Издательство
«Rosebud Publishing» выпустило новую книгу,
«Знакомьтесь – Орсон Уэллс», в которой публикуется серия интервью, которые
Питер Богданович брал у Уэллса на протяжении их 20-летней дружбы. В Америке книга готовилась к выпуску еще при жизни
Орсона, и он сам принимал непосредственное участие в редактировании. Но, увы, издание увидело свет только через 10 лет после смерти режиссера. Еще два десятилетия спустя, мы можем читать про
Уэллса на русском языке. К счастью, свидетельства такого рода не имеют срока давности. Для тех, кто никогда не знал или плохо знал, кто такой
Орсон Уэллс, книга – прекрасный повод познакомиться с ним. Для остальных - повод познакомиться с ним поближе.
Издание приурочено к 70-летию первого и самого известного фильма
Уэллса «Гражданин Кейн», картине 1941 года, практически не оцененной при жизни и признанной одним из главных шедевров мирового кинематографа многие годы спустя.
В
«Кейне», снятом 25-летнем
Уэллсом, впервые было применено множество кинематографических приемов, которые давно и прочно вошли в обиход: сложные ракурсы и планы, съемка движущейся камерой, непривычная для тех лет глубина резкости кадра, и даже первые в Голливуде декорации комнат
с потолками -
Орсон Уэллс, снимая свой дебют, изобретал кино заново. Самое же главное новаторство
«Гражданина Кейна» – это сюжет, выстроенный как репортерское расследование. Портрет героя фильма складывается постепенно из воспоминаний разных людей.
Уэллс не всегда охотно рассказывает о
«Кейне», слишком много страданий доставил ему его первый фильм. Продюсеры хотели уничтожить фильма, сжечь пленку, режиссера преследовали люди, с которых были «списаны» персонажи картины, а размолвка со сценаристом,
Джозефом Манкевичем продолжалась у режиссера до конца жизни.
Орсон Уэллс говорит не только о своих картинах. В первую очередь это книга о нем самом. Автобиография в форме интервью.
Вообще,
Уэллс из этой книги совсем не похож на всех остальных
Уэллсов из всех других когда-либо написанных книг о нем. В неторопливых многочасовых беседах с другом,
Орсон раскрывается настолько, что неожиданно предстает трагической фигурой. Он грандиозен во всех своих замыслах и несравненен по масштабу в победах и поражениях. Его жизнь и есть кино.
Уэллс попал в Голливуд после того, как прославился на радио, он ставил радиоспектакли, и сам в них играл. Их было много, хотя все помнят только одну, ту самую скандальную постановку
«Войны миров», когда жители Нью-Йорка поверили в реальное вторжение марсиан. Голливудская карьера
Уэллса не сложилась, на него обрушивалось при жизни столько критики, сколько не выпало на долю ни одного другого режиссера.
«Гражданина Кейна» байкотировали кинотеатры, общество не принимало его, потому что «оно не прощает гениальности». Потом
Орсону приходилось бороться со студиями, которые желали во всем контролировать кинопроцесс и не давали творческой свободы. Режиссера не допускали до монтажа, а в последствии не давали ему возможности снимать.
В книге хорошо видно, как глубоко
Уэллс переживает холодность мира и собственное несовершенство, как поразительно остро он чувствует людей и жаждет, жаждет любви.
Орсон огромный, великодушный, жадный и щедрый, гордый и уязвимый, безмерно талантливый, весьма требовательный к людям, и оттого так часто их теряющий.
Как мелко на его фоне выглядят другие люди, даже интервьюер,
Питер Богданович, также режиссер и не последний человек в мире кино, предваряющий книгу своим увесистым вступительным словом.
Питер рассказывает историю своей дружбы с
Уэллсом, историю создания книги и открыто боготворит
Уэллса, признаваясь каждой строкой ему в любви и верности.
А кого еще любить, как не его?
Орсон – не просто художник, писатель, режиссер, актер, автор театральных и радио-постановок.
Орсон – величина, могучий, страстный, живой, сложный человек. Так не хватает в мире сложных людей. Такое счастье, что они иногда случаются.
*
Издательство
«Rosebud Publishing» специализируется на литературе о кино. Оно выпустило такие книги, как
«Авторская энциклопедия фильмов» Жака Лурселля, биографию
Луизы Брукс, исследование немецкого кино 20-х годов
«Демонический экран», сборник интервью
Пола Кронина с
Вернером Херцогом.
обсуждение >>