О чести и достоинстве рабочего человека размышляет режиссер Н. Скуйбин в картине «Что можно Кузенкову». В остром конфликте мастера участка и станочника высшего класса, «аса» расточного дела Кузенкова непросто определить, кто же безоговорочно прав, а кто виноват. Скорее всего, оба они в чем-то неправы. Кинематографисты не ставят точки над «I», оставляя нам время для самостоятельных раздумий. На первый взгляд это сугубо «производственное» произведение Но дело в конце концов не в том, выточит Кузенков или не выточит позарез нужную заводу деталь. Разговор в фильме идет о категориях нравственных. О таланте человека и бережном отношении к нему, о долге члена коллектива перед товарищами, о той грани, что соединяет личное и общественное.
Лента режиссера Б. Галкина «И будем жить» возвращает нас к годам гражданской войны, в то сложное время, когда на сломе истории рушились вековые устои крестьянской жизни, когда родные люди порой оказывались по разные стороны баррикад в борьбе не на жизнь, а на смерть. Пролегла трещина и через семью Чирков. Но если экспозицию действия режиссер живописует подробно и с явным знанием быта, нравов, настроений людей конкретной исторической эпохи, то в кульминационный момент ему не хватает ни времени, ни аргументации для объяснения поведения героев. Что поставило рядом в схватке с казаками «крепкого кулака» Ивана, дезертировавшего из белой армии Степана и всей душой рвавшегося к красным Семку — неужто только кровные узы да случайное стечение обстоятельств?..
О. Курган
«Советский экран» № 21, октябрь 1985 года
обсуждение >>