№19 LYminor
Никогда раньше не видела этот фильм по телевиденью и очень не заслуженно, все хорошо и сюжет, и актеры, и музыка.
Люблю этот фильм с первого его просмотра много лет назад. И любимые Даша Михайлова с Аристархом Ливановым, и обаяние и Севера, и Москвы, и, конечно, сама картина жизни с разных ракурсов.
№16 Наталия (Туапсе)
Не весь перестроечный кинематограф барахтался в помойной яме, дно которой выстилали интердевочки и маленькие веры.
Отлично сказано, Наталия.
наше сочувствие должно быть отдано героине Васильевой
Признаться, особых симпатий к её героине почему-то не испытывала, и ваш посыл даже немного удивил.
Никогда раньше не видела этот фильм по телевиденью и очень не заслуженно, все хорошо и сюжет, и актеры, и музыка. Умели раньше снимать умные и актуальные фильмы. И опережали мышлением массового зрителя, я думаю в 1987-88 годах мало кого интересовали проблемы экологии, правильно ли я живу, и зачем?
№11 Yana_Arv
.
P.S. Странно, что фильм снимали на "Одесской киностудии", хотя все события и действие "на натуре " происходит за тысячу километров от Черного моря. Т.е они сначала в лесотундре померзли, а потом в Москву прокатились.
Ничего странного, такое случалось, именно на Одесской Киностудии режиссёры могли "пробить" сценарий и съёмки "конфликтного" фильма, который не могли позволить снимать на Мосфильме или Ленфильме, а для студии имени Горького фильм не подходил "по возрастным рамкам".
"Украинскую" "Трембиту" целиком и полностью снимала Свердловская Киностудия, а "Свадьба в Малиновке" цветная кинохроника, cнятая Ленфильмом! :)
Не весь перестроечный кинематограф барахтался в помойной яме, дно которой выстилали интердевочки и маленькие веры. Случались и попытки честного осмысления новых веяний, приживления их на старую культурную почву. Но, ввиду общей туманности новых перспектив и вполне оправданного скепсиса в их отношении, честные художники, наскоро отдав дань требованиям нового времени, развивали в своих фильмах классическую, проверенную тему - потеря себя и смысла жизни. С этой темой невозможно прогадать: каждый мыслящий человек когда-нибудь упирается в неё...
У этого фильма есть один существенный недостаток: он слишком долго разгоняется. Практически всю первую серию я не могла понять, куда клонят авторы, какова основная идея их фильма. "Борьба добра со злом?" - хм... Зло невнятно, добро картонно, какой уж тут конфликт (а без конфликта нет произведения искусства). "Лав стори" раздражает своей надуманностью: слишком очевидно не нужна этому умному, усталому мужчине эта прелестная селянка, слишком не монтируется он с ней. Да что там он - сама Дарья Михайлова не монтируется со своим персонажем: эта актриса с самой ранней юности способна играть нечто большее, чем свежесть щёчек и коленок...Всю первую серию вывозит на себе тонкий артист и красивый мужчина Аристарх Ливанов, приколдовывая нас к экрану своим мистическим шармом. И не зря.
Похороны собаки являются поворотной точкой и зловещим предзнаменованием грядущих смертей, символических и не только. И основной идеей, внезапно и грозно представленной зрителю: тот, кто решает похоронить себя (имею в виду "смену масти" главным героем), открывает этим вереницу похорон, похорон всего самого дорогого. И хоронить ему всё, что было у него дорогого, до тех пор, пока не опомнится. Если опомнится.
С этого момента внутреннее напряжение и внутренняя динамика фильма неуклонно возрастают при сохранении внешнего неторопливого темпа, и это очень правильно: не всё то золото, что блестит, не всё то трагедия, что кричит. Ливановское шаманство достигает уже какой-то первобытной мощи, в помощь ему даётся блистательная Екатерина Васильева, и вместе они легко приводят к желанному катарзису зрителя, давно затаившего дыхание и готового разразиться слезами облегчения...А бедный нелепый Бочкин был нужен, оказывается, только для того, чтоб своей смертью оплатить счёт главного героя к жизни...
