Когда-то (в 70-х - 80-х) школьная тема была одной из самых модных в российском кино. И хотя создатели фильмов были вынуждены считаться с многочисленными цензурными ограничениями, в лучших произведениях Ильи Авербаха ("Чужие письма"), Динары Асановой ("Пацаны"), Ролана Быкова ("Чучело") художественная правда побеждала запреты. К началу 90-х школьная тема претерпела глобальные трансформации. Насилие, наркомания, пьянство, детская проституция... Ложь и лицемерие учителей. Их жалкое существование на 20-30 долларов месячной зарплаты... Таков примерный набор школьной темы 90-х. Венгерский режиссер Пал Эрдеш (его "Принцесса " была премирована на Каннском фестивале за лучший дебют) поставил свой российский фильм именно в таком духе...
Старшеклассники некой обычной школы устраивают травлю своей обездоленной, измученной учительницы (Ирина Купченко). В конце-концов они похищают ее единственного сына, которого она растит без отца...
С удивительной для иностранца точностью в картине воспроизведены детали унылого быта персонажей, их безрадостное существование. Чтобы усилить эффект, Пал Эрдош намеренно снял фильм на черно-белую пленку...
Что ж, своей цели режиссер, пожалуй, достиг. Подавленное и тоскливое настроение зрителям гарантированно. Одно плохо - "Хомо новус" снят с какой-то поразительной холодностью. Но, быть может, Пал Эрдош в душе ощущал себя хирургом, недрогнувшей рукой вырезающим опухоль?
Александр Федоров
обсуждение >>