Вот это очень странно. Танки до войны не десантировались с парашютом. Их в опытном порядке транспортировали на бомбардировщиках ТБ-3,подвешивая танкетки Т-27 под фюзеляжем. А пивные кружки удивления не вызывают. До войны просто могли быть другие стандарты.
№136 Белогорец.
... Как практикующий инжинер могу сообщить,что сорванный палец разнесёт механизм.В фильме речь идёт о стуке пальца,Т.Е. износе и появившемся люфте.И не в пускаче,а в цилиндре.И в каком цилиндре палец стучит можно определить либо современной электронной диагностикой,либо стетоскопом.Проконсультируйтесь на любом СТО.Выработка подшибников диагностикой не определяется,а только по моточасам.Я про бабитовые.
Могу ошибиться, но тракторные моторы того времени не имели масляной магистрали. И каждые три дня снимался поддон, что бы подтянуть подшипники вкладыши. И стук исчезал.
№135 Виталий Иванов
Всё в фильме хорошо (конечно, с поправкой на те старинные годы), но очень уж мне не нравится как играет здесь Борис Андреев (который Назар Дума).Ну уж ооочень переигрывает. Даже не переигрывает, а просто играет плохо, как дети в школьной самодеятельности. Понятно, что он академий не кончал и в театральных ВУЗах не обучался (хотя я с его биографией знаком плохо), но последующие его роли показали, что актёрский талант то в нём есть, помимо колоритной фактуры. Но как он играет здесь... ну просто беда. Всё понятно, что типаж персонажа требует гротеска. Но тут не гротеск, а просто плохая игра (моё сугубое имхо).
Плохо, беда, переигрывает - а чего плохо, в чём переигрывает, непонятно... По моему мнению играет отлично, попадание в роль 100 процентов. Разгильдяй, силач, любит верховодить, но работать и руководить не умеет, но тщеславен и обидчив на критику. Изображает всё это прекрасно.
Ну, наверное... Каждый, на собрании, перекрикивал аппонентов... С трибуны, кричал, что бы слышно было... Микрофонов и акустики - не было. Привычка...
А ещё, так было принято снимать кино. Звук, в то время - оставлял желать лучшего. Мало того, что в кадре должны быть естественные шумы (звуки шагов, машин, течение воды и прочее), так и сам звук был, с некоторыми шумами. И если бы актёры, при озвучке, не говорили "крикливыми" голосами, то зритель в зале, ни чего бы не расслышал. Наверное, в большей степени, это была вынужденная мера. Но при просмотрев то время, всё это казалось естественным, по причинам, изложеным мной в первых строках.
А я впервые посмотрела этот фильм лишь в этом году, и он поразил меня тем, что все герои общаются на грани крика. Это так принято было в те годы? Смотрела урывками, периодически отдыхая от этого "звенящего" напора. Какие-то все суетливые и крикливые. Только Алейников хорош, жаль, что его актёрская судьба не была успешной.
№133 Горкунова-Быстров Владислав
... С уважением к мастеровым-теоретик-думаю генеральная мысль френченосцев, что при сорванном пальце двигателя на пускаче он продолжал работать(скрывали негодность технологий металла и китайский коммунизм), а работу без одного цилиндра не мог определить только колхозник:-)
Как практикующий инжинер могу сообщить,что сорванный палец разнесёт механизм.В фильме речь идёт о стуке пальца,Т.Е. износе и появившемся люфте.И не в пускаче,а в цилиндре.И в каком цилиндре палец стучит можно определить либо современной электронной диагностикой,либо стетоскопом.Проконсультируйтесь на любом СТО.Выработка подшибников диагностикой не определяется,а только по моточасам.Я про бабитовые.
Всё в фильме хорошо (конечно, с поправкой на те старинные годы), но очень уж мне не нравится как играет здесь Борис Андреев (который Назар Дума).Ну уж ооочень переигрывает. Даже не переигрывает, а просто играет плохо, как дети в школьной самодеятельности. Понятно, что он академий не кончал и в театральных ВУЗах не обучался (хотя я с его биографией знаком плохо), но последующие его роли показали, что актёрский талант то в нём есть, помимо колоритной фактуры. Но как он играет здесь... ну просто беда. Всё понятно, что типаж персонажа требует гротеска. Но тут не гротеск, а просто плохая игра (моё сугубое имхо).