Традиционно не могу обойтись без "но". Всё-таки образ Вари должен бы быть решён режиссёром в более разнообразных красках, нежели кровь с молоком. Понимаю, мы не должны были к ней привязываться, наше сочувствие должно быть отдано героине Васильевой, но зачем же давать такую фору великой актрисе? Екатерина Васильева за двухсекундное пребывание в кадре неизбежно перетянет на себя всё зрительское внимание и любовь, так не грех бы и усложнить ей задачу. Для пущего драматизму.
Иногда бывает так, что случайно увиденный по телевизору фильм так цепляет, что потом прикладываешь немало усилий, чтобы его найти. Правда, не появись интернет с "Ютьюбом", все мои мечты пересмотреть его так и остались бы мечтами. Потому как, впервые мной просмотренный году так в 92-93 прошлого века, он врезался в мою память навсегда, но при этом совершенно незаслуженно был забыт руководством всех телеканалов, тогда еще очень немногочисленных.
А фильм, на мой взгляд, стоит того, чтобы его помнили. И потому, что поднимает вечные вопросы об экологии и охране природы; и потому, что освещает трудности и трагизм сосуществования людей хороших и плохих, и еще потому, что лишний раз заставляет задуматься о том, что такое есть "человек вообще" в этом мире, и что такое "человек достойный" в этом мире.
Увы, фильм совершенно правдиво показывает нам, что мир часто бывает жёсток и даже жесток как раз к достойным людям, в то время, как люди недостойные (всякие Степанычи и иже с ними), вполне себе неплохо обустраиваются в нем, поплевывая и на природу, которую надо хранить, а не разорять, и на закон, и на людей, которые на голом энтузиазме и пытаются защитить ее от "Степанычей". Увы: боец-одиночка, в схватке с "системой", всегда проиграет, и биологу Бочкину, за свою принципиальность и любовь к природе, пришлось заплатить жизнью. Такая вот она, суровая правда жизни, актуальная во все времена.
Да, фильм тяжелый и оставляет ощущение безысходности, без всякого лучика надежды, но увы!, он правдив и в этом. А еще он правдив даже в таком, практически философском вопросе, как этот: а почему даже женщины больше любят людей не достойных, чем достойных? Почему Чернов, по-сути, предавший своего друга Бочкина, прямо-таки купается в женской любви? Еще бы: сбежав от обожающей его жены (зажрался, по другому не скажешь) он тут же получает себе в любовницы прекрасную девушку Варю, тоже обожающую его, а Бочкин, никого не предавший и решивший в одиночку идти по этой дороге (противодействия Степанычам) до конца, получает только пулю? Или у этого мира, так ласкового к Степанычам, да и к Черновым, чего уж там, для самых лучших людей есть только преждевременная смерть? Такова небесная философия, которую нам не постичь? А, ну да...за той чертой Бочкину и воздастся, блажен, кто верует! А здесь - мир Степанычей и Сазоновых.
Кстати, умница сценарист (эх, не знаю, кто автор повести или рассказа, по которому снят фильм) не случайно дал главным героям-биологам такие фамилии. Чернов, хоть человек-то, в общем, и неплохой, а все-таки - именно Чернов. А Бочкин - Бочкин и есть, который весь свой жизненный путь, несмотря и на отсутствие личной жизни (а когда ее обустраивать, если он жил только заказником), и на предательство Чернова, все ж таки катил бочку на Степанычей до самого конца. Да, он сломал себе шею на этом поприще, но именно перед такими Бочкиными я и преклоняюсь! Кажется, именно из-за них этот мир еще не провалился в тартарары.
В итоге хочу сказать: "Это было прошлым летом" - фильм потрясающий. Потрясающий своей правдивостью, пусть и мрачной. Увы, все проблемы, затронутые в фильме, не стали менее актуальными и сейчас. Тот, кто бывал на Севере, особенно в районах нефтепромыслов, тот видел, что сделали Степанычи (неважно - промышляющие ли нефтедобычей, или простым браконьерством) с хрупкой тамошней природой.
Но все же - будем жить! И надеяться.
