
8 и 9 декабря 2011 года в обновленном московском кинотеатре «Фитиль» ретроспективой фильмов известного режиссера
Руджеро Деодато завершилась программа мероприятий, посвященных итальянскому кинематографу, «Кино между прошлым и будущим» в рамках Года Культуры и Итальянского языка в России и Года Культуры и Русского языка в Италии. Это культурное событие состоялось при поддержке Департамента по кинематографии Министерства культуры Италии, Института кинематографии Италии Чинечитта Луче, Экспериментального Центра Кинематографии, ЗОРИ ФИЛЬМ и Мондо Мостре.
Показы программы начались в июне этого года на
33-м ММКФ, прошли «Итальянской мозаикой» в июле на Санкт-Петербургском Международном Кинофоруме, программой «Феррагосто» в Нижнем Новгороде, специальными показами на X Международном Канском Видео Фестивале, специальной программой на фестивале «Амурская осень» в Благовещенске, программой документальных фильмов на кинофестивале «Послание к человеку» в Санкт-Петербурге и показами на IV Международном кинофестивале «Восток&Запад. Классика и Авангард» в Оренбурге.
Панорама итальянского кино не ограничилась показами признанных авторов и включила новые открытия, даже самые экспериментальные, которые не находят обычно пути к зрителю через привычные каналы дистрибьюции. Программа итальянского кино в России в 2011 году выявила то мастерство, то хваленое «умение» благодаря которому бренд «Мейд ин Итали» стал знаменитым во всем мире. Речь здесь не только о моде, но о мастерстве режиссеров-умельцев, которые несмотря на небольшой бюджет и дистрибуционные сложности снимают достойные и интересные фильмы.
За последние годы «потайное» наследие итальянского жанрового кино приобрело широкую известность, благодаря признаниям в любви заграничных режиссеров:
Квентин Тарантино заявил о том громадном значении, которое имело для него итальянское жанровое кино. В самой Италии к этому типу кинематографа относились с опаской: даже названия для этого жанра долго не существовало. В стране заядлых футбольных болельщиков классификацию кино проводили как классификацию футбольных команд: класс А, класс Б, класс Я. Класс Б - булгаковская вторая свежесть? Отнюдь нет! Молодые исследователи и редакторы культового журнала жанрового кино «Ноктюрн» предложили новое название этому течению: кино-бис. Бис означает изначально «второй раз», «дважды». Кино бис как двойное кино, кино дважды, кино в квадрате, то есть кино важное и значимое. К таким авторам принадлежит
Руджеро Деодато. Его фильмы замечательным образом иллюстрируют невероятную особенность итальянского кино «прорастать» даже в жестких ситуациях отсутствия условий для его существования, ту необыкновенную способность влить новую кровь в те жанры, которые кажется невозможно реализовать без гигантов-продюсеров.
Жанровые картины
Руджеро Деодато утверждают итальянскую способность найти новые решения, новые умения реализации мастерского кино в ключе зрительского жанра.
Кураторы итальянских программ Алена Шумакова и Ульяна Ковалева:
«Год итальянского кино в России постарался отразить как замечательное наследие прошлого, так и основные тенденции современного кинематографа, и нашел в России заинтересованного и благодарного зрителя. Для полной картины итальянского кинематографа мы включили в программу Омаж мастеру, чьи смелые решения в области жанров-бис - приключенческого, полицейского, хоррора - стали классикой кинематографа, доступного, однако, пока только любителям и знатокам...»
Руджеро Деодато известен в России, прежде всего, как один из родоначальников уникального поджанра итальянского хоррора - фильмов о каннибалах. В 1977 году он впервые обратился к этой теме в фильме ужасов
Ultimo mondo cannibale, получившем в России известность под названием
«Ад каннибалов 3», хотя на самом деле его следует переводить как
«Последний мир каннибалов». Такая путаница в локализации произошла из-за того, что на фильм обратили внимание лишь спустя два года. Причиной стал выход его самого скандального хоррора
«Ад каннибалов». Эта картина пользуется до сих пор популярностью не только из-за своей феноменальной жестокости и эксплуатационных кровавых сцен, но и из-за вязкого ощущения тревоги и талантливо поставленной истории о цивилизованных людях, превратившихся в одночасье в диких безрассудных животных. Повышенному интересу к картине способствовала и судебная шумиха вокруг нее. После премьерного показа режиссера взяли под стражу, и лишь после нескольких судебных разбирательств он сумел доказать, что ни один человек не был съеден во время съемок фильма. А по поводу тех несчастных животных, которых умертвили прямо в кадре,
Деодато заметил, что местные жители их все равно рано или поздно бы съели...
Но эта история, к сожалению, мало относится к нашей теме, так как самая известная работа
Руджеро Деодато не вошла в его ретроспективу, показанную в «Фитиле», уступив место
«Последнему миру каннибалов», сатирическому триллеру
«Дом на краю парка» и фантастическому джалло
«Призрак смерти».

Режиссер не только сам отобрал фильмы для ретроспективы, но и приехал в российскую столицу, чтобы лично представить
«Последний мир каннибалов». Посмотреть кино и побеседовать с одним из самых талантливых мастеров ужаса пришли как обычные зрители, так и представители отечественного кино-бомонда: программный директор фестиваля
«2 in 1» Алексей Медведев, режиссер
Юрий Быков, продюсер
Роман Борисевич и другие.
Присутствовала на ретроспективе и команда
Кино-Театр.Ру - о результатах нашего пребывания читайте в ближайшее время в рубрике
«Интервью». А пока вашему вниманию -
фоторепортаж с места события.
обсуждение >>