Очень поучительный фильм.Он учит и учил подрастающее поколение не пить и не воровать горючее.Если будешь пить водку,то будешь крутить кино в чужой деревне.А если будешь тырить горючее,то попрут с руководящей должности.Жалко только то,что авторы потеряли бдительность и выдале в фильме состав экипажа танка.
№123 Белогорец.
В каком цилиндре стучит палец без стетоскопа определить невозможно,сработавшуюся втулку (бабитовый подшипник) вообще на слух не определиш.Хороший механик только неправильную работу клапанов мог на слух определить.А фильм хороший.первая работа Андреева в кино.
С уважением к мастеровым-теоретик-думаю генеральная мысль френченосцев, что при сорванном пальце двигателя на пускаче он продолжал работать(скрывали негодность технологий металла и китайский коммунизм), а работу без одного цилиндра не мог определить только колхозник:-)
Продолжение постов №№ 129-130 / Материал первых же дней съемки группа смотрела в маленькой оборудованной монтажной. Просмотр показал монотонность изображения, заставил нас искать новые решения. Мы нашли их в расширении тональной гаммы, введением ярких, контрастирующих красок в "игровом реквизите" - вагончиков полевых станов, тракторов, машин, дополнили черными и белыми деталями костюмы, при этом избегая "парадной" живописности и "красивости". Просмотр очередной партии снятого материала подтвердил правильность принятого решения.
Наступила осень, холодная и дождливая, необычно ранняя для юга Украины. Распутица до крайности осложняла работу группы. Но для эпизода "гремя огнем, сверкая блеском стали", являющегося по существу лейтмотивом фильма, пасмурность, осенний характер посуровевшего пейзажа вполне нас устраивали. Решение этих сцен мы связывали с огнем и дымами горящей стерни. Все это должно было ассоциироваться с военными пожарищами, с предстоящими боями.
Возникла угроза консервации фильма. Нужны были срочные решения. Единственное, что в сложившихся условиях, после многодневных раздумий, могла предложить группа - это перенос еще не снятых натурных объектов в павильон. Учитывая масштабы и ширь нашей степной натуры, это было нелегким решением. Необходимы были огромные павильоны, гигантские живописные фоны, множество осветительных приборов. Возможность провести эти съемки в перегруженных павильонах "Мосфильма" исключалась.
Крупнейшим павильоном обладала Киевская киностудия, но и там значительная часть площади была занята декорациями построенными для фильма А.Довженко "Щорс".
После нелегких переговоров Ивана Александровича с директором Киевской киностудии, а затем Александром Петровичем Довженко было достигнуто соглашение: самый большой павильон передается в наше распоряжение, а "Трактористы" становятся совместной постановкой обеих студий.
Встреча Пырьева с коллективом студии, с которым была создана "Богатая невеста", исключительно дружественная. Прочитан сценарий, показан весь снятый на натуре материал. В работу по картине охотно включились цеха. Потребовалась мобилизация всей мощности студии. Связанные с этим технические трудности заставили нас перенести съемки только на ночные часы. Коллектив работал с огромным напряжением. День полностью отдавался подготовке, ночь - съемке.
... Собран и вчерне смонтирован снятый материал. Отпадает необходимость съемки ряда объектов. Наше внимание сосредоточивается на решении одного из ключевых объектов фильма - "Свадьбе". Возникает идея снять эту сцену одним куском - сложной панорамой. Отъезжая от заиндевевших окон, камера должна была постепенно опуститься ниже уровня раздвигаемых для ее достижения и вновь сдвигаемых по ходу съемки праздничных столов. Камера на укрупненных планах фиксировала детали сцен. Все более и более отдаляясь, камера уходила вверх, открывая широкий общий план, которым завершается фильм.
Между тем резкие, угрожающие телеграммы об ответственности за сроки и перерасход пленки сыплются на нас как из "рога изобилия". Уже давно мы посажены на голодный паек. До сдачи картины остаются считанные недели. Приказано срочно вернуться в Москву, где на рирэкране предстоит снять начальную сцену картины. Приказом установлена дата съемки. Упреки, угрозы, указания до крайности будоражат коллектив. Мучителен постоянный страх, связанный с преследующим нас браком пленки. Утром, после ночной смены, мы пытаемся убедиться в том, что снятый негатив не несет следов пленочного брака. Прильнув к сушильному шкафу, Иван Александрович напряженно всматривается в выползающую из машины ленту негатива...
