Кино-Театр.Ру
МЕНЮ
Кино-Театр.Ру
Кино-Театр.Ру
Кино-Театр.Ру мобильное меню

Иван Баранов: «Я сразу решил, что это не Агата Кристи»

интервью >>

В онлайн-кинотеатрах PREMIER и START продолжается показ ироничного детектива «Подслушано в Рыбинске», где провинциальный театральный критик (Тимофей Трибунцев), давно не посещавший спектакли, вдруг начинает видеть еще не совершенные убийства, в которых полиция начинает подозревать его самого. Автором идеи, шоураннером и автором сценария этой провинциальной истории преступлений выступил Иван Баранов, до этого работавший над другим хитом платформы – драматичным «Капельником». Мы поговорили с Иваном о том, как он начал писать сериалы, почему сработался с режиссером Петром Тодоровским-младшим, кто такой Ширмик в исполнении Рузиля Минекаева, и как герои Тимофея Трибунцева и Антона Васильева иллюстрируют теорию об «удачниках» и неудачниках – вне зависимости от детективного контекста сериала.

Иван Баранов: «Я сразу решил, что это не Агата Кристи»
фото: Пресс-служба PREMIER

Расскажите, как вы стали сценаристом?

Начинать нужно издалека или с какого-то конкретного момента?

Можете начать с Рыбинска или даже Улан-Удэ, где вы, как я понимаю, родились.

Да, я там родился и жил до девяти лет, а потом мы переехали с родителями в Рыбинск, где я жил до 17 лет. После школы я поступил в Рыбинскую академию, но учиться там не стал, а выбрал Москву. Вообще я всю жизнь планировал заниматься IT, так как у меня с 7 лет был компьютер, до сих пор это остается моим хобби, хотя раньше было наоборот – IT как основная деятельность, а написание скетчей было хобби. Так вот в 17 лет я поступил в Московский государственный университет геодезии и картографии на факультет прикладной космонавтики, специальность – организация и технология защиты информации. И там черт меня дернул попасть в КВН. Это произошло совершенно случайно, и не могу сказать, что моя жизнь сразу перевернулась. Это было прекрасное время – мы больше веселились, чем писали шутки и скетчи. Так что, отыграв в КВН, я понял, что нужно заниматься делом и пошел работать по специальности – в компанию «Ингосстрах», куда меня позвал старший товарищ Александр Маркин, тоже сценарист, с которым мы играли в одной команде КВН, сидели за соседними столами в «Ингосстрахе», а потом начали писать сценарии для шоу «Женская лига», «Даешь молодежь!», «Дальние родственники». Опять же все это было, скорее, хобби.

Потом я ушел из «Ингосстраха» работать в IT-интегратор «Крок», где понял, что мне все-таки невыносимо скучно. Параллельно я начал вести разные мероприятия – свадьбы, корпоративы, просто чтобы занять свободное время. Но потом вдруг задумался, а что будет, когда мне будет 40 лет (мне вот сейчас как раз 40), чем я буду заниматься, не буду же бесконечно вести свадьбы. А Саша тогда вместе с Эмилем Никогосяном получили заказ на 70 серий проекта «Классная школа» для телеканала «Карусель». И позвали в помощь меня – там-то я и начал постигать азы драматургии, по крайней мере стал понимать, как должны строиться и развиваться серии. И там же я познакомился с Сашей Носковым, который в позапрошлом году выпустил классный сериал «Волшебный участок». Мы с ним собирались в комнатушке без окон и дверей и писали «Классную школу», а когда проект закончился, стали думать, что делать дальше. Так у нас появился «Призрак оперы», который так и не вышел эфир, потом мы познакомились с Резо Гигинеишвили, с продюсерской компанией которого сделали «Пушкина», «Трезвого водителя», «Как я стал русским» и «Гостей из прошлого». А потом уже появилась идея сериала «Капельник», с которой мы пошли к продюсерам Валерию Федоровичу и Евгению Никишову.

