Валентин Самохин – замечательный интеллектуальный актер и прекрасный собеседник, с которым интересно обсуждать все, что касается кино и театра. Тем не менее, в нашем разговоре мы постарались не увлекаться сторонними темами, и говорили преимущественно о нем.
О тебе не очень много информации в интернете, поэтому сразу прошу прощения за банальные вопросы. Начнем, традиционно, издалека, кем ты хотел стать в детстве?
Актером. Актером. В детстве я хотел стать актером.
С какого возраста?
Мне кажется, до школы еще. С начальных классов точно.
А почему? Много фильмов смотрел?
Я много смотрел фильмов, много ходил в театры, уже в младших классах школы вполне ощущал, что я разбираюсь в театре. У меня был смешной случай, в классе шестом, в советские еще годы, пришла дама, распространитель билетов, и говорит: Вот билеты в ТЮЗ. В то время меня уже бабушка водила в Малый театр и другие, на классические спектакли. Я спрашиваю:
«Как спектакль называется». Она говорит:
«Вся его жизнь». Наша классная руководительница, учительница по литературе была очень правильной женщиной, в духе советской школы, она объяснила, что был такой фильм «
Коммунист», и это спектакль по нему. Я сказал, что я не пойду. Потом выяснилось, что фильм «
Коммунист» очень хороший, спектакль я не помню, видимо, он оказался плохой, а классная руководительница оказалась из семьи репрессированных и впоследствии уехала в Америку. Приличная оказалась женщина, мы с ней в старших классах даже дружили.
Родители как относились к тому, что ты собираешься стать актером?
Родители, естественно, говорили, что дикий конкурс, что можно не пройти, а потом загреметь в армию. Были классические разговоры о том, что нужно иметь какую-то профессию. Но не это сыграло свою роль. У меня был в Питере двоюродный дядя, контуженный после фронта, он каким-то образом оказался в БДТ и проработал там больше 10 лет. Дядька на меня большое влияние оказал, хотя он в Питере жил, и мы виделись не очень часто. Когда я учился в 9 классе, он написал мне письмо, в котором лейтмотивом проходила тема «Нет на театре счастья». О том, что театр полон глупыми завистливыми людьми, и не надо тебе это, получай нормальную профессию, играй в самодеятельности, и будет у тебя все хорошо. Не то, чтобы на меня это впрямую оказало влияние, но как-то отложилось, видимо, да еще и реально представлялось, что 100 человек на место. Потом-то выяснилось, что все немного проще. Но тогда казалось, что поступить в театральный нереально. И я уже после школы, имея опыт в театральной студии, пошел спокойненько совершенно в другую сторону, на филологический факультет МГУ.
Что за театральная студия?
Она называлась «Сцена в доме Шехтеля», ее давно уже нет. Это был любительский театр, но на приличном уровне. Он находился на проспекте Мира, в 7-8 классе я ходил туда в детский кружок, а оттуда перескочил во взрослую группу. Мы были именно театром, ставили спектакли: "На всякого мудреца довольно простоты", "Женитьбу" Гоголя, "Баню" Маяковского, "Женитьба Фигаро" была, которая в моей жизни возникла потом еще раз. Там я играл Керубино. Был детский спектакль «Кот в сапогах». Потом сменился руководитель, человек, который возглавил студию,
Андрей Демехин, был восьми классов образования, но он много лет проработал в мастерских театра Образцова. У него был удивительный художественный вкус, и его я считаю своим первым театральным учителем.
Он жив сейчас?
Да, он жив, работает в театре Образцова, я с ним созванивался неделю назад. Так получилось, что он был нашим главным режиссером со своим уникальным чутьем, интуицией.
Ты отучился в МГУ?
Отучился по совершенно непонятной специальности, но потом оказалось, что она вполне применима, со своим редким словенским языком я год поработал в одной конторе, потом поругался, ушел оттуда, жил халтурами с этим языком и через год после окончания университета совершенно неожиданно поступил в
ГИТИС.