В просмотровом зале студии происходит нечто загадочное - две стенографистки "слушают" выходящие из печати части первой копии картины. Ведется полная запись всего речевого материала, даже совсем малозначительных реплик, текстов песен, стенограмма готовится по указанию председателя Кинокомитета.
Наступил день сдачи фильма (верне ночь, когда привык работать посланец ОГПУ). Дукельский внимательно вслушивается в каждое звучащее с экрана слово, постоянно сверяя его с текстом стенографической записи.
- Ну что ж, товарищ Пырьев, - говорит Дукельский, - хорошую картину вы сделали. Идите, отдыхайте!
На просьбу Пырьева разрешить показ фильма на предстоящем вечере студии следует категорическое:
- Нет! Картина не принята!
На следующий день также ночная встреча Пырьева с Дукельским "с глазу на глаз". Предлагается убрать ряд особенно дорогих Ивану Александровичу эпизодов - всего около шестисот метров - почти две части. Отказ Пырьева решителен и тверд.
Такие встречи следуют одна за другой. Дукельский дает рекомендации:
- Так вот, товарищ Пырьев, мы посоветовались, намеченные сцены надо убрать, и ещё: в "Богатой невесте" труд есть, а теперь в вашем фильме труда мало. Диспропорция. Надо показать, как трактора ремонтируют, как они из ворот МТС выходят. В картине показано, как Клим парней учит военному делу, а вот девчата военное дело не изучают. Диспропорцию надо устранить обязательно!
Возникает удивительная, почти пародийная ситуация. Дукельский обращается к начальнику главка:
- Откройте форточку.
Начальник главка подставляет стул и открывает форточку.
- Ну, вот видите, товарищ Пырьев, за окном холодно, а в кабинете жарко. Открыли форточку - диспропорция устранена. Так и в вашей картине... А намеченное вырезать обязательно!
Ответ Ивана Александровича по-прежнему решителен: делать сокращения он не намерен, да и доснимать тоже нельзя: зима!
Идет время, мы ждем. Режиссер регулярно приглашается на ночные встречи с Дукельским. Картина по-прежнему не принята. Позиция Пырьева неизменна. Наконец, не вытерпев, Иван Александрович на какое-то время уезжает из Москвы. И вдруг без какого-либо участия режиссера все сокращения произведены, вырезки сделаны. Приказ: срочно печатать новые копии картины.
Через несколько дней в Доме кино общественный просмотр "Трактористов". Присутствует почти вся группа, режиссера на просмотре нет. Появляется первая рецензия. Упомянуты все участники создания фильма. Беспрецедентный случай - имя режиссера не названо. Возмущенные, мы обращаемся в редакцию. Нам объясняют: уезжая, Пырьев передал в редакцию письмо, в котором просил, если вопреки его воле будут сделаны какие-то сокращения в картине, его имя не упоминать.
Лишь после большого успеха фильма, вышедшего на экраны летом 1939 года, и присуждения Сталинской премии, создатель картины смирился с обстоятельствами и признал свою картину. /
Продолжение поста № 129
/ Подготовка к экспедиции запаздывала. Медленно строились интересно задуманные В.Каплуновским вагончики полевых станов. Впоследствии, в ходе съемок, декоративные вагончики нашей женской бригады оказались для колхозников ближайших районов степной Украины весьма популярными объектами для копирования. Показу в картине современной сельхозтехники Иван Александрович придавал немалое значение и поэтому с особой настойчивостью добивался получения новейших образцов техники для колхозной деревни.
... Лето уходит. Практически сорваны сроки получения всего необходимого для начала съемок. В кабинете директора студии В.А.Полонского обсуждается календарный план, намечаются сроки завершения фильма. Неожиданно на обсуждении появляется Дукельский. Выяснив, что сдача картины - даже в самом оптимальном варианте - может планироваться лишь на апрель-май будущего года, Дукельский категорически требует:
- Какой апрель, какой май! Картину надо сдать в текущем году, хорошо бы к Октябрьским праздникам... Дали же товарищу Пырьеву орден Ленина, и нечего обсуждать какие-то планы!