«Капельник» был довольно смелым проектом.

И абсолютно непонятным для нас – мы его писали и переписывали полтора года. Мы понимали, что тут невозможно ничего придумать из головы и очень подробно изучали вообще всю тему наркотиков, закладок, работы ФСБ, наркологов, на что ушло тоже огромное количество времени. Так что на «Капельнике» мы с Сашей Носковым поняли, что чуть устали друг от друга и нужно делать что-то свое. В итоге он написал «Волшебный участок», а я – «Подслушано в Рыбинске», хотя параллельно работал на уже вышедшем «Красном 5» и только готовящимися к выходу «Остаться друзьями» и «Знахаре».

С чего начался «Подслушано в Рыбинске»?

У меня возникла идея написать историю про человека, который видит убийства, которые еще не произошли. Я стал ее раскручивать и думать, кто же в таком случае может быть главным героем. Конечно, первый, кто приходит на ум, – полицейский. Но почему-то я сразу от него отказался, потому что захотелось взять за основу маленького человека, потерявшегося в жизни, и дать ему такую суперсилу. Так главным героем стал журналист провинциальной газеты. Это ни в коем случае не оскорбление! Я всегда извиняюсь за это, особенно, когда у меня берут интервью.

Иван Баранов: «Я сразу решил, что это не Агата Кристи»
фото: Пресс-служба PREMIER

На мой-то взгляд, в «Подслушано в Рыбинске» все довольно правдиво показано. Журналист печатной газеты, к тому же провинциальной, – практически вымирающий вид. Не тот сериал назвали «Дино». У вас же не было опыта в подобных редакциях?

Да, я просто представил, что остался в Рыбинске и выбрал для себя какую-то творческую деятельность – например, журналистику. Вот как бы прошла моя жизнь? Мне почему-то показалось очень интересно сделать героем именно человека, который пишет статьи в газете. Я подумал, а кто еще кроме полиции может вести расследование? И вспомнил, что существует такой жанр, как журналистское расследование. Не какой-то модный крутой журналист, а вот такой маленький человек. Тем более, когда я только начинал разрабатывать «Подслушано в Рыбинске» не было вообще ничего слышно про тот же «Первый номер», который вышел до нас и рассказывает все-таки о совсем ином герое.

Нужно ли было здесь проводить такой же ресерч, как с «Капельником»?

Я общался с журналистами разных городских изданий, но не могу сказать, что узнал для себя что-то новое. Я написал первую серию и нашел рыбинских журналистов, попросил их посмотреть текст на предмет того, что правда, а что нет. Хотя у меня изначально сериал выстроился из одного предложения, оставленного в заметках много лет назад, – «мужик видит убийство во сне». А когда уже начал разрабатывать эту идею, то в какой-то момент представил скучную жизнь человека, который уже не ходит на спектакли, так как повидал их много и может написать рецензии на них, совершенно не глядя. И вот когда уже вышел сериал, мне написали некоторые люди в личку, что так их коллеги действительно делают.

Вы готовы были бы к тому, что критик, не посмотрев ваш сериал, написал про него рецензию?

С этим сериалом во мне произошел переворот – для творческого человека всегда важно получить фидбэк, но именно с «Подслушано в Рыбинске» я получил такое удовольствие от написания сценария, съемок и монтажа, что сам в какой-то момент понял, что все получилось. Я достаточно самокритичный человек, но тут мне каждая серия нравится мне все больше и больше. И в какой-то момент я понял, что даже если этот сериал никому кроме меня не понравится, мне это уже не важно. Это как ребенок! Я когда смотрел первый монтаж седьмой серии, у меня часы завибрировали – пульс повысился до 110. Рецензии я, конечно, читаю. Киносообщество нас хвалит, что приятно. Я уверен, что те люди, для которых мы делали сериал, оценили его по достоинству.

