О фильме можно говорить долго и с уважением. Подмечу одну деталь: в романе очень слабо(но обильно) показана Первая мировая. Сразу понятно - писал со слов не лучших рассказчиков. А в фильме - опа! - войны почти нет. Зато есть прекрасный побег.
Ну и актеры. Нифонтова для меня вообще первая красавица советского кино. А еще и актриса от Бога. Редчайший случай.
№165 Юнкер Ничволодов
И первая экранизация мне мила. И вторая. Хотя и там и сям полно недостатков. Но что с того, если есть Гриценко - актер силы невероятной. И не на грани гениальности, а самый настоящий гений. Вахтанговец до мозга костей. Да, театрален. Сверхтеатрален. Тем и завораживает. И дико, тупо, отчаянно завидую тем, кто родился раньше и видел его на сцене.
Надежный, душа моя, Вы ведь знаете в каком году фильм вышел? Ну так вспомните вытаращенные глаза Дружникова в "Без вины виноватых" - это даже и не театр, а Великий Немой. Или Аллу Константиновну с ее выпеванием и чуть не завыванием: "Гриша, Гриша..." Да какой фильм ни возьми: хоть "Сорок первый", хоть "Овода" со Стриженовым - глаза из орбит, наигрыш несусветный. Но... кому как, а по мне лучше так, чем то, что ныне - со скверной дикцией, когда слово живое жуется, проглатывается, и нет тебе ни слова, ни разума, ни смысла. Кстати, очень любопытно прослушать старые записи спектаклей - то, что когда-то считалось предельной простотой, свойственной МХАТу, позднее стало восприниматься как нелепая аффектация.
Плакатность и шарж - боги мои, так это не эстетика даже, а стилистика советского кино того времени, во-первых. Во-вторых, и сам красный граф, начав за здравие, кончил за упокой, ловко приноровившись, приспособившись, перекрасившись. Что нисколько не умаляет его таланта. Как? Да вот уж так.
Конформистом был и Катаев - писатель огромной силы. Мовистом он стал уж потом, когда ему разрешили. А до того - соцреализм. Но дай Бог всем литераторам писать хоть по праздникам так, как писал Валюн Вещий.
Время ломало людей. Перед талантом бессильны тираны-временщики.
Надежный, ну как не знать, что Толстой с Блоком бодался, оттого и изобразил его некомплиментарно.
Елизавета Киевна и у Толстого самка озабоченная и дура редкостная. Дашенька дуется, всем недовольная, хмурая не меньше, чем утро. Она из подросткового возраста, когда все не так и не эдак, не успела выбраться. И все в фильме тютелька в тютелька по Толстому. Вплоть до карамельки. До чая и колбасы. До "мальчишек, хулиганов отчаянных".
И большой, добрый, надежный Иван Ильич (где это восторженный сибарит? В какой главе?))) И утопающая в декадансе и скуке Катя - хрустальный голос Нифонтовой. С Катей номер два не сравню. Первая Катя - дама. Вторая - увы-с, гризетка в лучшем случае. И даже великий могол.
И Вадим Петрович - один из тех, что навсегда приковал меня любовью к Белому делу. Потому как ни на секунду, даже и в раннем отрочестве, не было сомнения - это графские штуки, а такие, как Рощин, предпочли бы смерть или эмиграцию. Чтобы потом всю жизнь сидеть на чемоданах и мечтать вернуться: любя, ненавидя, мучаясь, не находя себе места. Потому что и в Шанхае, и в Харбине, и в Константинополе в харю наплюют.
Гриценко играл нашу национальную трагедию. То, что играют сейчас во всяких там "Адмиралах", - это такая дешевка, вот где лубок, и лубок бездарный. А вспомнить сцену, когда Рощин встречает Телегина, - кто способен, если он не спятил от горя и крови окончательно, пойти и сдать своего друга, брата в контрразведку? Только не Рощин.
Ну а то, что "все, что бело, нам надоело, все, что красно - для нас прекрасно" - это еще у Паустовского упоминалось. Окарикатуривание "бывших" было принято. И у штабс-капитана Зощенко. И у Олеши в "Зависти". И у Михаила Афанасьевича в его рассказах.