На этой неожиданной встрече с руководителем кинематографии, так же как и на многих других встречах с начальством, проявилось удивительное мастерство перевоплощения Ивана Александровича. Независимо от служебного ранга собеседника, но и не без учета этого, он мгновенно становился то громовержцем, то просителем, то художником, гневно обличающим недругов искусства. Годы и опыт не изменили его характера, не ослабела взрывчатость его натуры. Чувствовалось, как накаляется Иван Александрович. Вспоминается его ответ на реплику Дукельского:
- Глубокоуважаемый Семен Семенович! Когда Михаил Иванович Калинин вручал мне орден, он ничего не говорил об обязанности бездумно соглашаться с непродуманными и невыполнимыми сроками завершения картины.
Соглашение о сроках завершения картины так и не было достигнуто. Но план есть план. Всемерно понукаемый студией с большим опозданием мы выехали в экспедицию.
Наша группа обосновывается в степи на берегу Южного Буга. Энергия Пырьева проявляется во всем: в контактах с властями, в повседневных заботах о размещении, бытовом устройстве работников группы, - все, вплоть до коллективных вылазок в баню, оказывалось для него необходимым и важным. Следуя лучшим традициям рабочей артели, наш "старшой" ежедневно торжественно снимал пробы всех приготовляемых блюд, проверял раскладку и не садился за стол, не убедившись в том, что установленное им в группе полнейшее равенство соблюдено.
Приступил к работе режиссерский штаб. Молодому режиссеру, ученику Эйзенштейна, Михаилу Величко, в дополнение к его основным творческим обязанностям, Иван Александрович поручил "самое важное", наиважнейшее дело - вести точнейшую запись всех организационных просчетов и недоработок, например: задержек транспорта, поступления пленки, денег и всего прочего, что задерживало работу группы. Эти дневники немало помогли восстановлению истины в многочисленных конфликтных ситуациях, а в будущем при анализе итогов работы по картине.
.. Персонажи фильма в светлых - созданных по эскизам Каплуновского - рабочих комбинезонах отлично вписывались в пейзаж степи, очень органично вошли и в повседневную жизнь МТС. Работа на съемочной площадках, зачастую отдаленных от базы на десятки километров, начиналась задолго до восхода солнца. Нередко наш переоборудованный из обычной полуторки операторский автомобиль в эти ранние предрассветные часы нагоняла мчащаяся с включенными фарами "эмка", полученная Пырьевым за день до выезда из Москвы. Водительский опыт приобретался им уже в экспедиции и, как все, что делал Иван Александрович, с увлечением. Немыслимые в условиях степного бездорожья скорости отвечали, видимо, потребности его удивительного темперамента.
Работа на площадке начиналась обычно без задержек. Несмотря на кажущееся однообразие степного пейзажа, с учетом особенностей рельефа, уточнялись места съемок. Разводились и выверялись мизансцены. Определялись возможные точки съемок и с помощью собственноручно забиваемых Иваном Алексадровичем деревянных колышков-меток. С восходом солнца начинались съемки. Особенно остро реагировал он на любую задержку начала рабочего дня. Его яростную нетерпимость к лодырям и разгильдяйству знали все. Знали и боялись!" /
Из книги "Иван Пырьев в жизни и на экране. Страницы воспоминаний". 1994. А.Гальперин "Далекое и близкое".
/ Летом 1938 года И.Пырьев приглашает меня к совместной работе по фильму "Полюшко-поле" (так поначалу именовались "Трактористы"). Успех "Богатой невесты", видимо, в немалой степени определил избирательную стилистику будущей картины, и, естественно, это очень осложняло наше содружество. Художественной задачей "Полюшка-поля", по мысли режиссера, должно было явиться "... закрепление и развитие всего найденного в работе по "Богатой невесте"... Из этого "всего найденного" должна была сложиться стилистика будущего фильма, во многом повторяющая парадность решения "Богатой невесты". В статье о задачах своего нового фильма Пырьев пишет: "Снова та же тематика - сходными оказались даже некоторые ситуации. Но хотелось снимать именно этот фильм, чтобы глубже разработать жанровые особенности, найденные в "Богатой невесте", довести их в новой работе до полноценного художественного звучания. Между тем сценарий Евг. Помещикова не только по материалу, но и по всей своей стилистике во многом отличался от им же написанного сценария "Богатой невесты". Иным было время, иными стали характеры героев, возникла тема обороны Родины в преддверии надвигающихся грозных событий. Все это, как мне показалось, предполагало совсем иное изобразительное решение. Представлялось, что отлакированное и подчеркнуто живописное экранное решение не могло и не должно было возродиться в нашем фильме. Я был убежден в том, что сценарий и его операторское прочтение - даже с учетом его жанровой особенности - делало вполне оправданной попытку реалистической трактовки изобразительной среды "Трактористов".