На «Подслушано в Рыбинске» вы не просто автор сценария, но и шоураннер, который по идее принимает решение и по поводу режиссера. Петр Тодоровский-младший с учетом его предыдущих проектов выглядел, будто бы, не самым очевидным вариантом для этой истории. Как вы с ним сошлись?

Когда я написал первые четыре серии, мы начали искать режиссера и отправляли сценарий многим – мне, кстати, до сих пор некоторые пишут, мол, жаль, не взялись, хороший проект получился. А Петя Тодоровский на первой же нашей встрече сказал ключевую для меня фразу: «Это надо снимать в стиле братьев Коэн». Он сразу считал абсурд, юмор и своеобразную нелепость ситуаций, в которые попадает наш главный герой.

Иван Баранов: «Я сразу решил, что это не Агата Кристи»
фото: Пресс-служба PREMIER

Тем не менее предыдущие проекты Тодоровского стилистически отличались от «Подслушано в Рыбинске», хотя, как мы с ним обсуждали, сходились на теме второго шанса. Как вы думаете, ваш сериал встраивается в эту тему? Герой Трибунцева, увидев еще не совершившиеся преступления, все-таки получил, как вы сказали, суперсилу? Или проклятие? Или второй шанс?

Глобально можно посмотреть по-разному. Я сейчас не хочу четко отвечать на ваш вопрос, потому что ответ на него заложен в нашей восьмой серии. Если брать основную тему, то мы определили ее для себя как тему удачников и неудачников. У нас есть Юра, герой Тимофея Трибунцева, – талантливый неудачник, у которого многое в жизни не складывается. Не потому что, он что-то не так делает, просто так бывает. И вот судьба дает ему шанс изменить свою жизнь. Вот такая награда или проклятие, как вы правильно сказали. А есть Костя, которого играет Антон Васильев, – абсолютный «удачник», у которого все в жизни хорошо, пока одна случайная ошибка, секунда не меняет его жизнь полностью. Как он будет с этим справляться? Есть ли в этом тоже история второго шанса?

Тодоровский все-таки серьезный человек.

Это меня в нем и подкупило! Я всегда стараюсь в свои работы внести и юмор, и драму, и внутренние переживания, а Петр, благодаря своему таланту, это всё усилил. Для меня было большой честью, когда он сказал, что после «Здорового человека» прочитал 70 чужих сценариев, и мой был первым, который ему понравился. И мы с ним начали общаться. Например, Ширмика, которого сыграл Рузиль Минекаев, у меня изначально не было. В принципе, откуда пошло название – у меня был персонаж, приехавший из Петербурга в Рыбинск к родителям на каникулы и готовящийся пройти практику в издательстве. И был не Юра, а Леша – такой сварливый дед-журналист. То есть выстраивалась более классическая матрица взаимоотношений, когда уже опытный дед ни во что не ставит начинающего специалиста. Так было написано довольно давно, а потом вышел сериал «1703». И Петя сразу же сказал, что взаимоотношения моих героев похожи на те, что были у Гоши Куценко и Кузьмы Сапрыкина. Мы начали обсуждать, как нам не повторить уже вышедший сериал, и тогда пришла мысль – а что, если молодым героем будет тот, у которого убили девушку? Я понимал, что мне придется переписать все написанные четыре серии, но также осознавал, что в такой истории больше драйва.

В итоге получился не классический для наших сериалов дуэт столичного и провинциального следака или опытного и молодого, а людей, так скажем, разного культурного слоя.

Да, но это не условно интеллигент и гопник с района. Ширмика я охарактеризовал как хулигана из старших классов, парнишку, которого любили все девчонки, но из-за каких-то родительских вещей внутри семьи он все равно считает себя недолюбленным раздолбаем. Какие-то черты этого героя я списал со своего рыбинского друга детства Саши Ширманова, который не был таким напористым, как персонаж Рузиля, но всегда попадал в какие-то неприятности. То есть мы могли вечером попрощаться и спокойно разойтись по домам, а на утро выяснялось, что Сашка разбил машину.

