3 марта 2011
В скором времени отечественный кинематограф будет зарабатывать на кинематографе зарубежном. Правительство РФ поручило Министерству культуры и Фонду поддержки отечественной кинематографии до 1 июня разработать «механизм отчислений от дохода, получаемого от проката, показа и других видов использования фильмов, имеющих прокатное удостоверение на территории России, в качестве дополнительного источника финансирования развития отечественного кинематографа».
В некоторых европейских странах нечто подобное уже давно практикуется. Например, во Франции, самой кинематографически развитой стране Европы прокатчики зарубежного кино отчисляют примерно 11% дохода. Если чиновники примут в расчет именно эту цифру, отечественные компании получат дополнительные 100 млн долларов. Изменится ли от этого качество российской кинопродукции – большой вопрос. Отечественные прокатчики отреагировали на новость мгновенно, заявив, что будут вынуждены повысить цены на билеты в кинотеатры. Сейчас сходить вечером в кино на выходных стоит примерно 350-400 рублей.
***
Напомним, что в 2011 году Правительство РФ намерено выделить на поддержку отечественного кинематографа более 4,3 млрд рублей. Большую часть этих средств (2,9 млрд рублей) получил образованный в прошлом году Фонд поддержки отечественной кинематографии, распределивший их между 8 крупными кинокомпаниями и 17 конкретными кинопроектами, получившими статус социально значимого кино. В число социально-значимых проектов, одобренных Попечительским советом, вошли «Святитель Алексей» («Православная энциклопедия»), «Скобелев» (Фонд поддержки культуры и искусства «Люблю и точка»), «Василиса Кожина» (RWS), «Парень из нашего города» («Кинобюро»), «Охота на крокодилов» («Еврофильм»), «Калачи» («Продюсерская компания Александра Литвинова»), «Сибирь. Монамур» («Тундра фильм»), «Сокровища озера Кабан» («Анно Домини»).
Большинство аналитиков уверены, что, сколько не увеличивай государственные дотации, такие фильмы не будут пользоваться зрительским спросом. Заведомая убыточность этих предприятий очевидна уже из опубликованных синопсисов картин. Так «Святитель Алексий» – это история священника, жившего в XIV веке, который исцелил ханшу Тайдулу от глазной болезни. «Сибирь. Монамур» расскажет об охраняющих старинную икону старовере Иване и его 7-летнем внуке Лешке. А «Калачи» – фильм о молодом человеке, который пытается попасть в армию, хотя его и не призвали.
Леонид Марантиди
обсуждение >>