Фильм «Самозванцы» с Линдой Лапиньш, Сергеем Шакуровым, Александром Адабашьяном и Анной Михалковой выйдет в российский прокат 5 июня, накануне дня рождения Александра Сергеевича Пушкина. В режиссерском дебюте Марии Рейзен события осени 1993 года перекликаются с историей Смутного времени и пушкинской трагедией «Борис Годунов», которая была создана ровно 200 лет назад. Картина участвует в конкурсной программе «Русские премьеры» 47-го Московского международного кинофестиваля, сообщает пресс-служба проекта.
фото: пресс-служба фильма
Основной сюжет фильма разворачивается в октябре 1993 года. На фоне политического кризиса и охватывающего Москву хаоса тележурналистка Лиза Корчакова получает задание снять сюжет о смерти своего учителя — режиссера Бориса Беркова, который в одиночестве у себя на даче работал над экранизацией «Бориса Годунова». Погружаясь в атмосферу его последнего фильма, Лиза все глубже втягивается в параллельный мир — между пушкинской трагедией и тревожной реальностью вокруг. В ночь с 3 на 4 октября 1993 года судьба России, судьба неоконченного фильма «Борис Годунов» и судьбы героев драматично переплетаются у Останкинского телецентра в Москве.
Фильм выстроен как многослойная структура: это одновременно история о событиях 1993 года, интерпретация пушкинской трагедии «Борис Годунов» и документальная хроника. Атмосфера телевизионных студий, московских улиц и загородных дач, сцены из «фильма в фильме» «Бориса Годунова», кадры новостей в экранах мониторов, сплетаются в единое повествование.
Продюсер Георгий Лордкипанидзе называет такую конструкцию «тройным зеркалом»: «Мы смотрим на нас самих 30 лет назад, в 1993 году вглядывающихся, через пушкинского "Годунова", вглубь Смутного времени. И в этой драме начала XVII века вдруг узнаем себя сегодняшних. … Мы все живем в истории».
«Смутное время вызывает у меня инстинктивный страх — хаос, отсутствие контроля, авторитетов и неминуемые жертвы. Оно показало, что может произойти, если страна теряет свои ориентиры и поддается хаосу. В работе над "Самозванцами" я почувствовала, насколько важно передавать эти уроки. Я очень благодарна, что меня никто не подавлял авторитетом, и все работали над воплощением изначального замысла Сергея Леонидовича. Там были заложены очень тонкие настройки», — говорит режиссер Мария Рейзен.
Оператором выступил Михаил Агранович, а музыку к фильму написал заслуженный деятель искусств Российской Федерации, пятикратный лауреат премии «Золотой орел» в номинации «Лучшая музыка к фильму» Юрий Потеенко. По словам художника Евгения Митты, одной из задач было точное воссоздание атмосферы телестудии 1990-х и внутреннего пространства фильма: «Было интересно и непросто воссоздать атмосферу телестудии 93 года и монтажную на даче главного героя. В деталях мы старались не отступать от того времени».
Производством ленты занимались компании «Русские исторические медиа» совместно с «Централ Партнершип». Фильм создан при поддержке Министерства культуры Российской Федерации.
обсуждение >>