Фильм посмотреть на один раз. Последующие фильмы о Ленинграде, танке КВ, о начале войны гораздо сильнее и сюжетом и сьёмками. Для историков кино и поклонников Макаровой.
Фильм можно разделить на две неравные части.
Больше половины экранного времени - всё просто великолепно: производственный процесс по проектированию и производству танков, споры о необходимости срочной эвакуации, блестящие диалоги:
- Ну что, договорились с Ковалёвой?!
- Не хочет ехать.
- Что значит "не хочет"?! Время военное, прикажу - захочет!
- Так прикажи!
- Не могу...
- Она, всё-таки, женщина...
- Она не женщина, а инженер военного завода! (с).
Постановка, текст и игра актёров настолько безупречны, что даже не верится, что это снято в 1942 году!
Однако в последние 20 минут фильма - верится...
Эпизоды на передовой - 100% агитка, снятая с такими условностями, что теперь смотрится просто как документ эпохи.
Это ни разу не критика; прекрасно понимаю, что в 1942 году как-то по-другому батальные сцены снять было просто нельзя.
Любопытно, что на протяжении всего фильма наши называют немцев "гансами", я же, воспитанный на военных кинокартинах 60-х/70-х гг привык к именованию "фрицы".
Насколько помню, в "моих" фильмах "гансами" гитлеровцев назвал только танкист Дорожкин в "Освобождении" - "А-а, "гансы", привет от тёти Моти!" - давя их гусеницами своей бронемашины! :))
"Непобедимым" же - за счёт первой, "производственной" части готов поставить даже "8" по 10-балльной.
Бабочкин и здесь великолепен.
Вот только не понимаю, почему симпатичная женщина Макарова в большинстве случаев улыбается печально, как бы через силу, буквально во всех фильмах.
Добавьте в рубрику "Актеры и роли" Эмму Макарову, которая снялась ребенком в эпизоде вместе со своей тетей Тамарой Макаровой.
Информация взята из книги Ларисы Ягунковой "Сергей Герасимов и Тамара Макарова" (Алгоритм, 2006 год)
В год, когда создавали этот фильм — 1942 —, до Победы было ещё очень далеко, но в неё верили, на неё работали, её творили всем народом. И я хочу поздравить с 70-летием Великой Победы именно на страничке этого фильма, именно с таким названием — «Непобедимые»! Низкий поклон всем, кто работал, воевал и не сдавался!
Фильм сильный, интересный с разных сторон: ленинградскими уличными кадрами, вооружением, режиссёрскими ходами, актёрскими работами. Бориса Бабочкина с каждым фильмом ценю всё больше, как и Тамару Макарову. Хороший у них здесь дуэт - сильнохарактерный.
Начало блокады, многое ещё впереди...
Своеобразие творческого стиля Герасимова, стремившегося к тщательному воспроизводству фактуры, как человеческой, так и окружающей обстановки, в условиях реальных "декораций" осаждаемого Ленинграда — артиллерийских обстрелов, авианалётов, горя и смерти на пороге дома, ещё не смертельного, но уже ощутимо подступающего голода — создали совершенно особый по атмосфере фильм. Фиксация сценаристом, а затем и съёмочной группой, отснявшей документальные кадры происходящего вокруг Ленинграда и в самом городе, в дни, когда немецкие войска замкнули кольцо, но не победили и не завоевали город. Через множество деталей и убедительность человеческих характеров (актёры сыграли замечательно!) фильм даёт ощущение, понимание на подсознательном каком-то уровне, почему страна выиграла в конечном итоге Великую Отечественную войну, почему народ оказался по настоящему Непобедимым. Стоит отметить и мощную музыку прекрасного композитора Венедикта Пушкова, по сути, парафраз, приближенный и ритмически, знаменитой "Варшавянки" ("Вихри враждебные веют над нами...")
Очень точная психологически, эмоционально деталь в сцене, когда герой Бабочкина бьёт немца посреди "берёзового" кладбища, а потом каской, сорванной с креста, добивает эту сволочь. Такой простой и естественный, но сильный жест.
