Мое поколение, родившееся до войны, видело горе и разруху, испытывало голод и холод. Теперь все это безвозвратно ушло о прошлое. Наше общество достигло невероятного прежде материального благополучия. Но это не значит, что теперь у нас нет проблем — просто они стали другими. И одна из самых сложных — проблема культуры потребления. Оказалось, что нужно уметь не только производить, но и расходовать, что обжорство убивает так же, как и голод...
Я говорю о пьянстве. По каждому поводу и вовсе без повода — пышный той с обильными возлияниями. Иные пьют и просто так, не создавая торжественной обстановки, каждый день, с утра и до ночи. Алкоголизм приносит несчастье семье, вред производству и государству. Я часто вижу слезы женщин и детей, вижу подлинные трагедии, вижу, как физически и духовно гибнут люди.
Все это и побудило меня снять картину «Улан». Мне хочется анатомировать это опасное явление, вынести его на экран со всей его неприглядностью, сказать людям горькую правду. О пьяницах и раньше создавались художественные фильмы, но, не в укор их авторам, ленты эти были чрезмерно благодушны, они иронизировали над алкоголиками, посмеивались, тогда как здесь нужны куда более сильные и суровые средства. Выпущенного из бутылки джинна улыбками назад не загнать.
Сказанное, однако, не означает, что я мрачно смотрю в будущее, что не верю в мудрость и волю человека, сумевшего победить и более страшных врагов. Вот почему финал фильма оптимистический. Мы считали необходимым оставить надежду алкоголикам. Но, конечно, не им адресована наша работа. Мы хотели, чтобы жены привели в кино мужей, матери — сыновей, сестры — братьев, тех, кто рискует, если не остановится вовремя, скатиться в пропасть, подобную той, в которой оказался герой фильма Азат.
Для меня необыкновенно ценно то, что моими истинными единомышленниками стали исполнитель этой роли Суйменкул Чокморов и Наталья Аринбасарова, сыгравшая Гульсару, жену Азата, и актеры Владислав Дворжецкий, Арсен Умуралиев, Джа-мал Сейдахматова, занятые в картине, и мой соавтор по сценарию Эдуард Тропинин, и оператор Кадыржан Кыдыралиев, с которым мы дружим еще со школы, и все без исключения остальные члены съемочной группы.
Словом «улан» киргизы называют штормовой ветер, временами дующий на Иссык-Куле, ураган, сметающий, опрокидывающий, уносящий вес, что только может, вызывающий на сравнительно небольшом зеркале этого горного озера волнение в девять баллов. «Улан» свиреп, но человек научился противостоять ему... Думаю, теперь понятно, почему мы именно так назвали картину.
режиссер Толомуш Океев
«Советский экран», № 3, февраль 1978 года
обсуждение >>