Вы снимали «Подслушано в Рыбинске», когда выходил «Слово пацана», и знаю, что площадку просто атаковали фанатки Рузиля.

У нас не только сценарий был написан, но и актеры уже утверждены до выхода «Слова пацана», да, а во время съемок действительно началось абсолютно сумасшествие. Перед первым съемочным днем Рузиля сериал Жоры Крыжовникова уже начали все смотреть и обсуждать, и я никогда не видел, чтобы съемочную площадку окружало такое количество людей! Еще была холодная зима, я выхожу из вагончика и женщина с двумя маленькими детьми, которую уже трясет от холода, спрашивает: «А Рузиль здесь?» Он, конечно, вышел, со всеми сфотографировался, и толпа была просто счастлива.

Иван Баранов: «Я сразу решил, что это не Агата Кристи»

Вернусь к вопросу про неожиданный дуэт интеллигента и не совсем – до этого похожий в нашем кино был разве что в фильме Авдотьи Смирновой «Кококо». Насколько вам вообще близок такой социокультурный конфликт?

Фильм «Кококо» я, к сожалению, не смотрел. Но такой тип конфликта, конечно, для меня как сценариста интереснее, нежели стандартные для детектива взаимоотношения столичного и провинциального следаков. Сценарий же не пишется, а переписывается, поэтому, чем больше ты проходишь по нему, тем больше у тебя возникает новых идей, и ты стараешься уйти от шаблонов и популярных тропов. А здесь Ширник и Юра дополняют друг друга: герой Рузиля действует сердцем, а персонаж Трибунцева – головой.

Вы сразу думали, что Юру должен сыграть Тимофей Трибунцев?

Он был очевидным кандидатом. Но Петр провел очень большой кастинг, и мы были очень рады, когда Трибунцев согласился на эту роль, от которой он сам кайфовал и говорил, что здесь наконец-то играет, а не просто ходит по кадру. Антон Васильев для меня здесь раскрылся с совершенно новой – комедийной – стороны, Юлия Хлынина с ее хитрецой прекрасной.

Когда вы начинаете писать сценарий, вы сразу понимаете, кого из режиссеров и актеров можете привлечь на проект?

На этапе разработки истории я представляю, кто бы мог сыграть тех или иных персонажей, – так мне проще писать, уже основываясь на психофизике актеров и их интонации. Но я прекрасно понимаю, что все может измениться на этапе проб, и всегда готов подкорректировать сценарий.

Сценарно вы воспринимали «Подслушано в Рыбинске» как детектив, где нужно было выстроить определенную сюжетную интригу, или нет?

Это не Агата Кристи, где нужно гадать, кто же настоящий преступник. В «Подслушано в Рыбинске» мы рассказываем историю обычных людей, которые попали в определенные обстоятельства. Детективная линия тут проходит пунктиром и не сводится к основной сюжетной составляющей, хотя, кто убийца, становится понятно только в конце сериала (я надеюсь) – как бы мы на него не намекали в первых сериях.

Последний вопрос, который задаю всем: чего вам сейчас не хватает в российской киноиндустрии? Можно отвечать как с профессиональной, так и со зрительской позиций.

Наверное, сериалов, которые действительно хочется смотреть. Условно я возвращаюсь с работы в 9-10 вечера и хочу, чтобы меня разгрузило кино. Причем не обязательно комедия, а драма иди драмеди. Я, например, фанат сериала «Удивительная миссис Мейзел», особенно диалогов в этом проекте. Вот, наверное, такого мне не хватает.

Смотрите сериал «Подслушано в Рыбинске» в онлайн-кинотеатрах PREMIER и START.