Плюньте, наш Надежный друг, на идеологию. Она умерла. Литература осталась.
Как созвучно моим чувствам. Спасибо вам. Фильм великолепный. Очень жаль, что не умеют сейчас чувствовать то время. И некому их консультировать. Ушли люди той эпохи. Я плачу, когда смотрю экранизацию Тихого Дона современного. Это издевательство над Шолоховым, над казачеством, это кто угодно.. Но не казаки.. Скорее американцы какие то.. Бред сивой кобылы.. И вот смотрю сейчас трилогию. И наслаждаюсь. Даже не актерами.. Актеры бесспорно на три головы выше нынешних.. Наслаждаюсь точной атмосферой того времени. Я перечитаю Алексея Толстого, так как прошло лет 50 с тех пор, как я читала его. И, конечно, мне всё знакомо по рассказам , фотографиям моей бабушки . Жаль мало таких фильмов. Жаль, что политическая конъюнктура давит на творчество. Но как же прекрасно, что мои внуки посмотрят этот фильм, я жто знаю.. Для них мои рекомендации это необходимость к просмотру.. И может быть сквозь призму времен увидят наших родных.. И камертон того времени очистит их, настроит на правильные ноты жизни.
Фильм хороший. Но надо понимать, что он сжат в 3 серии. И в своём времени, когда на экране скачки в буденовках и с флагами забирают время заменяя собой текст романа. Веселовская в роли Даши не совсем попала в переживания героини. Николай Гриценко , - Рощин, поначалу чуть больше чем надо мягок. Но во 2-й части с его подачей образа я согласилась. А вот Телегин у Вадима Медведева получился монументальным. Руфина Нифонтова в роли Кати просто безупречна. Правда Пенкина, как по мне, красивее. Иван Ильич Телегин в исполнении Юрия Соломина интеллигентнее, точнее в передаче образа, тоньше в эмоциях. У Алферовой, Даша Булавина, на мой взгляд, лучшая роль. У Михаила Ножкина, Рощин и резче, и острее, он мне понравился. Но Н.Гриценко не хуже. Многосерийный фильм Ордынского интереснее, ближе к тексту А.Толстого. Словно неспешно читаешь роман.
№595 Ларцев2
... Согласен, театральность уместна в театре, а никак не в кино. И вот название - не кажется ли слишком пафосным, аж "падение", может поскромнее надо было? Актеры опять же играют профессиональные - нет, чтобы обычных людей с улицы набрать, чтобы естественнее смотрелось. Грим этот, музыка закадровая, камера с разных ракурсов - а в жизни же все не так...
Сарказм понятен, но тут-то это только к манереактерской игры относилось)
№594 Борис Нежданов
№ 592 СанЖорыч (Екатеринбург).... Как сказать... В позднесталинском кино много пафоса, театральщины, особенно в чём-нибудь типа "Падение Берлина". И в фильмах второй половины 50-х нередко проскальзывает эта театральщина, от которой не свободна и экранизация "Хождение по мукам" Рошаля. Даже в фильме "Дуэль" по Чехову Стриженов в роли Лаевского кажется мне невыносимо театральным, всё время позирующим на экране.
Согласен, театральность уместна в театре, а никак не в кино. И вот название - не кажется ли слишком пафосным, аж "падение", может поскромнее надо было? Актеры опять же играют профессиональные - нет, чтобы обычных людей с улицы набрать, чтобы естественнее смотрелось. Грим этот, музыка закадровая, камера с разных ракурсов - а в жизни же все не так...
Борис Нежданов (Санкт-Петербург) 02.12.2023 - 19:34:53
№ 551 Билли Бонс (Екатеринбург). Было такое в книге. Где-то под Екатеринодаром расстреливали пленных красных, и Рощину ещё показалось, что у одного из них глаза похожи на Катины.
№551 Билли Бонс
... Вы о чем вообще? В фильме Рошаля показали сцену как белые кучу красных расстреливают и сбрасывают в овраг, а Рощин (Гриценко) ругается со своим бывшим другом по этому поводу. Не было такого в романе.
№550 Водяной
... Совершенно верно. Режиссёр-конформист старался снять в соответствии с новыми "оттепельными" требованиями прилизаннрй хрущёвской идеологии ("Больше показывать повседневную жизнь простых людей!.. Зачем нам эти интриги с экрана?..."))
