Недаром Григорий Чухрай хотел вначале назвать свой фильм "Нетипичная история": крестьянка Матрена Быстрова в годы войны укрывает своего сына Дмитрия, но не от немцев, а от своих... Мужа убили на фронте. Старший сын Степан пропал без вести . Так хоть последнего уберечь хотела. Нонна Мордюкова передает все нюансы внутренней борьбы, раздирающей Матренину душу. Актеру Андрею Николаеву тоже досталась нелегкая роль. И ему удалось убедительно показать, как тихий, добрый, застенчивый Дмитрий, скрываясь долгие военные годы на чердаке, становится все меньше и меньше похожим на человека. Он превращается в затравленное, злое, жестокое животное, жизнь которого складывается из еды, постоянного нытья и издевательств над матерью, обвиняемой им во всем. Да и сама Быстрова мало напоминает себя прежнюю - живую полную сил. Жизнь в постоянном страхе и мучениях сделали свое дело. Перед нами изможденная, со впавшими глазами, седая старуха...
Григорий Чухрай находит многозначительную метафору Победы, белым всадником с факелом в руке мчащейся в темноте ночи. За эту победу и за эту войну каждый из героев фильма заплатил свою цену...
Александр Федоров
Тему фильма мне подсказала грузинская актриса Лейла Абашидзе. Речь шла о промелькнувшей в то время в газетах истории о дезертире, укрывавшемся всю войну, лишь бы не попасть на фронт. Меня, как фронтовика, эта история не могла не заинтересовать. Однако очень скоро я понял, что о самом дезертире ставить картину нельзя - он мелок и однозначен, интереснее рассказать о личности сомневающейся, способной испытать муки совести. Так возникла идея сделать фильм о матери дезертира.
Г.Чухрай
обсуждение >>