
Рецензии на фильмы
Первая часть отечественной сказки, которая, увы, проигрывает недавнему голливудскому мюзиклу

Лайфстайл
Недавно актриса спровоцировала слухи о разводе

Лайфстайл
Ранее дизайнер успел поработать с коллегой актрисы по «Слову пацана» Ярославом Могильниковым

Интервью
Новые герои долгоиграющего сериала — о пути в профессию, первокурсниках «Универа» и состоянии российской киноиндустрии

Лайфстайл
Премьера фильма «Наступит лето»

Новости кино
Детективная драма выйдет на Иви 18 марта

Лайфстайл
Новое прочтение легендарного дома

Лайфстайл
Актриса старается интегрироваться во французское общество
отзывы
На киностудии в Алма-Ате снимают в основном короткометражки для «Боевых киносборников», которые потом посылают на фронт.
Первая моя работа — в короткометражке «Ванька-Танька». Сценарий я привезла из Ленинграда. История с ним была такая.
Как-то стоим мы в коридоре «Ленфильма» — оператор Володя Рапопорт, режиссер Герберт Раппапорт и я, — пережидаем бомбежку. Наконец немецкие бомбардировщики улетели — можно идти домой. Но тут к нам подходит незнакомый человек и, поздоровавшись, говорит:
— Вас, как многих кинематографистов, очевидно, эвакуируют в Алма-Ату или Ташкент, где, как я узнал, есть действующие киностудии. Поэтому у меня к вам огромная просьба: возьмите, пожалуйста, с собой мой сценарий. Называется он «Ванька-Танька». Возможно, это прозвучит нескромно, но, по-моему, сценарий удачный. Я только что был у вашего директора, хотел отдать сценарий ему, но он сказал, что съемок на «Ленфильме» сейчас нет и когда они будут — неизвестно. Поэтому я обращаюсь к вам. Кстати, товарищ Жеймо, главная роль как раз для вас. Так мне кажется.
И он вручает мне свой сценарий. Мы пообещали, что сделаем все, что в наших силах. Сценарист поблагодарил нас, попрощался и ушел.
Этот человек как в воду глядел: через некоторое время мы все трое встретились в Алма-Ате.
Мы прочли сценарий, он нам понравился — написан на злобу дня и с хорошим юмором. Герберт Раппапорт добился разрешения снять по нему трехчастевку для «Боевого киносборника». Перед началом съемок он сказал:
— Друзья мои, так как пленки нам выделили очень мало, снимать будем только по одному дублю.
Мы так и называли наш фильм — «картина одного дубля».
Помню два рабочих момента во время съемок этого фильма.
Павильон нам достался неудачный, все смены были ночные, а ночью работать очень трудно, поскольку талант спит.
Репетируем сцену: в хате за столом сидит Ванька — то есть я. Вдруг слышится топот сапог нескольких человек. Ванька только успевает спрятаться на высокой печке, как в хату входит группа немецких офицеров. Они рассаживаются вокруг стола и о чем-то болтают, а один из них вытаскивает папиросу и закуривает. В этом месте на репетиции актер, играющий закуривающего немца, просто говорит: «Здесь я закуриваю». Ванька в это время что-то ищет на печке, наконец находит
глиняный горшок, кидает его в лампу, свет гаснет, в темноте Ванька выпрыгивает из окна и убегает.
Когда сцену тщательно отрепетировали, режиссер дал команду:
— Приготовиться к съемке!.. Мотор!
Начинаем играть, но когда актер по-настоящему закуривает, раздается громкий крик:
— Прекратить курение!
— Стоп! Стоп! — возмущенно восклицает режиссер. — Кто сорвал съемку?!
Оказывается, дежурный пожарный к пяти утра не вы¬держал и заснул. Всю репетицию он проспал, но когда по¬чувствовал запах дыма от папиросы, проснулся и, не разобравшись, в чем дело, начал орать.
Пока бурно выяснялись отношения, я воспользовалась непредвиденной паузой и вышла из павильона на лестницу. Понимая возмущение режиссера, я не могла не сочувствовать и пожарному: действительно, спать хотелось безумно. Когда-то я в таких случаях пила крепкий кофе или съедала шоколадку, но где это сейчас возьмешь? Война. Чтобы как-то взбодриться, я решила покурить, но не успела пару раз затянуться, как пожарный, злой как тигр, выскочил из павильона и, увидев меня с папиросой, подскочил и наотмашь стукнул меня по затылку:
— И ты еще, молокосос, будешь здесь курить?!
От неожиданного удара я потеряла равновесие и кувырком полетела вниз по лестнице. Пожарный все никак не мог успокоиться и продолжал кричать:
— Думаешь, раз тебе, как настоящему артисту, доверили исполнять роль, ты теперь и папироски можешь курить?! Неет! Шалишь! Еще раз увижу, так тресну — сразу забудешь, что тебя зовут Ванька!
Но тут он внезапно замолчал. Очевидно, от удивления, потому что в ответ на его угрозы я радостно расхохоталась: если до съемок у меня были сомнения, что я смогу сыграть двенадцатилетнего мальчишку, то после оплеухи пожарного я убедилась, что зритель мне поверит.
Второй рабочий момент был не таким забавным.
В сценарии была сцена: Ванька карабкается на высокое дерево, растущее возле дома, на крыше которого протянуты провода, прыгает с дерева на крышу дома и перерезает эти провода.