Вы о чем вообще? В фильме Рошаля показали сцену как белые кучу красных расстреливают и сбрасывают в овраг, а Рощин (Гриценко) ругается со своим бывшим другом по этому поводу. Не было такого в романе.
№549 Билли Бонс
... три фильма Рошаля 50-х годов- такая стандартная советская продукция тех лет про Гражданскую войну еще и с отсебятиной про массовые расстрелы..
Совершенно верно. Режиссёр-конформист старался снять в соответствии с новыми "оттепельными" требованиями прилизаннрй хрущёвской идеологии ("Больше показывать повседневную жизнь простых людей!.. Зачем нам эти интриги с экрана?..."))
Когда я учился в школе, мне очень нравился роман своей нестандартностью на фоне матерых глыб соцреализма. Конечно, "Тихий Дон" был намного круче в изображении Гражданской войны, почти антисоветская вещь. Стилистически роман Алексея Толстого , особенно "Сестры" тоже очень хорош. Писатель-то он был великолепный. А по экранизациям: три фильма Рошаля 50-х годов- такая стандартная советская продукция тех лет про Гражданскую войну еще и с отсебятиной про массовые расстрелы красных. Ну особо не выдающаяся ничем, особенно на фоне "Сорок первого" Чухрая. Где то 5 из 10
Сериал Ордынского конечно намного лучше. Это более современный взгляд, не такой кондовый с хорошей, уверенной режиссурой.
Совсем современный совсем какой-то скучный и непонятно что хотел сказать режиссер. Вероятнее всего, получил заказ и стал его отрабатывать, совершенно без огонька..
Борис Нежданов (Санкт-Петербург) 02.12.2023 - 17:38:06
№ 547 Шиповник. Здесь я имел в виду не конкретно Шиловского, поскольку у Толстого собирательный образ, и биографии Рощина и Шиловского не очень совпадают. Не люблю, когда сценарная отсебятина искажает литературный первоисточник, когда за автора дописывают финал. Прообразом сестёр Булавиных были сёстры Крандиевские - Наталья, бывшая жена Толстого, и её сестра Надежда. Вот муж Надежды, архитектор, был репрессирован. Но в финале сериала эта тема, я считаю, притянута за уши, исключительно в угоду конъюнктуре.
.. Так и что. Точно также я анализирую и новых Форсайтов. Там та же тенденция. Шикарно показывать анутраж(в новых ФОрсайтахидеально подана эстетика 1920-х), но при этом вся проблематика сведена исклчюительно к тому, кто побывал в постели Ирэн, а единственное светлое пятно из образов - это практически лучший и удивительный Сомс.
Я предпочитаю "Сагу о Форсайтах" обсуждать на её ветке. Мне тоже нравится экранизация 1967 года. В экранизации 2002 года мне не понравилась Ирен. Здесь я САгу обсуждать не намерена.
№546 Борис Нежданов
Ну, и финал, дописанный в угоду перестроечной и постсоветской политической конъюнктуре.
Из=за Рощина,
Если Вы имеете в виду Е. А. Шиловского, который считается одним из прототипов Рощина, я в курсе, что он избежал сталинские репрессии и умер в 1952 году. Много знаю про деятельность этого человека, что был мужем Е. С. Булгаковой. Я все про это знаю, и что он после развода женился на дочери А. Толстого. Но только А. Толстой образ Рощина вырисовывал с царских офицеров, перешедших на сторону Советской власти. Я не рассматриваю, что это Е. А. Шиловский. И судьба Даши мне представляется именно такой, как описано в Эпилоге.
Если Вы помните мои посты на ХПМ 2017 г, я и там писала, что роли сестер мне не очень понравились, но и не совсем до отвращения. Если бы можно было собрать рейтинг лучших сестер Булавиных - это Руфина Нифонтова и Нина Веселовская.
Смотреть ХПМ 2017 в целом можно. Я против её охаивания.
№545 Мария Бардина
Есть сейчас в голливуде разноцветная повестка. А у нас в РФ повестка- очернение СССР всеми доступными сопосбами, когда уже хруст французской булки не помогает.
