Этот парень — заядлый коллекционер. Кажется, что здесь удивительного? Все теперь что-нибудь собирают — книги, марки, камни, спичечные коробки. Но наш герой рижский школьник Роланд — коллекционер особого рода. Он коллекционирует эмоции. С утра до вечера он не выпускает из рук любительской кинокамеры. Когда незнакомая девушка падает на улице с велосипеда, Роланд сперва снимает на пленку ее падение, гримасу досады и боли на лице — а уж потом кидается ей на помощь. Его камера замечает все — и красоту, и безобразие. Вот молодая женщина безнадежно ждет кого-то под дождем. Как смешна ее фигурка, съежившаяся от холода! Как жалка аккуратная продуманность ее костюма — этого дешевенького плащика и нарядных туфель, утопающих сейчас в грязи. Женщине явно жаль туфель — возможно, они у нее единственные. Оглянувшись, нет ли вокруг прохожих, она незаметно сбрасывает их. В лице женщины, в этой ее жалости к нарядной обновке и терпеливом безразличии к себе читается целая судьба — годы и годы одиночества, постоянное ощущение своей некрасивости среди миловидных и веселых сверстниц. Бедная Тереза — она так и не узнает главного. Никто не назначал ей свидания на пустыре. Письмо, по которому она примчалась сюда, было сочинено троицей жизнерадостных десятиклассников просто для того, чтоб снять все это на пленку. Сама того не зная, она играла главную роль в их любительском фильме. Правда, никто не спросил, хочет ли Тереза играть эту роль. Но это такая мелочь...
В фильме «Эта опасная дверь на балкон», сюжет которого мы начали сейчас пересказывать, поднимается очень важная проблема. Проблема нравственности искусства. Проблема личной ответственности художника за свои эксперименты, поиски, за все то вторжение в чужие жизни, которое он себе позволяет. На знамени юных кинолюбителей — друзей Роланда начертано очень хорошее слово — правда.
Правда и только правда. Но даже правда может быть безнравственной, если во имя ее попирается человеческое достоинство. Возможно, когда-нибудь юные кинолюбители станут отличными мастерами. Но не слишком ли большая цена заплачена за это их будущее мастерство?
Не хотелось бы, чтоб у будущего зрителя создалось такое впечатление, будто вся картина посвящена лишь специальным, чисто кинематографическим вопросам. Это не так. Фильм обладает очень четким (в какой-то своей части даже почти детективным) сюжетом и поднимает весьма широкий круг проблем. Споры на экране не утихают ни на минуту — споры о выборе жизненного пути, о взаимоотношениях отцов и детей, о честности, о бескомпромиссности.
Татьяна Хлоплянкина
«Спутник кинозрителя», март 1978 года
обсуждение >>