Хотелось бы ещё добавить, что в фильме напрочь отсутствует тема о Минском гетто, что характерно - в те времена скрытый антисемитизм делал своё дело - "пятая графа" и так далее. Впрочем, совсем замолчать "еврейский вопрос" не удалось, поскольку один из главных руководителей подполья Исай Казинец сам был евреем - и чужие документы, оказавшись в фашистском тылу, он взял неспроста. И в фильме есть эпизод, где один из патрульных неожиданно узнаёт в нём еврея, и Казинец, понимая, что это равносильно смертному приговору, расстреливает патруль и пытается скрыться от погони...
Но в плане объективного освещения событий фильм всё равно хромает, хотя в историческом плане, безусловно, опираться на него можно и нужно
Емельянов Виктор Львович (Москва) 17.07.2009 - 13:53:59
Великолепный фильм. Считаю, что впервые показано, какой ценой завоевана победа и какой вклад сделан каждым, кто воевал на фронте и в тылу. Фильм тяжелый, но это правда. Действительно, в этой борьбе потери с обеих сторон были почти одинаковы. Как это ни банально, хочу сказать одно: помните, люди, мы, "счастливцы", как сказал Иван Кабушкин, живем только потому, что ОНИ не дали фашизму завоевать нашу страну. Удивительные люди! Ах, как нам сейчас не хватает их!
Пересмотрел после 37-летнего перерыва. Все 6 серий. С детства ждал повтора, потом искал. Не дождался, не нашел. Как прокляли: нету. Главное, что еще при Советах. Неужто крамола?
Недавно выписал по интернету. Смотрю. Нормальный фильм о войне. И не норамльный. Не типичный. Тут нет ничего артистичного, зрелищного, эффектного, искусственного. Наоборот: припорошенное, припущенное, тонированное. Если испуг, то натуральный. Если, драка, то без суперменских выходок, если смерть - серая, будничная, не натянуто страхучая или там слезливо патетическая. Вешали, стреляли, взрывали - штабелями. Стало обыденностью - тогда. Так и снимали, внедрясь в психологию современника, прежде всего, среднестатистического обывателя.
Даже герои не транспарантны. Не сразу и поймешь, что это герой. Их пытают, им больно, они стонут, они изуродованы и поколеблены (не как несломимый кино-Овод-Корчагин-Бонивур-Лазо), но искренне хотят... наверное, и выжить, но больше - не предать, а еще больше – чтоб их не сделали изменниками в глазах народа.
Одна из главных и лучших ролей Владимира Козла – злого карателя-полковника Дубова («Вечный зов»), коварного белого полковника- контрразведчика («Адъютант его превосходительства»), обходительного бармена пана Беспальчика («Кабачок 13 стульев»). Здесь он Казинец - мозговой центр Минского подполья: интеллектуал и практик.
Наверное, главная роль Игоря Ледогорова, возможно, самого ледяно-сдержанного актера 1970-х, чья диалектика в ненаверченной композиции – лишь айсберг, подавляющий массив коего – под водой. И этот айсберг сминает всё. Подпольщик Жан. Вот истинный супермен по жизни - реальный, беспощадный и страшный в своей бескомпромиссности… для Врага. Такое ощущение, что теперь таких нет: перебили или повязали.
Замечательная Светлана Коркошко – его фиктивная (для конспирации) жена Шура. А по жизни и по смыслу – единомышленница и соратница, осознавшая, что этому искреннему, чуждому лжи человеку сейчас не до комплиментов-сантиментов, ахов-вздохов, поз и слёз.
Один из самых натуральных кино-предателей – давящий своей феноменальной мимикрией и чудовищной «логичностью» Рудзянко, философ измены, в исполнении Антанаса Штурны.
Всегда адекватный жизненной простоте - путем невидимой сложности перевоплощения – Алексей Чернов, тихий городской партизан, «служащий» «для отмазки» полицаем.
Далекие от штамповки, весьма умные и, следственно, крайне опасные фашисты в прочтении ныне, увы, забытых артистов…
Даже в эпизодах Плеяда Звезд (хотя второе слово здесь лишнее), светящих без имитированного блеска, а в той же неброской манере «жизненного соответствия»: Юрий Горобец, Николай Еременко-старший, Михаил Погоржельский, Нина Сазонова, Лев Золотухин, Федор Никитин, Ростислав Янковский…
Бессмертный Подвиг минских подпольщиков и партизан Белоруссии обобщен в озвученной эпилогом цифири их великих свершений и жертв, снесенных на алтарь Великой Победы. Эти «расово неполноценные ничтожества», эти плохо выбритые и дурно воспитанные «существа третьего сорта», без натяжек, стоили целого, причем самого мощного фронта (скажем, 2-го Белорусского). А значили того больше: в тылу врага, от начала разобщенные и до конца гонимые, они явили несгибаемость славянского духа, прогнув и надломив хамскую уверенность вышколенных оккупантов в непобедимости 3-го Рейха, в неотразимости арийской белокурой бестии.