А зачем акцентировать внимание на крайностях?
А у нас в РФ повестка- очернение СССР всеми доступными сопосбами, когда уже хруст французской булки не помогает.
Что же тогда на ветке сериала "Хор" Вы возражали, что там нет очернения СССР? Как Вас понять:)
Борис Нежданов (Санкт-Петербург) 01.12.2023 - 22:08:09
№ 544 Шиповник. Если бы Бессонов погиб, как в книге или хотя бы как в экранизации Ордынского, всё было бы более-менее нормально. Но сценаристка его зачем-то оживила и превратила собирательный образ поэта-декадента в подобие Ивана Бездомного, "пролетарского" поэта-конъюнктурщика. Бичевин слишком молодо выглядит для Телегина, Трубинер более-менее подходит под Рощина. Но Чиповская и Снигирь не подходят под сестёр Булавиных категорически. Если бы, к примеру, вместо Снигирь Катю сыграла Виктория Исакова, было бы намного лучше. Махно карикатурный, как в советском агитпропе, у Ордынского он самый достоверный. А уж эти "Бонни и Клайд" - Лиза и Жадов, так полный бред. Третьестепенных героев вытащили в главные. Молоденький вольноопределяющийся и фанатичный белогвардеец Валерьян Оноли превратился на экране в офицера далеко не первой молодости, труса и дезертира. Ну, и финал, дописанный в угоду перестроечной и постсоветской политической конъюнктуре.
№543 Мария Бардина
Но Райская убила в своем сценарии саму книгу. И девочки - это тихий ужас. Худяков в достаточно остроироничной манере приудмал название оригинальной истории "Две дуры" (это его слова из интервью).
Такое не имели права снимать. Согласна на все сто.
Слушайте. Я смотрела версию 2017 года в основном из-за мужских ролей - Павла Трубинера и Леонида Бичевина. Новые Телегин и Рощин. Там интересный образ поэта Бессонова в исполнении Антона Шагина, который несколько поэтов в разных фильмах переиграл и сам пишет стихи. В экранизации 1977 года Бессонова сыграл Михаил Козаков, а мне понравился Антон Шагин. Я против такого негатива вокруг этой экранизации, там есть достойные роли.
Я смотрю, что только у нас всегда поднимается волна против новых экранизаций. Англичане чуть не каждое 10-летие выпускают новые экранизации британской. Там таких возмущений нет.
№542 Шиповник
№539 Борис Нежданов
... Борис Борисович. Я понимаю, что занятие не благодарное, но я считаю нужным защитить "ХПМ" 2017 г.
Во-первых, мне там понравилась оригинальная заставка. Для людей, занимающихся, как я любительским ви део, она представляется необычной в формате открывающихся страниц книги.
Вот именно, что любительское такое... Достаточно простенький проект в АЕ.
Он-то какое отношение имеет к художественной ценности сериала)
Человек пишет уже исходя из факта того, что сериал сняли и он такой как есть, полностью перевравший все и вся. Каждый мотив извращен, каждая фраза с ног на голову, выдумки Райской - это что-то за гранью добра и зла.
У постановки, бесспорно, есть свои светлые моменты. Хорошая операторская работа, музыка Потеенко. На фоне других новоделов она неплохо смотрится.
Но Райская убила в своем сценарии саму книгу. И девочки - это тихий ужас. Худяков в достаточно остроироничной манере приудмал название оригинальной истории "Две дуры" (это его слова из интервью).
Такое не имели права снимать. Согласна на все сто.
отзывы
Ну и актеры. Нифонтова для меня вообще первая красавица советского кино. А еще и актриса от Бога. Редчайший случай.
И первая экранизация мне мила. И вторая. Хотя и там и сям полно недостатков. Но что с того, если есть Гриценко - актер силы невероятной. И не на грани гениальности, а самый настоящий гений. Вахтанговец до мозга костей. Да, театрален. Сверхтеатрален. Тем и завораживает. И дико, тупо, отчаянно завидую тем, кто родился раньше и видел его на сцене.
