Кино-Театр.Ру
МЕНЮ
Кино-Театр.Ру
Кино-Театр.Ру

Новости кино >>

Стрелка застыла на без пяти минут три. Старые часы висят на втором этаже в декорациях, воспроизводящих редакцию газеты «Советская Эстония». За окном 2014 год, в помещении - 1969. Редактор со стажем и сединой, цедя слова, объясняет коллеге Андрею Лентулову, что в статьях надобно обходиться без «этой литературщины». Лентулов - обладатель белой рубашки, тонкого черного галстука и озорного взгляда - дежурно кивает: «В общем и целом, я понял». Позже съемочная группа решит, что реплику редактора нужно сократить. «В общем и целом» же повторяется с какой-то фатальной цикличностью.

«Конец прекрасной эпохи». Репортаж со съемок
фото: Михаил Тарасов

Лентулов выслушивает ценные указания, кивает и бросается в след за вышедшей из лифта коллегой, с которой у них состоится еще один, уже сымпровизированный диалог. Второй план приходит в движение: молодой человек с портфелем спускается по лестнице и уходит в сторону рабочих кабинетов, две девушки, обсуждая что-то насущное, устремляются на третий этаж, им навстречу спускается покурить взъерошенный коллега - моложавый двойник Лентулова с пышной шевелюрой.

Дубль снят - начинается закадровое броуновское движение. Оператор дает указания помощнику. В углу попыхивает дымогенератор. Иван Колесников, снявшийся в почти двух десятках сериалов и ролью Лентулова дебютировавший в большом кино, ходит по площадке, что-то напевая. Актрисам в небольшой каморке поправляют прически. Периодически съемочная группа собирается у небольшого монитора, на столе перед которым в пепельнице лежат две режиссерские курительные трубки, микрофон и тарелка с сухарями. Многие похохатывают над эпизодическим появлением Дмитрия Ендальцева: это он сыграл журналиста, который шел курить, но, увидев редактора, обратился в бегство. Ендальцева сравнивают с Бастером Китоном и спорят, к какой эстетике ближе монохромное изображение - советского кино или французской «новой волны». Но так и не договорились.

«Конец прекрасной эпохи». Репортаж со съемок
фото: Михаил Тарасов

Через полчаса разнообразных дублей на съемочной площадке появляется Станислав Говорухин, а смешки и игривое настроение улетучиваются. В воздухе повисает серьезная тишина, как в аудитории во время экзамена. Режиссер смотрит отснятый материал, скупо комментируя удачные и неудачные детали. Сразу после разбора полетов наступает время обеда - и съемочная группа разбредается, кто куда, оставив бюст Йоханнеса Лауристина в гордом одиночестве красоваться между камерами и осветительными приборами.

«Конец прекрасной эпохи». Репортаж со съемок
фото: Михаил Тарасов

«Конец прекрасной эпохи» - экранизация «Компромисса» Сергея Довлатова, сборника новелл из семидесятнического быта газеты “Советская Эстония”. В павильоне Мосфильма постарались аутентично воссоздать антураж и костюмы той эпохи.

«Каждый отдел занимается своими делами - реквизитом, одеждой. У нас замечательный художник по костюмам, хороший реквизитор. Все воссоздается по мелочам. Кажется, что прошло совсем немного времени, однако из вещей того времени уже ничего не достать - ничего попросту нет. Все выбрасывалось, потому что казалось, что никому это не надо. Но в кино все надо», - мягко, с грустной улыбкой рассказывает Валентин Гидулянов, постоянный художник на картинах Говорухина.

«Конец прекрасной эпохи». Репортаж со съемок
фото: Михаил Тарасов

В 1969 году художнику уже исполнился 31 год, но первые работы - «Схватка» и «Рассказы о Кешке и его друзьях» - были еще впереди. Само время он вспоминает так: «Это было время наших надежд. Началась «оттепель», нам казалось, что все это закончится очень хорошо… и мы жили прекрасно: во-первых, молодость, во-вторых - в надежде каждый день. Мы понимали, что это будет. Теперь это стала дальняя эпоха». За спиной Гидулянова весит газета на эстонском языке, дальше по коридору - целая сеть кабинетов с аутентичным печатными машинками и бюстами Ленина.

«Конец прекрасной эпохи». Репортаж со съемок
фото: Михаил Тарасов

На первом этаже происходит совсем другая история. У выхода расположился стол с пирожками и чаем. В креслах сидят уткнувшиеся в экраны мобильных телефонов члены съемочной группы. По желтостенному коридору с грохотом возят деревянные щиты, балки и прочие фрагменты декораций. Съемочная площадка «Конца прекрасной эпохи» не оставляет ощущения, будто случилось далекое путешествие на машине времени (нет его и при просмотре отснятого монохромного изображения), но дух иного времени все-таки ощущается: будто ты оказался в старом здании, куда еще не добрался евроремонт и wi-fi. Не 60-70-е, но 90-е.

Съемки картины проходят при финансовой поддержке ОАО «Газпром».

Алексей Филиппов
Фото: Михаил Тарасов

Афиша кино >>

комедия, мелодрама, приключения, фэнтези
Япония, 1992
боевик, комедия, триллер
Великобритания, США, 2024
драма
Бельгия, Италия, Франция, 2024
драма, мистика
Бельгия, Нидерланды, Норвегия, 2024
боевик, приключения, фэнтези, экранизация
Китай, 2024
детектив, драма, криминальный фильм
Гонконг, Китай, 2024
боевик, научная фантастика, приключения
Россия, 2025
комедия, мелодрама
США, 2023
комедия, криминальный фильм
Россия, 2024
драма, комедия, приключения
Россия, 2025
драма, музыкальный фильм, трагикомедия
Великобритания, США, Франция, 2013
триллер, фильм ужасов
США, 2025
все фильмы в прокате >>
Кино-театр.ру в Telegram