Только туда подавал?
Нет, я везде ходил, кроме ВГИКа. Мне было 22, и я подумал, что надо же попробовать хотя бы один раз, галочку поставить. Я слетел во МХАТе, в Щепке, в Щуке я не дошел даже до первого тура, там мне сказали
«вам на режиссерский надо, вы умный слишком». В ГИТИС я попал со второго тура.
Помнишь, что ты читал?
Конечно, помню. Лермонтова «Журналист, читатель и писатель». Причем, я сейчас впервые об этом буду говорить, это было слизано. Есть пластинка, диск, где Лермонтова читает
Олег Даль. Не сказать, что я большой поклонник
Олега Даля, не мой, наверное, артист, но конкретно эта вещь – стихотворная драма на несколько голосов… Наверное, я на этом и вылез, на ироничном отношении и на том, что там три персонажа. Я читал его и на первом туре, а на втором, когда я это же прочел мне сказали «ну-ка давай что-нибудь еще». Я прочел Галича, с этим и поступил. Во МХАТе я читал басню, а в Щепке я спел, после чего мне сказали: Спасибо, достаточно…
Актеры родом из провинции часто рассказывают трогательные истории о том, как какая-нибудь учительница открыла в них талант, и они приехали в Москву. Ты москвич, живешь в этом городе, это помогает тебе?
Нет, это мешает. По очень простой причине. Москвич благополучен, ему не надо ползти, пробиваться, я всегда знал, что позади меня есть трехкомнатная квартира на Проспекте Мира, до какого-то момента есть гарантированный кусок хлеба, мама-папа не бросят. Это с точки зрения внутреннего настроя мешало.
А сейчас? Есть конкуренция с людьми, которые приехали и всего добиваются?
Я не очень люблю слово конкуренция. У этих людей крепче лоб. У меня почти начисто отсутствует такая штука как «
соревновательность». Наверное, это плохо. Но кого-то обойти – не то, что скучно, а не умею, я просто вне этой системы координат.
А какими методами тогда добиваться, чтобы эта роль досталась именно тебе?
Надо прийти и сделать хорошо. В кино надо прийти на пробы. Пробы проходят, к счастью, не в присутствии других претендентов. Надо хорошо сыграть. В театре сложнее. Там уже есть какое-то представление о тебе, и трудно что-то изменить. Надо, наверное, уметь себя ставить. Я этого не умею – себя ставить. А в кино ты пришел, тебе дали материал, быстро прикинул, что это такое может быть…. Недавно был случай. Мне говорят:
у нас есть роль, даже не роль, а эпизод, но мы боимся вам предлагать. Я говорю:
Что такое? – Да там, говорят, совсем маньяк, доктор Лектор. Я посмотрел – одна сцена, я не понимаю, что делать, но, поскольку я в тот момент был коротко стриженный, со щетиной, и линзы вместо очков догадался надеть, я в него как-то «вскочил» за 5 минут. Буквально на днях у меня будут съемки на один день.
Что за проект?
"Профиль убийцы", сериал для НТВ. Уже не принципиально, что за фильм. Надо сделать роль. Потом оказалось даже, что в этой истории я чуть ли не главный злодей.
Все свои работы помнишь?
А я записываю. Это может быть дурацкое честолюбие. Но это удобно. Мой друг
Гриша Перель не помнит, например, потому что не записывает. А я записываю. Конечно, эмоционально я не все помню. Потому что были эпизоды на одну реплику, были вообще без реплик.
Мы тоже записываем, ты нам присылай сведения… Значит вы обсуждаете со своими друзьями-актерами свои работы. А можете друг другу сказать: «ты облажался» или наоборот «ты – молодец»?
