23,
24 и
25 ноября в московской
Киношколе Александра Митты пройдет мастер-класс
Кристофера Воглера «Мифологическая структура для сценаристов и писателей».
Кристофер Воглер - о своем мастер-классе: «Фильмы и ТВ-сериалы могут быть бездумным развлечением, а могут «втянуть» нас внутрь, дать нам новые знания, новый взгляд на привычные вещи и даже изменить нас. Если в современном мире истории перестали цеплять людей, то только потому, что мы забыли как их создавать, как вытащить из зрителя эмоции и привести его через опыт к катарсису, о котором говорил Аристотель. На семинаре я стараюсь ответить на многочисленные вопросы: как написать фильм, который вызовет у аудитории сильные эмоции? Как найти этот спусковой крючок? Как заставить зрителя пережить историю заново, переосмыслить ее и стать более человечным? Какие паттерны живут в каждом человеке и как их «разбудить»? Какие существуют современные техники для создания историй?»
Воглер получил мировую известность благодаря своей книге
«Путь писателя: Мифологическая структура для писателей», которую многие профессионалы считают библией для сценаристов, хотя она довольно отдаленно связана с миром кино.
Даррен Аронофски, режиссер: «Когда я преподаю, то всегда говорю на занятиях, что книга Кристофера Воглера - первое, что должен прочитать каждый человек из мира кино».
Ричард Д. Занук, продюсер: «Эта книга полна проницательности и вдохновения... Она полезна как для начинающих, так и для профессиональных писателей».
Брюс Джоэл Рубин, сценарист: ««Путь писателя» - это об историях, которые мы пишем, и что еще важнее, об историях, которые мы проживаем сами. Это одна из самых влиятельных и важных книг».
Линда Обст, кинопродюсер и сценарист: «Читать эту книгу - все равно, что писать сценарий с очень умным другом, который дает тебе необходимые подсказки. Кристофер Воглер помогает нам пройти весь этот путь и сделать историю живой».
Дебби Макомбер, одна из самых успешных создательниц женских романов, чьи книги издаются миллионными тиражами: ««Путь писателя» - ценнейший инструмент для понимания структуры сюжета. Воглера необходимо прочесть каждому писателю на любом этапе карьеры».
Тесное сотрудничество
Воглера с Голливудом началось в тот момент, когда он, будучи военным летчиком, был направлен в Калифорнию. Здесь
Кристофер получил доступ к кинопроизводству, работая над документальными лентами о военной космической программе. По окончании службы он поступил в магистратуру Университета Южной Калифорнии, где судьба его свела с исследователем мифологии
Джозефом Кэмпбеллом и его новаторской книгой
«Герой с тысячью лицами».
Кристофер Воглер: «Кэмпбелл говорил о примерах, которые вы можете найти в мифологии, и хотя он ничего не говорил о фильмах и сценариях, я понял, что это можно использовать как образец или как метод выявления проблем, возникающих на съемках; прежде всего вы это разрабатываете, а затем совершенствуете... Говоря по существу, я получил работу консультанта по сценариям в «Уолт Дисней Кампани», и тогда я сказал: «А давайте применим эту кэмпбэлловскую модель, давайте разработаем это и переведем на язык кино», – и я это сделал, и записал, чтоб не забыть».
Записи Воглера оказались очень востребованными. Они стали обязательным чтением для таких авторитетных лиц, как
Даун Стил из
«Парамаунта» и продюсер
Джеффри Катценберг.
По мнению Воглера, путь героя состоит из архетипов, что является основным принципом действия любой истории. Эти повторяющиеся модели поведения, которые отображены в символической форме стандартными типами характеров. Персонаж, вокруг которого разворачиваются все события, с момента начала своего пути проходит через
12 стадий и совершает подвиги от лица группы, племени или цивилизации.
Вкратце, это зов приключений, встретивший изначальное сопротивление, которое преодолевается влиянием наставника.
Затем герой попадает в мир злоключений и приключений, проходит суровые испытания, достигает вознаграждения, возвращается в свой мир для того, чтобы пережить воскрешение, неся эликсир, благо или сокровище. По пути он или она сталкиваются с призраками, наставниками, вестниками, оборотнями, проказниками, защитниками и соратниками.
Такая модель рассказа узнаваема через драму, сторителлинг, миф, религиозный обряд или психологическое развитие.
«Путь Писателя» впервые был опубликован в
1992 году, после чего книга пережила еще несколько переизданий - в
1998-м и
2007-м (последнее издание дополнено более обширными культурными отсылками к восточно-европейскому фольклору и мифам).
С начала
80-х Воглер прочитал около
20000 сценариев. Он участвовал в создании мультфильма
«Король Лев», а также игровых картин
«Я –легенда»,
«Бойцовский клуб»,
«Тельма и Луиза» и
«Рестлер». Его теории могут быть легко узнаны в сюжетах таких лент, как
«Рыжий пёс»,
«Безумный Макс»,
«Данди по прозвищу "Крокодил"»,
«Властелин колец»,
«Звездные войны»,
«Гарри Поттер» и многие другие.
обсуждение >>