В 2010 г. фильм Феллини «
Сладкая жизнь» (1960) отметил пятидесятилетие, – а в 2011-м выставка «Феллини. Гранд-парад» доказывает, что творчество великого режиссера остается и по сей день весьма актуальным. Проект задуман как исследование личности
Феллини и его окружения, которое помогало создавать шедевры кинематографического искусства. Кураторами экспозиции предпринята попытка найти источники вдохновения того, чье имя в ХХ веке стало именем нарицательным, образовав прилагательное «феллиниевский»: феллиниевский мир – это синоним мира яркого, порой экстравагантного, мира гротеска.
Материал, сопровождающий фильмы Феллини, полон открытий и сюрпризов. Отрывки из документальных фильмов покажут художника за работой. За сорокалетнюю творческую карьеру Феллини он ни на секунду не прекращал поиск и развитие. Неореалист в начале пути, Феллини ассистирует
Росселлини в фильме «
Рим, открытый город» (1945) и в фильме «Земляк» (1946); фильм Росселлини «Чудо» (1948) снят по сценарию Феллини, а сам Феллини появляется в кадре в образе «святого Иосифа» рядом с
Анной Маньяни. Затем Феллини становится режиссером. После фильма «
Дорога» (1954) его записывают в католические кинематографисты, а левые обвиняют его в предательстве. Но ситуация меняется после выхода в свет «Сладкой жизни» – теперь левые славят его гениальность, а церковь разражается гневной критикой… Но для Феллини было важно другое: он радикально меняет все правила построения сюжета, разлагает структуру рассказа, переосмысляет кино. Как свободный человек, не связанный ни с какими движениями, он продолжает работать, как работал. Фильм «
Восемь с половиной» (1963) стал новой вехой в творчестве режиссера: размышления Феллини о роли кино, мысли о творчестве толкают его на преодоление границ реальности для исследования таинственного воображаемого мира. Воспоминания детства, бессознательное, сны врываются в его творчество и служат предлогом для появления на экране фигуры режиссера. С этого момента сам Феллини постоянно присутствует в фильмах, и это во многом способствует созданию феллиниевского мифа.
Куратору проекта
Сэму Стурдзе удалось связаться с большинством фотографов, работавших на съемочных площадках с Феллини, исследовать архивы его сотрудников.
Не желая превращать выставку в автобиографический экскурс, организаторы отошли от хронологического порядка, и решили показать мир Феллини через основные идеи режиссера. Выставка строится на образах – образах, которые его вдохновляли, о которых он мечтал, которые он создавал. Противопоставление и чередование этих образов создает диалог между фотографиями и фильмами, между образами неподвижными и движущимися.
Выставочный проект «Феллини. Гранд-парад» преследует две цели: с одной стороны, заново взглянуть на творчество великого режиссера, с другой, по-новому взглянуть на жанр киновыставок. Экспериментируя с построением выставки, куратор зачастую не ограничивал себя жесткими рамками фильмографии Феллини, обращаясь к визуальному опыту ХХ века в целом. Конечно, прошлое столетие было веком кинематографа, – но вместе с тем и веком газет, телевидения и рекламы, веком изображений, или, точнее, веком производства изображений.
ВЫСТАВКА
СТРУКТУРА
Выставка состоит из четырех больших разделов. В каждом из них разворачиваются независимые истории. Здесь можно встретить излюбленные темы Феллини. Это мюзик-холл и цирк, карикатура и романы-фотографии, морские чудовища и рок-н-рол, реконструкция реальности на студии Чинечитта, женщина со всем ее многообразии, двусмысленность религиозного чувства, реальность, испытанная воображением, психоанализ и сны, отношение к СМИ, любовь к иллюстрированной прессе, отвращение к телевидению и презрение рекламы (при том, что Феллини был участником трех рекламных кампаний!), изобретение слов папарацци и дольче вита…
ПРОИЗВЕДЕНИЯ
На выставке будут представлены фотографии, рисунки, журналы, афиши, а также отрывки из фильмов, кинопроб, любительского кино, хроник того времени и интервью…
Многие произведения и материалы выставляются впервые.
•
Фотоархив вокруг Феллини
Многие фотографы дружили с Феллини и сопровождали его, когда он работал над фильмами. На выставке эти фотографии станут для зрителя как бы проводниками по закулисному миру произведений Феллини. В выставке участвуют фотографы: Гидеон Бахманн, Дебора Бир, Миммо Каттаринич, Ампелио Чольфи, Освальдо Чиварини, Микеланджело Дураццо, Пьерлуиджи, Дж.Б. Полетто, Поль Рональд, Тацио Секкьяроли… Отдельное место займут цветные фотографии Поля Рональда к фильму «Восемь с половиной» и неопубликованные работы Деборы Бир к фильмам «
Город женщин», «
Джинджер и Фред» и «
Пароход плывет».
•
Отрывки из фильмов
Отрывки из фильмов Феллини, кинопроб, любительского кино и хроник демонстрируются на экранах при помощи специально сконструированной установки, создавая диалог между неподвижными и движущимися изображениями. В экспозицию также вошли неизвестный любительский фильм о съемках «Сладкой жизни» и псевдо-реклама, созданная Феллини для фильма «Джинджер и Фред»…
•
Книга снов
Между 1960 и 1990 гг. по совету психоаналитика юнгианской школы Эрнста Бернгарда, Феллини рисует и описывает свои сны в двух больших альбомах. Страница за страницей перед нами разворачиваются почти тридцать лет его фантазий и страхов. Этот удивительный документ, невероятный сборник форм и образов, в которых Феллини постоянно черпал вдохновение для своих фильмов, выставляется впервые.
•
Рисунки Феллини
Вместе с «Книгой снов» выставлена подборка частично не опубликованных рисунков Феллини, своего рода подготовительных этюдов.
•
Журналы
Журнальная пресса во многом способствовала формированию звездного статуса Феллини. Но она сыграла и другую роль в жизни кинематографиста: Феллини регулярно черпал в ней вдохновение. Подборка оригинальных публикаций 1950–1960-х гг. из «L’Espresso», «Tempo», «Domenica del Corriere» воссоздает визуальный контекст, в который был тогда погружен Феллини, и часто позволяет нам опознать источники его вдохновения.
•
Афиши
Афиша – это средство коммуникации со зрителем. Представленные на выставке оригиналы итальянских, французских и американских афиш позволяют проследить эволюцию образов Феллини, а также проанализировать восприятие его творчества.
Выставка организована при поддержке Фонда кино Феллини (Сион, Швейцария) и Фонда Федерико Феллини (Римини, Италия), а также Французской академии в Риме – Виллы Медичи (Рим), Бета Фильм (Оберхахинг, Германия), Карлотта Фильм (Париж), Синемадзеро (Порденоне, Италия), Фильмотеки Болоньи (Болонья, Италия), Фонда Жерома Сейду-Пате (Париж), Гомон (Париж), Пате Дистрибюсьон (Париж).
Выставка пройдет с 23 февраля по 10 мая 2011
Мультимедиа Арт Музей, Москва
Музей «Московский Дом фотографии»
ул.Остоженка, 16
обсуждение >>