«Ты – молодец» – конечно. Сказать, что плохо - смотря кому. Некоторым не говорю, хотя люди близкие, просто знаю, какая будет реакция. Да и вообще говорить «плохо» не вижу смысла. Если есть конкретика, за которую можно зацепиться, наверное, скажу. Сам прислушиваюсь тоже к конкретике. Если говорят «да вообще говно», я говорю «ну, ладно». Я еще мало чье мнение ценю. Есть может человек шесть-семь.
Наверное, ты сам себя оцениваешь очень критично.
Да. Я и сам вижу, если хорошо. А где-то, точно знаю, «залажал» и конкретно знаю, на чем «залажал». Хотя не могу сказать, что я к себе совсем уж объективен.
А как оценивает тебя твоя семья? К их мнению ты прислушиваешься?
Да. Мамино мнение мне важно, хотя у нее специфические критерии. Они же мало что видят. Отлавливать в телевидении все мои роли – это немножко смешно. А в театре они много что видели.
А что было наиболее интересного в работе непосредственно в этом году?
Было интересно работать в «
Школе». Сейчас начинается интересный проект, он называется «
Манипулятор». Десятисерийный проект, у меня в нем будет «главная роль на серию». Всего второй раз за 10 лет работы я столкнулся с очень интересным сценарием. Замечательно написанным. Там пять главных героев, включая
Гошу Куценко, с которым я пока на площадке не встретился. Кроме него
Банщикова,
Семакин,
Максим Виторган и
Аня Антонова. Их герои будут действовать во всех сериях. Сначала проект назывался «
Оратор», поскольку главный герой умеет говорить. Он говорит так, что за ним идут люди. Он собирает вокруг себя команду, каждый человек в которой оригинальный, обладающий определенным талантом. Получается история немножко аферистов. Понятно, что это больше комедия. Я изначально пробовался на одну из главных ролей, плохо попробовался, не прошел, потом забыл про это, а затем меня позвали на другую роль.
А твой персонаж – кто?
Он директор страховой компании, который боится всякой заразы. У него масса баночек, капелек, марлевые повязки, собаки-кошки – не дай Бог. Вначале такой противный персонаж. Он приходит к этим людям, и они начинают менять его имидж, поначалу безуспешно. Но потом оказывается, что человек-то хороший, просто сам себя загнал в какой-то угол. Замечательная история: легкая, светлая, с прекрасным юмором, очень хорошим языком написана. Режиссер, он же продюсер и один из авторов сценария –
Александр Семин. Это его первая режиссерская работа. С ним удивительно и прекрасно работать, редчайший случай, когда говоришь с человеком на одном языке. Замечательный человек.
Когда и где выпустят фильм?
Обещают вскоре после нового года. По первому каналу. Моя серия – седьмая по счету.
Ты упомянул работу в сериале «Школа». Давай про нее поговорим. Год уже прошел практически с момента показа. Остались ли какие-то отголоски от этой работы?
Если внешне, то после него я начал ловить какие-то взгляды на улице, иногда девочки начинают хихикать. Официанты в кафе иногда спрашивают. Хотя я прекрасно отдаю себе отчет, что смотрели-то немногие.
Смотрели люди, которые обычно не смотрят сериалы.
Согласен. Съемки в «
Школе» были новым способом существования. Я не могу сказать, что он мне на 100% близок. Он, этот способ, довольно необременительный. Надо сделать максимально похоже на жизнь, тут сильно себя напрягать не надо. Основной вопрос после окончания сериала: какое послевкусие осталось?
Вопрос к кому? К себе или к зрителям?
К зрителям, конечно. И к себе, как к зрителю. Я не уверен, что хороший фильм может быть равен самому себе. Если из него не вылезает ничего больше, чем видно, то его, наверное, сложно отнести к произведению искусства.
Но очень много вылезло, ты так не считаешь? Помнишь, сколько было шуму? Страна так верещала, пока шел сериал?