По этому важнейшему вопросу "высокие договаривающиеся стороны" к соглашению не пришли. На мой вопрос о серьезности его намерений сверкнул быстрый внимательный взгляд:
- Вы, Сашенька, ведь хорошо понимаете, как важно найти верное решение!
Мне пришлось ответить:
- Я думаю, дорогой Иван Александрович, что и тебе ясно, как это и для меня важно!
Эти обращения "Сашенька", "Вы" и "Иван Александрович", "ты" - так и сохранились на долгие годы.
Сроки картины поджимали. Появились первые эскизы художника В.Каплуновского. Как всегда, выразительные и точные. Образы будущей натуры складываются в моих представлениях из неоглядных степных далей, по-осеннему мягких размытых теней, знойного серовато-белесого марева, туманных рассветов, плывущих над степью высоких облаков... Радует и намечаемое время съемок - конец лета, осень. Посуровевшие поля, хлеба уже убраны, дымы выжигаемой стерни, мощные гусеничные машины в бескрайней степи. Намечается живописно решаемый эпизод "Труд и плодородие". Иван Александрович одобряет предлагаемую строгую изобразительную атмосферу фильма. Годы спустя он запишет: "В "Трактористах" мы сознательно отказались от внешних эффектов и красивости. Мы искали натуру, которая могла помочь осуществить наши замыслы, нам нужны были огромные просторы земли, степь и солнце..." Уже в первых актерских пробах, в поисках внешнего облика персонажей, в работе над эскизами натурных декораций и интерьеров поражает определенность режиссерского видения и необычайная тщательность в разработке всех деталей постановки.
Поразительная, безграничная работоспособность режиссера делает его вездесущим. Не было вопроса - большого или малого, - в обсуждении которого он не принимал бы активнейшего участия. Не было и проблем, решение которых он не доводил бы до конца. Привлекает, а подчас и огорчает, его непредсказуемый, порывистый характер, одинаково неукротимый в любви к своим героям и сотрудникам и во взрывной ненависти к лодырям и неумехам. Подчас очень трудно смириться с его резкостью и буквально испепеляющей нетерпимостью к "инакомыслящим". В съемочной группе царит атмосфера высочайшей требовательности. Люди, ранее работавшие с Пырьевым, несмотря на общеизвестную резкость его суждений, с радостью вступают в наш коллектив.
Постепенно складывается актерский ансамбль. Роль Клима Ярко - демобилизованного танкиста-дальневосточника - в ходе проб отвоевывает у Даниила Сагала превосходно осмысливший задачу Николай Крючков. Радостной неожиданностью явилось совершенно случайное появление на пробной съемке двадцатидвухлетнего Бориса Андреева - идеального Назара Думы. Актер гастролирующего тогда в Москве Саратовского театра впервые оказался на студии и никак не рассчитывал на крупную роль. Это была первая в его жизни актерская проба. Нас поражала и радовала глубина его незаурядного, подлинно творческого мышления.
Сложнее складывались дела с утверждением на роль Марьяны Бажан талантливой молодой актрисы Марины Ладыниной, снимавшейся тогда на Одесской киностудии. Кинематографическое начальство считало, что прекрасно сыгранная ею роль в "Богатой невесте" не совпадает с характером Марьяны Бажан и настойчиво предлагало иные случайные и совершенно неприемлемые кандидатуры. Особенно упорствовал весьма смутно разбиравшийся в кино и комедийном жанре тогдашний руководитель кинематографии Дукельский. Время шло. Утверждение затягивалось. Но в конце концов категоричность позиции режиссера и результаты многочисленных проб определили исход затянувшегося спора. /
№120 Т-татьян@
Такое впечатление, что Пырьев точно знал, что будет война и именно с немцами "Опять немцы к нам тянутся"
(Председатель колхоза на собрании)
Интересно, фильм снимался до Пакта Молотова - Риббентропа или после?
В 1938 году был впервые издан знаменитый советский учебник "История ВКП (б). Краткий курс".
