Пафосно-агитационная лента, смотреть которую было достаточно трудно - благодаря очень странному монтажу, не подчиняющемуся никаким законам кинопроизводства.
Впрочем, это вполне объяснимо: кино было молодо - а звуковое так и вовсе только народилось! - и перед режиссёрами, по сути, лежала неизведанная "целина", которую ещё только предстояло "освоить" и "развить".
Именно поэтому съёмки природы и собственно производственного процесса так качественно отличаются в лучшую сторону от игровых.
С последними - полная беда; актёры строго следуют приказам режиссёра, видимо, командовавшим "Стой здесь!", "Смотри сюда!", "Говори!", что назвать это "актёрской игрой" можно только с определённой натяжкой.
А в эпизоде встречи старых знакомых (или братьев?! Так и не понял) навярняка прозвучала команда: "Смейтесь!" - они и смеялись; очень долго, неискренне и натужно выдавливая из себя неудержимый хохот, призванный показать необычайную радость от свидания.
Но зато хоть с аллегориями в фильме полный ажур.
И это не сарказм; действительно, очень понравилось как спокойный "старый" Днепр превращается в кипящую промышленную "стройку пятилетки", а "Чёрная касса" буквально - за руку (хорошо, не за горло! ;)) - держит бездельника и потенциального "врага народа".
И всё-таки, положительную оценку "Ивану" поставить не могу; только серую "6" по 10-балльной.
Гребенкин Александр (Днепродзержинск) 11.10.2010 - 01:07:42
Первые кадры этого полудокументального фильма возышенны и поэтичны. Они знакомят нас с первым героем картины - величественным Днепром. Снятый гениальным Демуцким и талантливым Екельчиком, поначалу во льдах, седой Днепр навесне пробуждается, мощно и широко течет, ломая льды,преграды, растекаясь полноводно, празднично... Люди преобразовывают реку, строят плотину. "Даешь электричество!" В фильме много длинных, панорамных кадров природы, реки, показан энергичный труд людей - худые, но мускулистые силуэты на фоне технических приспособлений, сложных машин. Андрей Тарковский подчеркивал мастерство Довженко в показе природы и людей. В села приезжают агитаторы, приглашая людей на всесоюзную стройку. Кто едет с верой в новую жизнь, с идеей, а кто, как крестянин Губа(С.Шкурат) - подзаработать. Людей Довженко снимает снизу, вертикально, они у него величественны и поэтичны. На стройку прибывает и сельский парнишка Иван. Неграмотный, робкий поначалу, он к концу фильма становится хорошим рабочим, обучается грамоте. Вторая половина фильма не так удачна - много чисто плакатных, идеологических сцен(особенно заседание в финале). Но есть и великолепные куски. Например, когда ленивый Губа приходит за зарплатой, просовывает руку в окошко, его хватает чужая страшная рука, пытается втянуть внутрь, Губа воет, вырывается... Сам Довженко признавал неудачу фильма. "Сценарий недописан, фильм незакончен, меня торопили с выпуском". Но на Венецианском кинофестивале фильм пользовался успехом, как новаторское соединение художественного сюжета, документалистики и публицистики. Можно считать эту картину Довженко этюдом на тему индустриализации.
отзывы
Впрочем, это вполне объяснимо: кино было молодо - а звуковое так и вовсе только народилось! - и перед режиссёрами, по сути, лежала неизведанная "целина", которую ещё только предстояло "освоить" и "развить".
Именно поэтому съёмки природы и собственно производственного процесса так качественно отличаются в лучшую сторону от игровых.
С последними - полная беда; актёры строго следуют приказам режиссёра, видимо, командовавшим "Стой здесь!", "Смотри сюда!", "Говори!", что назвать это "актёрской игрой" можно только с определённой натяжкой.
А в эпизоде встречи старых знакомых (или братьев?! Так и не понял) навярняка прозвучала команда: "Смейтесь!" - они и смеялись; очень долго, неискренне и натужно выдавливая из себя неудержимый хохот, призванный показать необычайную радость от свидания.
Но зато хоть с аллегориями в фильме полный ажур.
И это не сарказм; действительно, очень понравилось как спокойный "старый" Днепр превращается в кипящую промышленную "стройку пятилетки", а "Чёрная касса" буквально - за руку (хорошо, не за горло! ;)) - держит бездельника и потенциального "врага народа".
И всё-таки, положительную оценку "Ивану" поставить не могу; только серую "6" по 10-балльной.