Фильм 2-х серийный. Идет долго, но как-то ничего до конца не довели. Идеи неплохие - защита природы, борьба с косностью за справедливость, научно-производственный подтекст (геология и все , что с ней связано), но в то же время герой устал от жизни, запутался в своей личной жизни, решил стать конформистом, т.е разочаровался в идеалах "шестидесятников". По-моему, всего слишком много, сценарий хорошо написан, актеры все отличные, играют очень хорошо, а вот воплощение - не очень. Мне было интересно смотреть красоты Севера- ими буквально наполнен фильм, во второй серии можно увидеть Москву конца 80-х.
P.S. Странно, что фильм снимали на "Одесской киностудии", хотя все события и действие "на натуре " происходит за тысячу километров от Черного моря. Т.е они сначала в лесотундре померзли, а потом в Москву прокатились.
№9 Ольга Теслюк
... Правильно вы говорите. Но ведь степанычи и сазонычи сверху донизу во власти жируют. Как их победить? Вот вопрос. Помните, недавно к Путину на пресс-конференцию с журналистами пробрался нелегально председатель директоров Мурманского рыбокомбината, который всей душой болеет за рыбную отрасль. Цитирую. Михаил Зуб: «Я знаю, что это плохо, но мы три с половиной года землю жуем зубами, мы рвемся для того, чтобы выжить. И мы знаем, как выжить. У нас 300 рублей рыба стоит, а мы должны продавать рыбу так же, как курицу! Делайте со мной что хотите — да, я сюда пришел незаконно». Он привёз с собой президенту целый научный труд, в котором подробно изложил, как правильно обустроить дело, чтобы рыба для российского потребителя стала дешевле почти в 3 раза. Вот такого человека поставить бы во главу министерства промышленности. Так нет же. Никто в правительстве про его кандидатуру, конечно, не подумал. Там укоренились подлабузники и приспособленцы. А почему бы из таких людей не собрать команду? Тогда по цепочке, возможно, и на теле других министерств начала бы нарастать здоровая кожа.
"Из таких" - то есть из честных, неравнодушных и смелых, как Михаил Зуб.
№7 Сергей Кулагин
Жизнь наша не сложилась, но даже если всё было и не так, то кто кроме нас в ответе. Ведь это наша жизнь.
Вот выловить этих Степанычей и Сазонычей - не заказник будет, а сказка.
Правильно вы говорите. Но ведь степанычи и сазонычи сверху донизу во власти жируют. Как их победить? Вот вопрос. Помните, недавно к Путину на пресс-конференцию с журналистами пробрался нелегально председатель директоров Мурманского рыбокомбината, который всей душой болеет за рыбную отрасль. Цитирую. Михаил Зуб: «Я знаю, что это плохо, но мы три с половиной года землю жуем зубами, мы рвемся для того, чтобы выжить. И мы знаем, как выжить. У нас 300 рублей рыба стоит, а мы должны продавать рыбу так же, как курицу! Делайте со мной что хотите — да, я сюда пришел незаконно». Он привёз с собой президенту целый научный труд, в котором подробно изложил, как правильно обустроить дело, чтобы рыба для российского потребителя стала дешевле почти в 3 раза. Вот такого человека поставить бы во главу министерства промышленности. Так нет же. Никто в правительстве про его кандидатуру, конечно, не подумал. Там укоренились подлабузники и приспособленцы. А почему бы из таких людей не собрать команду? Тогда по цепочке, возможно, и на теле других министерств начала бы нарастать здоровая кожа.
№1 Aleksey
Во-первых, спешу поправить, что в этом удивительно романтическом фильме снималась не Екатерина Васильева -2, а всеми нами любимая Екатерина Васильева, которой желаю доброго здоровья и долгих лет творческой деятельности.А, во-вторых, этот фильм почему-то незаслуженно забыт, хотя он ни в чём не уступает таким фильмам, как "На таёжных ветрах", "На диком бреге" и др.Обращайтесь, если кому нужны эти прекрасные фильмы.
Фильм действительно очень сильный. Нам всем в назидание.
Тяжелый фильм. Очень жалко всех - главного героя, собаку-волка ( как можно было его оставить одного, ведь он уже привык, он домашний), маленьких волчат, Варю, дочку Машу, жену Катю, гармониста, не состоявшуюся невесту, не дождавшуюся звонка от Бочкина, и конечно самого Бочкина! Как жесток мир - один в поле не воин и вот его убили. Одна радость, надеюсь Сергей и Катя будут вместе и будет их семья счастлива, они любят друг друга!