Этот фильм – лучший и теперь уж точно непревзойденный кино-памятник белорусским партизанам, всем известным и безымянным героям подполья.
Фильм, безусловно, сильный. Только вот по идее надо было бы подробно снять его про всю историю оккупации Минска до лета 1944 года, а то заканчивается он гибелью Жана, про ликвидацию гауляйтера Кубэ тоже сухо и скомканно сообщается. И такой трагизм, как будто "все умерли", а живые герои и не упоминаются.
Да, это интересный нетривиальный фильм о минском подполье. Люди войны показаны неоднозначно, а как было страшно на этой войне. Как и кто преодолевал этот страх, а кто был сломлен, и это ещё о разных формах предательства и героизма.
Великолепный фильм о минском подполье. Лучшая работа в кино, по моему мнению, Игоря Ледогорова. Очень жаль, что фильм практически не показывают по телевидению. Именно по таким фильмам нужно учить молодёжь, да и не только, патриотизму и человеколюбию.
отзывы
Но в плане объективного освещения событий фильм всё равно хромает, хотя в историческом плане, безусловно, опираться на него можно и нужно
Недавно выписал по интернету. Смотрю. Нормальный фильм о войне. И не норамльный. Не типичный. Тут нет ничего артистичного, зрелищного, эффектного, искусственного. Наоборот: припорошенное, припущенное, тонированное. Если испуг, то натуральный. Если, драка, то без суперменских выходок, если смерть - серая, будничная, не натянуто страхучая или там слезливо патетическая. Вешали, стреляли, взрывали - штабелями. Стало обыденностью - тогда. Так и снимали, внедрясь в психологию современника, прежде всего, среднестатистического обывателя.
Даже герои не транспарантны. Не сразу и поймешь, что это герой. Их пытают, им больно, они стонут, они изуродованы и поколеблены (не как несломимый кино-Овод-Корчагин-Бонивур-Лазо), но искренне хотят... наверное, и выжить, но больше - не предать, а еще больше – чтоб их не сделали изменниками в глазах народа.
Одна из главных и лучших ролей Владимира Козла – злого карателя-полковника Дубова («Вечный зов»), коварного белого полковника- контрразведчика («Адъютант его превосходительства»), обходительного бармена пана Беспальчика («Кабачок 13 стульев»). Здесь он Казинец - мозговой центр Минского подполья: интеллектуал и практик.
Наверное, главная роль Игоря Ледогорова, возможно, самого ледяно-сдержанного актера 1970-х, чья диалектика в ненаверченной композиции – лишь айсберг, подавляющий массив коего – под водой. И этот айсберг сминает всё. Подпольщик Жан. Вот истинный супермен по жизни - реальный, беспощадный и страшный в своей бескомпромиссности… для Врага. Такое ощущение, что теперь таких нет: перебили или повязали.
Замечательная Светлана Коркошко – его фиктивная (для конспирации) жена Шура. А по жизни и по смыслу – единомышленница и соратница, осознавшая, что этому искреннему, чуждому лжи человеку сейчас не до комплиментов-сантиментов, ахов-вздохов, поз и слёз.
Один из самых натуральных кино-предателей – давящий своей феноменальной мимикрией и чудовищной «логичностью» Рудзянко, философ измены, в исполнении Антанаса Штурны.
Всегда адекватный жизненной простоте - путем невидимой сложности перевоплощения – Алексей Чернов, тихий городской партизан, «служащий» «для отмазки» полицаем.
Далекие от штамповки, весьма умные и, следственно, крайне опасные фашисты в прочтении ныне, увы, забытых артистов…
Даже в эпизодах Плеяда Звезд (хотя второе слово здесь лишнее), светящих без имитированного блеска, а в той же неброской манере «жизненного соответствия»: Юрий Горобец, Николай Еременко-старший, Михаил Погоржельский, Нина Сазонова, Лев Золотухин, Федор Никитин, Ростислав Янковский…
Бессмертный Подвиг минских подпольщиков и партизан Белоруссии обобщен в озвученной эпилогом цифири их великих свершений и жертв, снесенных на алтарь Великой Победы. Эти «расово неполноценные ничтожества», эти плохо выбритые и дурно воспитанные «существа третьего сорта», без натяжек, стоили целого, причем самого мощного фронта (скажем, 2-го Белорусского). А значили того больше: в тылу врага, от начала разобщенные и до конца гонимые, они явили несгибаемость славянского духа, прогнув и надломив хамскую уверенность вышколенных оккупантов в непобедимости 3-го Рейха, в неотразимости арийской белокурой бестии.
Этот фильм – лучший и теперь уж точно непревзойденный кино-памятник белорусским партизанам, всем известным и безымянным героям подполья.