Там первый раздел главы ХII озаглавлен: "Международная обстановка в 1935 - 1937 годах. Временное смягчение экономического кризиса. Начало нового экономического кризиса. Захват Италией Абиссинии. Немецкой итальянская интервенция в Испании. Вторжение Японии в Центральный Китай. Начало второй империалистической войны."
Так что Пырьев строго следовал "Краткому курсу" без отсебятины...
А ещё в песнях фильма есть такие слова:
Пусть помнит враг, укрывшийся в засаде,
Мы начеку, мы за врагом следом.
Чужой земли мы не хотим не пяди,
Но и своей вершка не отдадим.
Заводов труд и труд колхозных пашен,
Мы защитим, страну свою храня,
Ударной силой орудийных башен,
И быстротой, и натиском огня.
А если к нам полезет враг матерый,
Он будет бит повсюду и везде.
Тогда нажмут водители стартеры
И по лесам, по сопкам, по воде
Гремя огнём, сверкая блеском стали,
Пойдут машины в яростный поход...
(Дальше - два варианта, "по вкусу".)
А идея "мировой революции" в том же "Кратком курсе" была объявлена "троцкистской"...
Московскому кинотеатру «Ударник» исполняется 75 лет. Первый в Советском Союзе звуковой кинотеатр открылся 7 ноября 1931 года премьерой фильма Сергея Юткевича «Златые горы». «Ударник» строился вместе со знаменитым Домом на набережной по проекту архитектора, академика Бориса Иофана.
В июле 1939 года на экраны СССР вышел фильм Ивана Пырьева "Трактористы". Лента имела оглушительный успех у зрителей. Песни из фильма тут же стали народными, вся страна запела песню о трех веселых друзьях-танкистах, а множество молодых парней уезжали из городов в деревни работать на тракторах, чтобы потом служить танкистами.
отзывы
... Как практикующий инжинер могу сообщить,что сорванный палец разнесёт механизм.В фильме речь идёт о стуке пальца,Т.Е. износе и появившемся люфте.И не в пускаче,а в цилиндре.И в каком цилиндре палец стучит можно определить либо современной электронной диагностикой,либо стетоскопом.Проконсультируйтесь на любом СТО.Выработка подшибников диагностикой не определяется,а только по моточасам.Я про бабитовые.
Всё в фильме хорошо (конечно, с поправкой на те старинные годы), но очень уж мне не нравится как играет здесь Борис Андреев (который Назар Дума).Ну уж ооочень переигрывает. Даже не переигрывает, а просто играет плохо, как дети в школьной самодеятельности. Понятно, что он академий не кончал и в театральных ВУЗах не обучался (хотя я с его биографией знаком плохо), но последующие его роли показали, что актёрский талант то в нём есть, помимо колоритной фактуры. Но как он играет здесь... ну просто беда. Всё понятно, что типаж персонажа требует гротеска. Но тут не гротеск, а просто плохая игра (моё сугубое имхо).
А ещё, так было принято снимать кино. Звук, в то время - оставлял желать лучшего. Мало того, что в кадре должны быть естественные шумы (звуки шагов, машин, течение воды и прочее), так и сам звук был, с некоторыми шумами. И если бы актёры, при озвучке, не говорили "крикливыми" голосами, то зритель в зале, ни чего бы не расслышал. Наверное, в большей степени, это была вынужденная мера. Но при просмотрев то время, всё это казалось естественным, по причинам, изложеным мной в первых строках.
... С уважением к мастеровым-теоретик-думаю генеральная мысль френченосцев, что при сорванном пальце двигателя на пускаче он продолжал работать(скрывали негодность технологий металла и китайский коммунизм), а работу без одного цилиндра не мог определить только колхозник:-)
В каком цилиндре стучит палец без стетоскопа определить невозможно,сработавшуюся втулку (бабитовый подшипник) вообще на слух не определиш.Хороший механик только неправильную работу клапанов мог на слух определить.А фильм хороший.первая работа Андреева в кино.
Наступила осень, холодная и дождливая, необычно ранняя для юга Украины. Распутица до крайности осложняла работу группы. Но для эпизода "гремя огнем, сверкая блеском стали", являющегося по существу лейтмотивом фильма, пасмурность, осенний характер посуровевшего пейзажа вполне нас устраивали. Решение этих сцен мы связывали с огнем и дымами горящей стерни. Все это должно было ассоциироваться с военными пожарищами, с предстоящими боями.