Это не то. На уровне смысла много вылезло. А на уровне эмоций – нет. Получилось либо возмущение, либо восторг. А слез и смеха – нет… Мы тут с сыном посмотрели
"Гадкого утенка" Гарри Бардина, сын меня три раза спросил «Зачем снимают грустные фильмы». Я попытался объяснить, что слезы – это эмоции, и душа в этот момент трудится. А После «
Школы» у меня ощущение, что эмоционального облика у фильма нет, это ряд событий. Это интересно с точки зрения производства, и интересно в нем поучаствовать. У меня вызывает уважение тот стиль, который
Германика создает на площадке, но я не уверен, что считаю «
Школу» произведением искусства. Это хороший, качественный продукт.
Но это кино – отражение реальности. Наверное, над событиями жизни мы также не плачем и не смеемся, и что-то проходит и забывается очень быстро, а что-то остается в памяти.
Конечно. Это срез жизни, но не произведение искусства. Может такое быть в жизни? Может. Должен ли был этот фильм появиться на первом канале? Безусловно. Это очень здорово, что он появился. Как общественное явление для меня это очень важный фильм. И мне было очень интересно. Это был интересный опыт общения и с
Германикой, и с актерами, которые там работали. Там был ряд очень хороших актеров.
Как тебе работалось с Валерией?
Интересно. Мне не было сложно. Не скажу, что мы нашли общий язык, это грубо слишком звучит, потому что в жизни мы слишком разные люди, но я понимал, что она от меня хочет, она понимала, что я могу ей дать. Она крепкий профессионал, знает, что хочет.
А ты поддерживаешь ее мысль о том, что актеры – люди одноразовые, могут сниматься только единожды?
Нет. Она вправе высказывать такую мысль. Многие сцены в
«Школе» были сняты с первого дубля. Это интересная технология, но с точки зрения отношения к артисту – я не согласен.
Мне тоже кажется, что правомочно скорее говорить об одноразовом режиссере, которого свербит какая-то одна мысль, и он всюду ее вставляет.
А вот это мы поглядим. Посмотрим, что Лера снимет следующее. Я жду. Пусть даже в этой же стилистике, но с другой тематикой. Если это окажется качественным, я буду очень рад.
А если тебя позовет, пойдешь?
Пойду. Я пока ни от чего не отказываюсь. Или мало от чего отказываюсь. Надо, чтобы совсем было что-то омерзительное, чтобы я отказался.
А какое кино ты любишь смотреть? Что ты смотришь, что любишь в кино?
Я много смотрю. Меньше, чем хотелось бы, но вообще, я люблю кино смотреть. Мне нравится жанр притчи. Нравится качественно сделанное жанровое кино. Я раз пять пересматривал
«После прочтения сжечь». Для меня это лучшая комедия за последние годы. Несколько раз пересматривал
«Бесславных ублюдков», обожаю фильм
«Вики. Кристина. Барселона». Это из последних… Что меня привлекает в кино? Ирония, наверное. И неравная себе вещь, от которой остается послевкусие.
А из российского?
У меня очень странные предпочтения в отечественном кино. Есть несколько фильмов, которые кроме меня, такое ощущение, вообще никому не нравятся. Я очень люблю
«Мечты идиота» Пичула, по «Золотому теленку». Абсолютно неожиданный фильм. Представить Остапом Бендером певца
Сергея Крылова – это надо иметь большую смелость. Очень люблю
«Небо в алмазах» того же
Пичула. Замечательная тема. Нравится мне фильм
Хотиненко «Патриотическая комедия». Это притча. Но притча без морали. Когда мне начинают выводить мораль, я убегаю с дикой скоростью.
А из последних русских фильмов что нравится? Что-нибудь цепляет?
Последний был «
Край», который мне не понравился, в отличие от «
Прогулки», которую я очень люблю, и смотрел много раз. И в отличии от
«Охоты на пиранью». Хотя я не могу объяснить, почему
«Охота на пиранью» - хорошее жанровое кино, а «
Край» - средний фильм с моралью.
Наверное, там мало иронии, все слишком серьезно.
