Режиссер Александр Митта, поставивший двухсерийную картину «Экипаж», вызывающе объявляет, что это — современная сказка. «Необходимость людей объединиться перед лицом всякой серьезной опасности — будь то гибель самолета или угроза третьей мировой войны — это единственный разумный путь к спасению. Такова в самом общем виде идея моего фильма-сказки. Нет, я не оговорился. Я считаю этот фильм, как и почти все предыдущие мои работы, сказкой, технологической сказкой XX века. Сказка — старая, проверенная веками форма общения искусства с людьми всех возрастов, всех социальных групп. Ее демократическая основа близка демократичной природе кинематографа. Выстраивая абсолютно современный сюжет картины, я постоянно проверял его прочность сказкой. Именно проверял, не больше. На экране все должно быть узнаваемо для зрителя в первой, бытовой, земной части картины и убедительно во второй, в эпизодах катастрофы. Далекий мифологический предок катастрофы не кто иной, как леший или Змей-Горыныч. Только леший или Змей-Горыныч в наши дни никого не пугают, а воспитывает смелость. Смешное, страшное, поучительное, развлекательное — в сказках это все соединилось. Это воистину золотая кладовая сюжетов, тем, характеров, поразительно живучих и всегда современных.
Сценарий фильма писали вместе с режиссером два опытных драматурга Юлий Дунский, Валерий Фрид и инженер-испытатель Борис Уриновский. Ю. Дунский и В. Фрид несколько иначе понимают жанровые особенности «Экипажа»: «Мы пытались произвести творческий эксперимент и соединить вместе два жанра — бытового романа и приключения, разновидностью которого и является «фильм-катастрофа». «Земля» и «Небо» — так условно мы обозначили для себя каждую из двух серий картины. Первая серия как бы объясняла, подготавливала вторую. Это долгая экспозиция, в которой мы подробно рассказываем о каждом из членов экипажа. Со всеми, отнюдь не героическими подробностями, мы показываем их жизнь и заботы. «Люди с крыльями — не ангелы»,— вот формула, из которой мы исходили в работе...»
Люди людьми, но без полной натуральности съемок в самолете «технологическая сказка» потеряла бы половину своего обаяния. Самолет стал одним из персонажей. Мы видим, как он взлетает и приземляется, подробно знакомимся со сложными приборами в пилотской кабине, тщательно разглядываем детали. Поврежденный самолет — как раненое животное. Мы сострадаем ему, радуемся, когда удается уйти от огня, огорчаемся, когда с трудом добравшись до земли, он развалиной стоит на аэродроме. Снимать на борту настоящего самолета — немыслимо трудно. В комбинированных съемках использовались около шестидесяти макетов отдельных участков и отсеков воздушного лайнера. Некоторым из них пришлось погибнуть ради одного-единственного кадра, мелькнувшего на экране в трудноуловимую долю секунды.
Виктор Демин
"Спутник кинозрителя", июль 1980 года
обсуждение >>