отзывы
Никогда раньше не видела этот фильм по телевиденью и очень не заслуженно, все хорошо и сюжет, и актеры, и музыка.
Не весь перестроечный кинематограф барахтался в помойной яме, дно которой выстилали интердевочки и маленькие веры.
08.11.1988 Вторая программа 21:40 - Художественный телефильм «Это было прошлым летом». 1-я и 2-я серии
.
P.S. Странно, что фильм снимали на "Одесской киностудии", хотя все события и действие "на натуре " происходит за тысячу километров от Черного моря. Т.е они сначала в лесотундре померзли, а потом в Москву прокатились.
"Украинскую" "Трембиту" целиком и полностью снимала Свердловская Киностудия, а "Свадьба в Малиновке" цветная кинохроника, cнятая Ленфильмом! :)
У этого фильма есть один существенный недостаток: он слишком долго разгоняется. Практически всю первую серию я не могла понять, куда клонят авторы, какова основная идея их фильма. "Борьба добра со злом?" - хм... Зло невнятно, добро картонно, какой уж тут конфликт (а без конфликта нет произведения искусства). "Лав стори" раздражает своей надуманностью: слишком очевидно не нужна этому умному, усталому мужчине эта прелестная селянка, слишком не монтируется он с ней. Да что там он - сама Дарья Михайлова не монтируется со своим персонажем: эта актриса с самой ранней юности способна играть нечто большее, чем свежесть щёчек и коленок...Всю первую серию вывозит на себе тонкий артист и красивый мужчина Аристарх Ливанов, приколдовывая нас к экрану своим мистическим шармом. И не зря.
Похороны собаки являются поворотной точкой и зловещим предзнаменованием грядущих смертей, символических и не только. И основной идеей, внезапно и грозно представленной зрителю: тот, кто решает похоронить себя (имею в виду "смену масти" главным героем), открывает этим вереницу похорон, похорон всего самого дорогого. И хоронить ему всё, что было у него дорогого, до тех пор, пока не опомнится. Если опомнится.
С этого момента внутреннее напряжение и внутренняя динамика фильма неуклонно возрастают при сохранении внешнего неторопливого темпа, и это очень правильно: не всё то золото, что блестит, не всё то трагедия, что кричит. Ливановское шаманство достигает уже какой-то первобытной мощи, в помощь ему даётся блистательная Екатерина Васильева, и вместе они легко приводят к желанному катарзису зрителя, давно затаившего дыхание и готового разразиться слезами облегчения...А бедный нелепый Бочкин был нужен, оказывается, только для того, чтоб своей смертью оплатить счёт главного героя к жизни...
Традиционно не могу обойтись без "но". Всё-таки образ Вари должен бы быть решён режиссёром в более разнообразных красках, нежели кровь с молоком. Понимаю, мы не должны были к ней привязываться, наше сочувствие должно быть отдано героине Васильевой, но зачем же давать такую фору великой актрисе? Екатерина Васильева за двухсекундное пребывание в кадре неизбежно перетянет на себя всё зрительское внимание и любовь, так не грех бы и усложнить ей задачу. Для пущего драматизму.
А фильм, на мой взгляд, стоит того, чтобы его помнили. И потому, что поднимает вечные вопросы об экологии и охране природы; и потому, что освещает трудности и трагизм сосуществования людей хороших и плохих, и еще потому, что лишний раз заставляет задуматься о том, что такое есть "человек вообще" в этом мире, и что такое "человек достойный" в этом мире.
Увы, фильм совершенно правдиво показывает нам, что мир часто бывает жёсток и даже жесток как раз к достойным людям, в то время, как люди недостойные (всякие Степанычи и иже с ними), вполне себе неплохо обустраиваются в нем, поплевывая и на природу, которую надо хранить, а не разорять, и на закон, и на людей, которые на голом энтузиазме и пытаются защитить ее от "Степанычей". Увы: боец-одиночка, в схватке с "системой", всегда проиграет, и биологу Бочкину, за свою принципиальность и любовь к природе, пришлось заплатить жизнью. Такая вот она, суровая правда жизни, актуальная во все времена.
