27 августа в календаре российских кинематографистов отмечен как профессиональный праздник. В этот день в 1919 году был принят Декрет Совета народных комиссаров РСФСР о национализации кинодела в Советской России. С этого времени все частные кинотеатры, студии, прокатные конторы, а также вся фото- и кинематографическая торговля и промышленность перешли в ведение Народного комиссариата просвещения.
В 1980 году, согласно указу Президиума Верховного Совета СССР «О праздничных и памятных днях», было положено начало традиции празднования дня национального кино. За время своего существования праздник постоянно претерпевал трансформации. В указах разных годов он то именовался «Днем советского кино», то «Днем кино России». Менялась также и дата праздника, а на какой-то период времени как национальное явление он перестал существовать вовсе, объединенный с международным днем кино 28 декабря. Возродился традиционный праздник в 2001 году, и с тех пор отмечается 27 августа как День российского Кино.
«Прекрасно, что у нас в России всего по паре. Пасх, Рождеств, Новых годов даже три», - радуются кинематографисты, -
«Есть уникальная возможность отметить профессиональный праздник в конце лета, а потом еще раз перед Новым Годом вместе с европейцами. Спасибо В.И. Ленину за его декрет!»
В этом году кинематографический день был отмечен рядом мероприятий в Москве, а также юбилеем одной из ключевых фигур советского и российского кинематографа - режиссера
Сергея Соловьева, который несколько лет назад праздновал 25-летнюю годовщину культового фильма «
Асса». Одним из мероприятий в этот день стала выставка профессионального кинематографического образования в парке Сокольники.
Выставку организовали компании «Техника современной съемки» и CPS/Cinema Production Service, по словам которых, главной целью было представить широкой аудитории профессий киноиндустрии и рассказать о профильном образовании. Экспозиция включала специальное съемочное оборудование, декорации и реквизит специальной студии, а также представителей кинопрокатных компаний и ряда различных киношкол. Расположенные повсюду демонстрационные зоны превратили парк Сокольники в одну большую съемочную площадку. Посетители могли познакомиться с выставкой автомобилей, задействованных в таких фильмах как «
Интердевочка» и «
Берегись автомобиля», изучить передвижные гримерно-актерские комплексы ведущих российских компаний и увидеть спецтехнику для съемок в действии. На открытии состоялся показ победителей фестиваля короткометражного кино
Konik Film Festival.
По словам продюсера фестиваля
Андрея Золотухи, подобная открытая образовательная демонстрация важна в связи с растущей популярностью профессии кинематографистов:
- Заявок приходит очень много. Мы отсматриваем все. И несмотря на техническое погрехи, все картины достойны внимания, а их качество постоянно улучшается. Режиссеры заметно растут, и фильмы становятся более зрелыми. Но впереди еще долгий путь. Хотя в сравнении с Европой, я считаю, наше кино и глубже в философском аспекте, и в техническо-исполнительном. В Европе подавляющее большинство картин состоит из одного и того же сценарного приема. Мне кажется, наши молодые режиссеры выше уровнем.
Поддерживает популяризацию и развитие кинообразования и куратор образовательных программ киношколы им. МакГаффин и руководитель направления по региональному развитию Молодежного Центра Союза Кинематографистов
Дарья Гладышева, которая видит большую коммуникативную роль выставки в Сокольниках:
-
Кино - искусство синтетическое. И на первом месте тут общение или, проще говоря, тусовка. А сейчас нет системы кинообразования, которая помогает кинопроизводству. При существовании профильных ВУЗов молодые кинематографисты находят друг друга через сарафанное радио. К ВГИКу слишком много вопросов, слишком уж обособленно он себя ведет. Интересно, что с ними будет через 5 лет. Они совсем как будто на Марсе. А в кино нельзя быть обособленным, тут нужно уметь работать с людьми.
Участники выставки также высказали положительные прогнозы по поводу развития как молодого авторского кинематографа, так и более крупных российских проектов.
-
Среди полнометражных картин есть настоящие сенсации, - делится
Дарья Гладышева. - Например, «
Горько!» Жоры Крыжовникова, несмотря на то, что малобюджетно и все время на грани. Или «
Метро» и «
Легенда №17» - это два блокбастера, которые "вышли в плюс". В сфере телевидения я в шоке от «
Физрука». Это очень хороший продукт, и в русской ментальности. В нем определенно есть своя химия, которая работает, о чем свидетельствуют рейтинги. Я думаю, это хорошие показатели того, что в российском кино начинают происходит прогрессивные вещи».
Продюсер Молодежного Центра Союза Кинематографистов
Екатерина Михайлова считает, что на смену фильмам о российской глубинке, где все пьют или убивают, как например, у
Хржановского в картине «
Четыре», что в Европе выглядит как экзотика, приходят картины с контрастными настроениями:
-
Люди устали от темных тонов российского кино и по-своему выражают нехватку тепла. Можно сделать такую картину как «Москва, я люблю тебя», где все прекрасно и чудесно. Даже чересчур. Но зато в ответ этой картине появился фильм «Москва, я тебя ненавижу». И это тоже авторская позиция. Это очень ценно.
обсуждение >>