Личность Давыдова, обаятельная и мужественная, раскрывается в сабельном бою, в конной гонке, в дружеском застолье, в декламации стихов, даже в черной меланхолии и припадках гнева. Это характер с необрезанными крыльями, справедливый и чувствительный, буйный и гордый.
Давыдова играет Андрей Ростоцкий, актер молодой и талантливый. Играет с каким-то веселым темпераментом, азартно. Давыдов в его исполнении—решающая удача фильма. Он очень похож на русского офицера того времени, одинаково убедителен и в приспущенном с плеча щеголеватом ментике, и в казацком чекмене, и в малахае из серебристой лисицы. Вот он, лихо подпрыгивая на паркете, мчится в мазурке с юной графиней Катрин Нелюбовой (М. Шиманская), а вот пробирается потаенными тропами через заснеженные леса, вот он кидается в погоню за каретой с французским курьером, и верный вороной конь легко несет удалого своего хозяина. Лев Толстой заметил в романе: «Только на коне и в мазурке не видно было маленького роста Денисова, и он представлялся тем самым молодцом, каким он сам себя чувствовал». Это упоение собственной молодостью, отвагой, наслаждение жизнью и передает в своем герое актер.
Впечатляюще сняты в картине пейзажи (оператор М. Якович) — эти стылые «верещагинские» леса, бескрайние зимние поля, искрящиеся на солнце речушки, теряющиеся в глухих зарослях, убегающие за горизонт дороги. Центральным батальным эпизодом фильма стал штурм отрядом Давыдова и местными крестьянами-партизанами французского гарнизона в Сычевке. Известна яркая победа реального Давыдова в селе Ляхово: он взял тогда в плен две тысячи французов из корпуса маршала Ожеро. Видимо, тот бой послужил основой для вымышленного сражения при Сычевке. В этом эпизоде перемешалось все: и картинные фехтовальные поединки, и мотивы авантюрного сюжета, и незагримированная суровость ожесточенной схватки, и юмор, и карнавальная легкость потешного зрелища. Режиссеры свободно соединили здесь, как, впрочем, и в ряде других мест фильма, элементы различных жанров. {}
… в лучших сценах фильма дух всенародной борьбы 1812 года воскрешается на киноэкране. И нас волнует сегодня образ славного певца-гусара, сказавшего о себе: «Пусть грянет Русь военною грозой — я в этой песне запевало!»
Ю. Тюрин
«Советский экран» , 1981 год, № 2 (стр.3)
обсуждение >>