Накануне съемки Герберт Раппапорт спросил меня, готова ли я к этой сцене. Я утвердительно кивнула головой, хотя в действительности это было не так: дерево стояло на ожив¬ленной улице, и репетировать там днем я не могла, а ночью у нас были съемки в павильоне. Я надеялась на старый кураж: какое-то время я работала в цирковом номере, где мне нужно было влезать на перш , и делала это довольно ловко, так что теперь рассчитывала, что и на дерево смогу забраться. Впрочем, даже если бы у меня было время, репетировать я бы все равно не стала, зная по опыту, что после большого перерыва такая репетиция закончится тем, что на следующий день я не смогу влезть не только на высокое дерево, но даже на низенькую табуретку. Поэтому я решила рискнуть. А то, что мои мышцы потом будут болеть, не так важно, поскольку сложные трюки уже останутся позади.
Наступил момент съемки. Оператор Володя Рапопорт ставил свет, а вокруг постепенно собиралась толпа зрителей. Милиция следила, чтобы они не переступали «порога» съемочной площадки. Я ждала, когда закончится подготовка и размышляла: «А вдруг я все-таки не смогу влезть на дерево? Ведь прошло много лет с тех пор, как я взбиралась на перш. Тогда я была юной девушкой, а сейчас — взрослая тетя, у меня уже двое детей...»
Ко мне подошел режиссер и сообщил, что к съемке все готово.
— Кстати, — сказал он, — на всякий случай от дерева к крыше перекинута дощечка. Если понадобится, можете воспользоваться. Да! А где же ваш нож?
Я вытащила из-за пазухи нож.
— М-м... Еще одно: как только перережете провода, тут же прячьтесь за трубу. Теперь, кажется, всё.
Он облегченно вздохнул. Через несколько минут послышалась команда:
— Приготовиться к съемке!.. Мотор!
Я подбежала к дереву, оглянулась, не следит ли за мной кто-нибудь, и довольно быстро вскарабкалась на дерево. Добравшись до макушки, увидела длинную узенькую дощечку. Когда я ступила на нее, мне показалось, что она не выдержит моего веса. Надо прыгать, хотя дерево стоит не так близко к дому, как это выглядело снизу. Как бы там ни было, прыгать надо — выхода нет. Прыгнула. Уцепилась за край крыши, влезла на нее — вижу провода. Но крыша-то покатая. С трудом, цепляясь за какие-то трещины и зазубрины, доползла до проводов, перерезала их, с таким же трудом добралась до трубы, ухватилась за нее, немного передохнула и осторожно съехала на другую сторону крыши, нащупала ногой лестницу... Уф! После проделан¬ной операции слезть на землю по лесенке было проще простого.
— Завтра выходной день, — услышала я голос администратора.
Боже, как кстати! Но... Утром, когда привезли проявленный материал, оказалось, что вся сцена была снята на бракованном куске пленки. Все надо переснимать. Когда я узнала об этом, у меня сжалось сердце: как я и предвидела, ноги и руки уже начали болеть. Чего я не предвидела, так это пересъемки. Завтра нужно будет повторить всю эту операцию, а тело будет болеть еще больше. Вот вам и «картина одного дубля»!
На следующий день моя сестра Эля дала мне таблетку болеутоляющего и помогла добраться до съемочной площадки. Там уже кипела жизнь: все суетились, устанавливали свет — каждый занимался своим делом.
Раздалась команда режиссера:
— Приготовились к съемке!.. Мотор!
Тут (о чудо!) я резво бросаюсь к дереву и повторяю все то, что делала на предыдущей съемке. Не знаю, каку меня это получилось: то ли, как уже не раз бывало, помогла школа циркового детства, то ли проснулись скрытые во мне резервы — в экстремальных ситуациях это случается. Я была так возбуждена, что, оказавшись на земле, обратилась к режиссеру и оператору:
— Может, на всякий случай снимем еще дублик?
— Нет-нет, — замотали головами оба Рапопорта, — пленку проверили, все будет в порядке.
И только тут я опять почувствовала боль во всем теле. Интересно, куда она девалась во время съемки?
Эля, пыхтя, дотащила меня до дома, уложила в постель, дала какую-то таблетку, и я моментально заснула.
Ближе к вечеру к нам зашли Рапопорт с Раппапортом и, увидев, что я лежу, очень встревожились. Мы с сестрой стали их уверять, что ничего страшного, просто я слегка приболела. Успокоившись, они дали мне пару дней на поправку — и вскоре фильм был благополучно доснят.
Кроме нас с Элей, никто так и не узнал, что съемки сцены с деревом были под угрозой срыва. «Боевой киносборник № 12» в августе 1942 года был выпущен на экраны.
Второй фильм из «Боевых киносборников», в котором я снималась, тоже вышел в 1942 году. Назывался он «Юный Фриц», сценарий написал Самуил Маршак. Главную роль там сыграл Михаил Жаров. У меня была небольшая ролька немецкой девочки Гертруды. Роль отрицательная, и мне это было очень интересно: прежде я снималась только в положительных ролях. Режиссерами были Григорий Козинцев и Леонид Трауберг.