Все больше появляется на экране фильмов и образов героев-чекистов, к которым можно отнестись с уважением. И вот - первая серия большой мосфильмовской работы, которая в целом называется «Щит и меч» и поставлена по мотивам известного романа Вадима Кожевникова.
Уже в первой части — «Без права быть собой» — нетрудно рассмотреть особенности постановки.
Режиссера Владимира Басова мало заботят эффектные ходы, он сознательно отказывается от выигрышных моментов, стремясь к предельной достоверности— ему надо убедить зрителя, что все это не киновыдумка, не «детектив», что так оно и было. А ведь задача эта очень трудна, и не случайно дорога к успеху вымощена большим количеством неудач. Советский человек во вражеском окружении, сам принявший вражескую личину...
Какую сложнейшую нравственно-психологическую маску должен сыграть сначала сам разведчик, а затем и актер, исполняющий его роль. Причем актер должен сыграть еще и так, чтобы за внешним рисунком проглядывали контуры подлинного лица его героя, заметные для зрителей, но невидимые для противника. Вот уж воистину двойная игра! Первую серию «Щита и меча» можно назвать вступительной. В ней Иоганн Вайс, настоящее имя которого Александр Белов, еще почти не действует как разведчик. Перед ним поставлена задача: «Вживаться. Вживаться. Вживаться. Нужен Иоганн Вайс, не нужен и еще долго будет не нужен Александр Белов». Так наставляет молодого человека его старший друг и напарник Бруно. И Вайс, засланный в Германию с прибалтийскими репатриантами незадолго до войны, вживается. Но каких это стоит усилий, и физических, и — что страшнее всего — моральных! Находиться непрестанно в среде фашистов, не иметь возможности вмешаться, когда вокруг творятся жестокие дела, произносить с умным и веселым видом ненавистные слова.
Кинокритик Всеволод Ревич
обсуждение >>