгая пауза) Такое странное ощущение. У нас у всех есть генетическая память. Мы знаем, что было. Даже, когда нас не было. Мы все пережили войну. Есть ощущение, что мы знаем, как было. А есть, наверно, какое-то генетическое будущее. Мы еще там не были, но мы знаем, мы чувствуем. И вот схватить эту ноту и создать ее - это очень интересно, чем мы сейчас и занимаемся.

Вы много смотрите фильмов, сериалов?

Сейчас, в основном, сериалы. True detective, Homeland, Shameless, «Карточный домик». К сожалению, очень мало времени, а я по ночам сплю. Знаю людей, которые не спят круглосуточно и смотрят сериалы. И все помнят.

Если бы поступило предложение из Америки что-то снять, не обязательно сериал, вы бы согласились?

У меня уже есть такое предложение.

Можете раскрыть тайну?

Нет.

Александр Котт: «Мы знаем, что было, даже когда нас не было»

Алексей Филиппов

Афиша кино >>

боевик, научная фантастика, приключения
Россия, 2025
комедия, мелодрама, приключения, фэнтези
Япония, 1992
боевик, комедия, триллер
Великобритания, США, 2024
драма
Бельгия, Италия, Франция, 2024
драма, мистика
Бельгия, Нидерланды, Норвегия, 2024
боевик, приключения, фэнтези, экранизация
Китай, 2024
детектив, драма, криминальный фильм
Гонконг, Китай, 2024
комедия, мелодрама
США, 2023
все фильмы в прокате >>
Кино-театр.ру на Яндекс.Дзен