В фильме просто отличные актёрские работы, как и главных героев, так и занятых в эпизодах. Например, в эпизоде бегства мирных жителей из пригорода Ленинграда от наступающих немецких частей, жена инженера Пронина, в ужасе от того, что твориться, что не смогла даже похоронить мать, умершую накануне от ночных бомбёжек, рассказывает об этом главному герою и столько горя в её глазах, столько силы в её словах, обращённых к проходящим мимо миномётчикам. Или короткий монолог Радионова-старшего (Н. Черкасов[Сергеев]) на мягко говоря скромном семейном застолье. Или отповедь главного героя своему сотруднику, у которого на уме только одно — бежать из города. Или... да что там, лучше смотреть фильм.
P.S. Михаил Калатозов найденный в этом фильме образ, когда герой идёт домой, а приходит к развалинам, использовал позже в "Летят журавли".
P.P.S. В заключительном кадре герои Бориса Бабочкина и Бориса Блинова, горожанин-инженер и моряк Балтфлота, говорят друг другу, что они встречались уже где-то, в Ленинграде. Это правда, по фильму так и есть. Но на киноэкране, а уж тогда особенно, эта пара актёров зрителям хорошо известна и по другому фильму, знаменитому фильму.
Ещё один отличный фильм почему-то забыли. А ведь фильм,созданный в то время, на такую тему и такими великими режиссёрами совместно, ну никак не может быть плохой.
отзывы
Больше половины экранного времени - всё просто великолепно: производственный процесс по проектированию и производству танков, споры о необходимости срочной эвакуации, блестящие диалоги:
- Ну что, договорились с Ковалёвой?!
- Не хочет ехать.
- Что значит "не хочет"?! Время военное, прикажу - захочет!
- Так прикажи!
- Не могу...
- Она, всё-таки, женщина...
- Она не женщина, а инженер военного завода! (с).
Постановка, текст и игра актёров настолько безупречны, что даже не верится, что это снято в 1942 году!
Однако в последние 20 минут фильма - верится...
Эпизоды на передовой - 100% агитка, снятая с такими условностями, что теперь смотрится просто как документ эпохи.
Это ни разу не критика; прекрасно понимаю, что в 1942 году как-то по-другому батальные сцены снять было просто нельзя.
Любопытно, что на протяжении всего фильма наши называют немцев "гансами", я же, воспитанный на военных кинокартинах 60-х/70-х гг привык к именованию "фрицы".
Насколько помню, в "моих" фильмах "гансами" гитлеровцев назвал только танкист Дорожкин в "Освобождении" - "А-а, "гансы", привет от тёти Моти!" - давя их гусеницами своей бронемашины! :))
"Непобедимым" же - за счёт первой, "производственной" части готов поставить даже "8" по 10-балльной.
Вот только не понимаю, почему симпатичная женщина Макарова в большинстве случаев улыбается печально, как бы через силу, буквально во всех фильмах.
Информация взята из книги Ларисы Ягунковой "Сергей Герасимов и Тамара Макарова" (Алгоритм, 2006 год)
Начало блокады, многое ещё впереди...
Очень точная психологически, эмоционально деталь в сцене, когда герой Бабочкина бьёт немца посреди "берёзового" кладбища, а потом каской, сорванной с креста, добивает эту сволочь. Такой простой и естественный, но сильный жест.
В фильме просто отличные актёрские работы, как и главных героев, так и занятых в эпизодах. Например, в эпизоде бегства мирных жителей из пригорода Ленинграда от наступающих немецких частей, жена инженера Пронина, в ужасе от того, что твориться, что не смогла даже похоронить мать, умершую накануне от ночных бомбёжек, рассказывает об этом главному герою и столько горя в её глазах, столько силы в её словах, обращённых к проходящим мимо миномётчикам. Или короткий монолог Радионова-старшего (Н. Черкасов[Сергеев]) на мягко говоря скромном семейном застолье. Или отповедь главного героя своему сотруднику, у которого на уме только одно — бежать из города. Или... да что там, лучше смотреть фильм.
P.S. Михаил Калатозов найденный в этом фильме образ, когда герой идёт домой, а приходит к развалинам, использовал позже в "Летят журавли".
P.P.S. В заключительном кадре герои Бориса Бабочкина и Бориса Блинова, горожанин-инженер и моряк Балтфлота, говорят друг другу, что они встречались уже где-то, в Ленинграде. Это правда, по фильму так и есть. Но на киноэкране, а уж тогда особенно, эта пара актёров зрителям хорошо известна и по другому фильму, знаменитому фильму.