А
«Пиранья» - это игра. Да, совершенно верно. Я с удовольствием смотрю некоторые отечественные сериалы. Новых названий не сообщу, это та же «
Ликвидация», который я считаю выдающейся вещью, сериал «
Бригада» меня не отпускает долгие годы, очень люблю сериал «
Закон», который мало кто помнит, он выходил одновременно с «Бригадой».
А наш российский артхаус? «Волчок», «Шультес» и так далее.
«Шультеса» я не видел, а «
Волчка» посмотрел. Сильное кино, очень красиво снято, чересчур красиво, но оно немножко «сделанное». При такой тематике не может быть белых ниток совсем, а там я вижу белые нитки. В такой истории нельзя себе позволять придуманное, а
Василий Сигарев, как маститый драматург и дебютант в режиссуре позволил себе такое.
Он же говорит, что это реальная история...
Да, ради бога, не о том речь. Придуманная для кино, снято нарочито. Я приведу пример: во МХАТе долгое время шел спектакль
«Смертельный номер», это был абсолютный хит, я смотрел два раза, и смеялся и плакал, но мне немного мешало, что я точно знал, что режиссер просчитал, в каком месте будет смех, а в каком слезы. «
Волчок» сделан также, просчитан.
Ты довольно долго играл в пьесе «Фантомные боли». Теперь у тебя другое отношение к Новой драме?
К Новой драме? Я не очень принимаю это разделение. Есть хорошая драма, есть плохая. Есть хорошие пьесы, есть плохие. А новая, старая, очень старая. Пьеса
«Фантомные боли», в которой мы играли – не самая сильная, но из нее получился приличный спектакль. Но не обязательно быть в русле Новой драмы, чтобы спектакль был современным. И, конечно, когда кто-то начинает кричать, что сейчас в театре нет ничего интереснее Новой драмы, мне становится совсем скучно.
У тебя есть сейчас в театре работа?
Почти нет, так сложилась ситуация, и для меня это немножко катастрофа.
Как это решается?
Вообще, я открыт для предложений, и я почти ни от чего не отказываюсь, поскольку в свое время сыграл много маленьких ролей. В нашем театре когда-то шла пьеса
«Три сестры», это был один из лучших спектаклей
театра Джигарханяна, я туда попросился в массовку сам. И с удовольствием там работал. Потому что есть Спектакли, а есть спектакли.
Есть спектакли, а есть ёлки. Ну, а все-таки хочется в театре играть?
Да. Конечно. У меня было два неудачных опыта работы с театром
«Практика», причем неудачных не по вине ни моей, ни театра, просто закрыли спектакли, не получилось.
Вообще, ты, наверное, понимаешь, что такое востребованный актер? Что сейчас востребовано? Почему у кого-то много приглашений, а у кого-то мало?
Это не сейчас, это всегда. Наверное, это вопрос героя, который нужен всегда и вопрос харизмы этого героя.
В разное время нужны разные герои.
Не думаю. Есть же такое театроведческое разделение: социальный герой, лирический герой. Но в целом герой он и есть герой, человек, которого хотят видеть, за которым хотят идти, который вызывает определенный отклик у представителей противоположного пола. Я знаю, что за мной таких качеств не много и отношусь к этому спокойно. Я знаю свой потенциал. Особо кричать я о нем не буду, но я знаю, что какой-то у меня еще есть. Но знаю и свои границы.
Но все равно у тебя очень разнообразные персонажи.
И это радует.
А кого еще не было?
А кто вообще бывает? Клоун? Злодей? Мне кажется, что бывают люди. А люди, они разные. Нынешнее кинопроизводство очень сильно тащит любого артиста к тому, чтобы он попадал в некую схему. Это плохо, но это факт. Но даже и в рамках схемы стараешься, чтобы получился человек. А иначе кому он нужен? В самом начале карьеры, в 2002 году у меня был опыт работы в ситкоме, главная роль в сериале «
Юрики». Ситком, конечно, сомнительный жанр, но опыт этих трехмесячных съемок был для меня очень хороший. Когда ты в рамках дебильного текста и в рамках 12 сцен в день умудряешься из маски, типажа хоть чуть-чуть человека сделать, это очень интересно и ответственно.