«Подслушано в Рыбинске»

Маша Токмашева

обсуждение >>

№ 6
Иван Беляев (Москва)   7.04.2025 - 21:35
Очень умные и глубокий, и без вот этого выпендрежа, свойственного отечественным творцам. Буду дальше следить за Иваном и искать имя в титрах читать далее>>
№ 5
ЛинаМисс   28.02.2025 - 21:07
Неоднозначное впечатление от просмотра Подслушано в Рыбинске. Вроде и сюжет небанальный и жанр, но на мой взгляд не хватает качественного юмора. Если бы не гениальный Васильев, то наверное вообще бросила... читать далее>>
№ 4
Nika.nikitina   27.02.2025 - 19:35
Честно говоря даже не знаю в чем смысл фильма "Подслушано в Рыбинске". Детективная линия очень слабая, какая-то второстепенная. Убили и убили. Вроде как расследуется дело, но особо не интересно... читать далее>>
№ 3
Yanina Sokolova   14.02.2025 - 22:37
... Баранов в этом плане не стал мудрить, вроде всё просто, но не на поверхности, всё же стоит покопаться. читать далее>>
№ 2
Angelika77   13.02.2025 - 22:26
Соглашусь с Барановым, это не Агата Кристи, много ума прилагать не надо, чтобы догадаться, кто виноват а кто нет. Но всё равно интрига в сериале сохраняется до последней серии, за это отдельное спасибо. читать далее>>
Ссылки по теме
«Подслушано в Рыбинске»: Тимофей Трибунцев видит мертвецов
Тимофея Трибунцева подозревают в убийстве провинциальной актрисы в трейлере иронического детектива «Подслушано в Рыбинске»
Редкий дар: Рузиль Минекаев, Нино Нинидзе и Софья Синицына
Седьмой «Шеф», «Ополченский романс», «Дети перемен» и «Оперативная память»: НТВ раскрыл премьеры 2025 года
Смотреть онлайн: «Подслушано в Рыбинске», «Министерство Всего Хорошего» и новое «Разделение»
Детектив «Подслушано в Рыбинске» с Тимофеем Трибунцевым и Рузилем Минекаевым выйдет 23 января
Анастасия Калашникова и Борис Дергачев решились на развод в сериале «Остаться друзьями»
Подростки в космосе, Макрон — в деревне: 46 российских сериалов, которые покажут в этом сезоне
Дата выхода «Фармы», много пилотов, полнометражных драм и комедий: PREMIER озвучил планы на новый сезон
В программу фестиваля «Новый сезон» включены работы Дмитрия Тюрина, Антона Маслова и Петра Тодоровского
На фестивале «Пилот» прошли презентации онлайн-кинотеатров Premier и KION
Давид Кочаров занял пост генерального продюсера онлайн-кинотеатра Premier
Тимофей Трибунцев и Рузиль Минекаев окажутся в центре запутанного расследования
«То расходились, то сходились»: Рузиль Минекаев рассказал о встрече с женой Азизой
Приятно видеть новые лица: Рузиль Минекаев, Мила Ершова и Дарья Верещагина
Журналист Тимофей Трибунцев предсказывает убийства в сериале «Подслушано в Рыбинске»
Поиск по меткам
Илья Учитель: «Папа мне никогда никакие мудрости конкретными фразами не доносил»
Илья Учитель: «Папа мне никогда никакие мудрости конкретными фразами не доносил»
Режиссер фильма «Батя 2. Дед» – о работе на «домашней студии», богатой мимике Евгения Цыганова даже в пластическом гриме и любви, которая идет из детства и не зависит от поколений
2 комментария

Афиша кино >>

комедия, мелодрама, приключения, фэнтези
Япония, 1992
боевик, комедия, триллер
Великобритания, США, 2024
драма
Бельгия, Италия, Франция, 2024
драма, мистика
Бельгия, Нидерланды, Норвегия, 2024
боевик, приключения, фэнтези, экранизация
Китай, 2024
детектив, драма, криминальный фильм
Гонконг, Китай, 2024
боевик, научная фантастика, приключения
Россия, 2025
комедия, мелодрама
США, 2023
все фильмы в прокате >>
Кино-театр.ру в Telegram