Два рассказа, две истории тесно переплелись в этом фильме и составляют его драматургическую основу. С одной стороны, экран повествует о проблеме сугубо деловой и конкретной — о строительстве нового кишлака в горном районе Узбекистана. Каким должен быть этот кишлак, где и как его строить, из каких материалов, на что обращать первостепенное внимание?.. Вторая история — любовь молодой сельской учительницы Малахат (С. Норбаева) и архитектора Камиля (М. Арипов), живущего и работающего в Самарканде. Малахат и Камиль познакомились во время отдыха, на пляже чудесного озера Иссык-Куль. Случайное курортное знакомство. Вполне возможно, что все это, весь этот счастливый, быстро пролетевший летний месяц, так и остались бы лишь приятным светлым воспоминанием. Но жизнь рассудила иначе. Волею обстоятельств Малахат пришлось отправиться в Самарканд, чтобы в одном из институтов добиваться утверждения ранее отвергнутого проекта строительства их кишлака. Это был обстоятельный и серьезный проект. И все же проект не получил одобрения руководства института. Косность, «осторожность» сказали здесь свое слово. И вот теперь, по поручению колхоза, Малахат должна добиваться утверждения проекта, его окончательной доработки и претворения в реальность. Как выяснилось, автором проекта был Камиль.
Не все равноценно в этом фильме. Рядом с эпизодами, разработанными весьма обстоятельно, насыщенными тонными деталями, овеянными живым дыханием времени, следуют сцены схематичные, явно иллюстративные. Так, авторы ленты (сценарист И. Султанов, режиссер А. Хачатуров) включают в свое произведение серию кадров, посвященных древнему Самарканду. Вполне уместные в каком-либо видовом фильме, здесь они представляются просто вставными картинками, замедляющими ход сюжета. Сильная, несомненно интересная для самого широкого зрителя сторона картины— ее современность.
Кинокритик Владимир Шалуновский
обсуждение >>