Надежный, душа моя, Вы ведь знаете в каком году фильм вышел? Ну так вспомните вытаращенные глаза Дружникова в "Без вины виноватых" - это даже и не театр, а Великий Немой. Или Аллу Константиновну с ее выпеванием и чуть не завыванием: "Гриша, Гриша..." Да какой фильм ни возьми: хоть "Сорок первый", хоть "Овода" со Стриженовым - глаза из орбит, наигрыш несусветный. Но... кому как, а по мне лучше так, чем то, что ныне - со скверной дикцией, когда слово живое жуется, проглатывается, и нет тебе ни слова, ни разума, ни смысла. Кстати, очень любопытно прослушать старые записи спектаклей - то, что когда-то считалось предельной простотой, свойственной МХАТу, позднее стало восприниматься как нелепая аффектация.
Плакатность и шарж - боги мои, так это не эстетика даже, а стилистика советского кино того времени, во-первых. Во-вторых, и сам красный граф, начав за здравие, кончил за упокой, ловко приноровившись, приспособившись, перекрасившись. Что нисколько не умаляет его таланта. Как? Да вот уж так.
Конформистом был и Катаев - писатель огромной силы. Мовистом он стал уж потом, когда ему разрешили. А до того - соцреализм. Но дай Бог всем литераторам писать хоть по праздникам так, как писал Валюн Вещий.
Время ломало людей. Перед талантом бессильны тираны-временщики.
Надежный, ну как не знать, что Толстой с Блоком бодался, оттого и изобразил его некомплиментарно.
Елизавета Киевна и у Толстого самка озабоченная и дура редкостная. Дашенька дуется, всем недовольная, хмурая не меньше, чем утро. Она из подросткового возраста, когда все не так и не эдак, не успела выбраться. И все в фильме тютелька в тютелька по Толстому. Вплоть до карамельки. До чая и колбасы. До "мальчишек, хулиганов отчаянных".
И большой, добрый, надежный Иван Ильич (где это восторженный сибарит? В какой главе?))) И утопающая в декадансе и скуке Катя - хрустальный голос Нифонтовой. С Катей номер два не сравню. Первая Катя - дама. Вторая - увы-с, гризетка в лучшем случае. И даже великий могол.
И Вадим Петрович - один из тех, что навсегда приковал меня любовью к Белому делу. Потому как ни на секунду, даже и в раннем отрочестве, не было сомнения - это графские штуки, а такие, как Рощин, предпочли бы смерть или эмиграцию. Чтобы потом всю жизнь сидеть на чемоданах и мечтать вернуться: любя, ненавидя, мучаясь, не находя себе места. Потому что и в Шанхае, и в Харбине, и в Константинополе в харю наплюют.
Гриценко играл нашу национальную трагедию. То, что играют сейчас во всяких там "Адмиралах", - это такая дешевка, вот где лубок, и лубок бездарный. А вспомнить сцену, когда Рощин встречает Телегина, - кто способен, если он не спятил от горя и крови окончательно, пойти и сдать своего друга, брата в контрразведку? Только не Рощин.
Ну а то, что "все, что бело, нам надоело, все, что красно - для нас прекрасно" - это еще у Паустовского упоминалось. Окарикатуривание "бывших" было принято. И у штабс-капитана Зощенко. И у Олеши в "Зависти". И у Михаила Афанасьевича в его рассказах.
Плюньте, наш Надежный друг, на идеологию. Она умерла. Литература осталась.
... Согласен, театральность уместна в театре, а никак не в кино. И вот название - не кажется ли слишком пафосным, аж "падение", может поскромнее надо было? Актеры опять же играют профессиональные - нет, чтобы обычных людей с улицы набрать, чтобы естественнее смотрелось. Грим этот, музыка закадровая, камера с разных ракурсов - а в жизни же все не так...
№ 592 СанЖорыч (Екатеринбург).... Как сказать... В позднесталинском кино много пафоса, театральщины, особенно в чём-нибудь типа "Падение Берлина". И в фильмах второй половины 50-х нередко проскальзывает эта театральщина, от которой не свободна и экранизация "Хождение по мукам" Рошаля. Даже в фильме "Дуэль" по Чехову Стриженов в роли Лаевского кажется мне невыносимо театральным, всё время позирующим на экране.
... Вы о чем вообще? В фильме Рошаля показали сцену как белые кучу красных расстреливают и сбрасывают в овраг, а Рощин (Гриценко) ругается со своим бывшим другом по этому поводу. Не было такого в романе.