Да, фильм тяжелый и оставляет ощущение безысходности, без всякого лучика надежды, но увы!, он правдив и в этом. А еще он правдив даже в таком, практически философском вопросе, как этот: а почему даже женщины больше любят людей не достойных, чем достойных? Почему Чернов, по-сути, предавший своего друга Бочкина, прямо-таки купается в женской любви? Еще бы: сбежав от обожающей его жены (зажрался, по другому не скажешь) он тут же получает себе в любовницы прекрасную девушку Варю, тоже обожающую его, а Бочкин, никого не предавший и решивший в одиночку идти по этой дороге (противодействия Степанычам) до конца, получает только пулю? Или у этого мира, так ласкового к Степанычам, да и к Черновым, чего уж там, для самых лучших людей есть только преждевременная смерть? Такова небесная философия, которую нам не постичь? А, ну да...за той чертой Бочкину и воздастся, блажен, кто верует! А здесь - мир Степанычей и Сазоновых.
Кстати, умница сценарист (эх, не знаю, кто автор повести или рассказа, по которому снят фильм) не случайно дал главным героям-биологам такие фамилии. Чернов, хоть человек-то, в общем, и неплохой, а все-таки - именно Чернов. А Бочкин - Бочкин и есть, который весь свой жизненный путь, несмотря и на отсутствие личной жизни (а когда ее обустраивать, если он жил только заказником), и на предательство Чернова, все ж таки катил бочку на Степанычей до самого конца. Да, он сломал себе шею на этом поприще, но именно перед такими Бочкиными я и преклоняюсь! Кажется, именно из-за них этот мир еще не провалился в тартарары.
В итоге хочу сказать: "Это было прошлым летом" - фильм потрясающий. Потрясающий своей правдивостью, пусть и мрачной. Увы, все проблемы, затронутые в фильме, не стали менее актуальными и сейчас. Тот, кто бывал на Севере, особенно в районах нефтепромыслов, тот видел, что сделали Степанычи (неважно - промышляющие ли нефтедобычей, или простым браконьерством) с хрупкой тамошней природой.
Но все же - будем жить! И надеяться.
P.S. Странно, что фильм снимали на "Одесской киностудии", хотя все события и действие "на натуре " происходит за тысячу километров от Черного моря. Т.е они сначала в лесотундре померзли, а потом в Москву прокатились.
... Правильно вы говорите. Но ведь степанычи и сазонычи сверху донизу во власти жируют. Как их победить? Вот вопрос. Помните, недавно к Путину на пресс-конференцию с журналистами пробрался нелегально председатель директоров Мурманского рыбокомбината, который всей душой болеет за рыбную отрасль. Цитирую. Михаил Зуб: «Я знаю, что это плохо, но мы три с половиной года землю жуем зубами, мы рвемся для того, чтобы выжить. И мы знаем, как выжить. У нас 300 рублей рыба стоит, а мы должны продавать рыбу так же, как курицу! Делайте со мной что хотите — да, я сюда пришел незаконно». Он привёз с собой президенту целый научный труд, в котором подробно изложил, как правильно обустроить дело, чтобы рыба для российского потребителя стала дешевле почти в 3 раза. Вот такого человека поставить бы во главу министерства промышленности. Так нет же. Никто в правительстве про его кандидатуру, конечно, не подумал. Там укоренились подлабузники и приспособленцы. А почему бы из таких людей не собрать команду? Тогда по цепочке, возможно, и на теле других министерств начала бы нарастать здоровая кожа.
Жизнь наша не сложилась, но даже если всё было и не так, то кто кроме нас в ответе. Ведь это наша жизнь.
Вот выловить этих Степанычей и Сазонычей - не заказник будет, а сказка.
Во-первых, спешу поправить, что в этом удивительно романтическом фильме снималась не Екатерина Васильева -2, а всеми нами любимая Екатерина Васильева, которой желаю доброго здоровья и долгих лет творческой деятельности.А, во-вторых, этот фильм почему-то незаслуженно забыт, хотя он ни в чём не уступает таким фильмам, как "На таёжных ветрах", "На диком бреге" и др.Обращайтесь, если кому нужны эти прекрасные фильмы.
Вот выловить этих Степанычей и Сазонычей - не заказник будет, а сказка.