Фильм этот — сложен по замыслу, по построению и нелегко поддается пересказу, изложению с помощью обычных категорий речи. Лариса Шепитько — один из авторов сценария (совместно с Г. Шпаликовым) и режиссер-постановщик — так сформулировала свой замысел: «Это должна быть картина ощущений, чувств, эмоций. Изображение должно быть подчинено улавливанию тончайших движений человеческой души. И поскольку в нашем фильме речь идет о пересмотре жизни — предметом нашего исследования становится внутренний мир героев, импульсивный, сосредоточенный...»
В авторской аннотации все рассказано очень четко. ...Петр и Саша — молодые талантливые медики. Вместе они осуществляли важное и перспективное исследование, как вдруг Петр решил все бросить, женился на Кате и, ради ее блага, поступил работать в Советское посольство за рубежом. Саша тоже занял важный пост в важном медицинском учреждении. А потом, тоже вдруг, Петр покинул посольство, вернулся в Москву, отправился в поездку по стране, стал врачом скорой помощи где-то в Сибири и, в конце концов, кажется, понял, что нужно вернуться к брошенной теме, к работе, сулящей важное открытие в нейрохирургии...
Но, как говорится, гладко было на бумаге. На экране же, за подчас сумбурным, подчас не очень точным изложением «импульсивного, сосредоточенного» мира «ощущений», «чувств», «эмоций» не звучат (или звучат приглушенно), не «просматриваются» (или «просматриваются» приближенно, колеблющимися контурами) ни философская суть, ни жизненное содержание затрагиваемых проблем, да и сами взаимоотношения героев и между собою и с реальными обстоятельствами жизни теряют достоверность объективной действительности, приближаясь к тому же миру «тончайших движений человеческой души».
Кинокритик Михаил Белявский
обсуждение >>