Суть - А.Толстой писал Первую книгу "Хождений" в 1922-м, ещё в эмиграции. Боль о предательстве России со стороны доморощенной либеральной прослойки между Режимом и Солдатом ещё не утихла. Потому и мысли героев в галицийских окопах красной нитью проходят по теме. "– Все продано, вот какие дела, – говорил один солдат негромко. – Чуть наши перевесь начинают брать - сейчас приказ - отойти."" © Но в фильм конца 50-х такое попасть не могло...("Какое может быть "продано!",.."отойти!" у нас - русских/советских?.."))
Собственно, в прилизанные хрущёвские времена и начала разлагаться наша историческая память. Мемориалы времён Первой мировой сравнивались с землёй, в учебники истории вносился бред о "захватнической/ империалистической".
... Совершенно верно. Режиссёр-конформист старался снять в соответствии с новыми "оттепельными" требованиями прилизаннрй хрущёвской идеологии ("Больше показывать повседневную жизнь простых людей!.. Зачем нам эти интриги с экрана?..."))
... три фильма Рошаля 50-х годов- такая стандартная советская продукция тех лет про Гражданскую войну еще и с отсебятиной про массовые расстрелы..
Сериал Ордынского конечно намного лучше. Это более современный взгляд, не такой кондовый с хорошей, уверенной режиссурой.
Совсем современный совсем какой-то скучный и непонятно что хотел сказать режиссер. Вероятнее всего, получил заказ и стал его отрабатывать, совершенно без огонька..
.
Ну, и финал, дописанный в угоду перестроечной и постсоветской политической конъюнктуре.
Если Вы имеете в виду Е. А. Шиловского, который считается одним из прототипов Рощина, я в курсе, что он избежал сталинские репрессии и умер в 1952 году. Много знаю про деятельность этого человека, что был мужем Е. С. Булгаковой. Я все про это знаю, и что он после развода женился на дочери А. Толстого. Но только А. Толстой образ Рощина вырисовывал с царских офицеров, перешедших на сторону Советской власти. Я не рассматриваю, что это Е. А. Шиловский. И судьба Даши мне представляется именно такой, как описано в Эпилоге.
Если Вы помните мои посты на ХПМ 2017 г, я и там писала, что роли сестер мне не очень понравились, но и не совсем до отвращения. Если бы можно было собрать рейтинг лучших сестер Булавиных - это Руфина Нифонтова и Нина Веселовская.
Смотреть ХПМ 2017 в целом можно. Я против её охаивания.
Есть сейчас в голливуде разноцветная повестка. А у нас в РФ повестка- очернение СССР всеми доступными сопосбами, когда уже хруст французской булки не помогает.
Но Райская убила в своем сценарии саму книгу. И девочки - это тихий ужас. Худяков в достаточно остроироничной манере приудмал название оригинальной истории "Две дуры" (это его слова из интервью).
Такое не имели права снимать. Согласна на все сто.
Я смотрю, что только у нас всегда поднимается волна против новых экранизаций. Англичане чуть не каждое 10-летие выпускают новые экранизации британской. Там таких возмущений нет.
№539 Борис Нежданов
... Борис Борисович. Я понимаю, что занятие не благодарное, но я считаю нужным защитить "ХПМ" 2017 г.
Во-первых, мне там понравилась оригинальная заставка. Для людей, занимающихся, как я любительским ви део, она представляется необычной в формате открывающихся страниц книги.
Он-то какое отношение имеет к художественной ценности сериала)
Человек пишет уже исходя из факта того, что сериал сняли и он такой как есть, полностью перевравший все и вся. Каждый мотив извращен, каждая фраза с ног на голову, выдумки Райской - это что-то за гранью добра и зла.
У постановки, бесспорно, есть свои светлые моменты. Хорошая операторская работа, музыка Потеенко. На фоне других новоделов она неплохо смотрится.
Но Райская убила в своем сценарии саму книгу. И девочки - это тихий ужас. Худяков в достаточно остроироничной манере приудмал название оригинальной истории "Две дуры" (это его слова из интервью).
Такое не имели права снимать. Согласна на все сто.