Каким образом? Как ты себе придумываешь историю своего героя?
Это на полуподсознательном уровне. Спроси меня про историю, я ее не расскажу. Какие-то вещи чувствую, пьет ли водку, как поведет себя в той или иной ситуации. С «
Манипулятором» было забавно. Нас позвали отметить первые съемочные дни в ресторане, и кто-то из группы, глядя на меня, ужаснулся: «О, Господи, Бабуров курит?» Бабуров – мой персонаж. Я говорю: «Конечно же, Бабуров НЕ курит».
Ты ведь интеллектуальный человек, по крайней мере, многие так считают, а актерская профессия затрагивает другие человеческие стороны - эмоциональность, фантазию. Не мешает ли тебе в работе интеллект и МГУ-шное образование?
Мешают порой мозги, да. Актерская профессия предполагает некую непосредственность реакций и умение иногда не задумываться, а делать по наитию, что ли, а у меня с этим бывает сложновато. Но я пытаюсь эти качества - непосредственность, интуитивность "набирать".
Значит кино ты смотришь, в театр ты тоже ходишь, наверняка?
Хожу. Нет особых предпочтений, любимых театров, но я стараюсь следить за тем, что происходит в театральной жизни в Москве. У меня есть некое предпочтение по режиссерам. Очень мало видел спектаклей
Камы Мироновича Гинкаса, но из того, что видел, нравится почти все, вообще нравится, что сейчас происходит в ТЮЗе, один из немногих театров, который сохраняет свои позиции до сих пор. Странная история с
Серебренниковым у меня, он очень талантливый человек, а как любого талантливого человека, его сильно кидает от гениальности к, на мой взгляд, пошлости и наоборот. Мне очень интересно было бы столкнуться с ним в работе. Вот, пожалуй, тот человек, с которым хотелось бы поработать.
Я стараюсь смотреть многое, даже то, о чем знаю, что это «вампука», но что вызывает отдохновение глаз. Я тут с большим удовольствием посмотрел мюзикл
«Монте-Кристо» в театре оперетты с
Балалаевым. Любопытно было. В
МХТ стараюсь часто ходить, тем более что туда перешли уже два артиста из труппы
театра Джигарханяна. Безусловно,
МХТ сейчас театральный ньюсмейкер номер один. Там есть удивительные вещи, например «
Мещане»
Серебренникова, «
Человек-подушка» того же
Серебренникова, «
Господа Головлевы» того же
Серебренникова, «
Белая гвардия» Женовача.
Про работу поговорили, а как ты отдыхаешь?
Я смотрю кино, общаюсь с друзьями очень много, пытаюсь читать, хотя читаю значительно меньше, чем 10 лет назад.
Общаешься в Интернете с поклонницами?
Громко сказано, но общаюсь, на сайте
В Контакте группа есть. На форумах, чужих сайтах в том числе. Какое-то время я занимался сайтом театра, потом прекратил это делать. Это интересно. Я открыт для общения. Ни для кого не секрет, что есть какая-то часть неадекватной публики, но эти люди быстро отсекаются. Пять лет я был блоггером, но теперь понял, что по сути своей я не блоггер, дневники вести – не мое. А так я открыт для общения, открыт для предложений. Мне по-прежнему все интересно, есть ощущение, что вокруг что-то происходит.
В Москве вообще постоянно что-то происходит, да ведь? Какие у тебя отношения с Москвой, кстати?
У меня нет отношений с Москвой, я не могу сказать, что я люблю Москву, как некоторые. Я просто нигде больше жить не могу, здесь все мое. Привязанности особой нет, но жить могу только здесь.
обсуждение >>