Возникла угроза консервации фильма. Нужны были срочные решения. Единственное, что в сложившихся условиях, после многодневных раздумий, могла предложить группа - это перенос еще не снятых натурных объектов в павильон. Учитывая масштабы и ширь нашей степной натуры, это было нелегким решением. Необходимы были огромные павильоны, гигантские живописные фоны, множество осветительных приборов. Возможность провести эти съемки в перегруженных павильонах "Мосфильма" исключалась.
Крупнейшим павильоном обладала Киевская киностудия, но и там значительная часть площади была занята декорациями построенными для фильма А.Довженко "Щорс".
После нелегких переговоров Ивана Александровича с директором Киевской киностудии, а затем Александром Петровичем Довженко было достигнуто соглашение: самый большой павильон передается в наше распоряжение, а "Трактористы" становятся совместной постановкой обеих студий.
Встреча Пырьева с коллективом студии, с которым была создана "Богатая невеста", исключительно дружественная. Прочитан сценарий, показан весь снятый на натуре материал. В работу по картине охотно включились цеха. Потребовалась мобилизация всей мощности студии. Связанные с этим технические трудности заставили нас перенести съемки только на ночные часы. Коллектив работал с огромным напряжением. День полностью отдавался подготовке, ночь - съемке.
... Собран и вчерне смонтирован снятый материал. Отпадает необходимость съемки ряда объектов. Наше внимание сосредоточивается на решении одного из ключевых объектов фильма - "Свадьбе". Возникает идея снять эту сцену одним куском - сложной панорамой. Отъезжая от заиндевевших окон, камера должна была постепенно опуститься ниже уровня раздвигаемых для ее достижения и вновь сдвигаемых по ходу съемки праздничных столов. Камера на укрупненных планах фиксировала детали сцен. Все более и более отдаляясь, камера уходила вверх, открывая широкий общий план, которым завершается фильм.
Между тем резкие, угрожающие телеграммы об ответственности за сроки и перерасход пленки сыплются на нас как из "рога изобилия". Уже давно мы посажены на голодный паек. До сдачи картины остаются считанные недели. Приказано срочно вернуться в Москву, где на рирэкране предстоит снять начальную сцену картины. Приказом установлена дата съемки. Упреки, угрозы, указания до крайности будоражат коллектив. Мучителен постоянный страх, связанный с преследующим нас браком пленки. Утром, после ночной смены, мы пытаемся убедиться в том, что снятый негатив не несет следов пленочного брака. Прильнув к сушильному шкафу, Иван Александрович напряженно всматривается в выползающую из машины ленту негатива...
В просмотровом зале студии происходит нечто загадочное - две стенографистки "слушают" выходящие из печати части первой копии картины. Ведется полная запись всего речевого материала, даже совсем малозначительных реплик, текстов песен, стенограмма готовится по указанию председателя Кинокомитета.
Наступил день сдачи фильма (верне ночь, когда привык работать посланец ОГПУ). Дукельский внимательно вслушивается в каждое звучащее с экрана слово, постоянно сверяя его с текстом стенографической записи.
- Ну что ж, товарищ Пырьев, - говорит Дукельский, - хорошую картину вы сделали. Идите, отдыхайте!
На просьбу Пырьева разрешить показ фильма на предстоящем вечере студии следует категорическое:
- Нет! Картина не принята!
На следующий день также ночная встреча Пырьева с Дукельским "с глазу на глаз". Предлагается убрать ряд особенно дорогих Ивану Александровичу эпизодов - всего около шестисот метров - почти две части. Отказ Пырьева решителен и тверд.
Такие встречи следуют одна за другой. Дукельский дает рекомендации:
- Так вот, товарищ Пырьев, мы посоветовались, намеченные сцены надо убрать, и ещё: в "Богатой невесте" труд есть, а теперь в вашем фильме труда мало. Диспропорция. Надо показать, как трактора ремонтируют, как они из ворот МТС выходят. В картине показано, как Клим парней учит военному делу, а вот девчата военное дело не изучают. Диспропорцию надо устранить обязательно!
Возникает удивительная, почти пародийная ситуация. Дукельский обращается к начальнику главка:
- Откройте форточку.
Начальник главка подставляет стул и открывает форточку.
- Ну, вот видите, товарищ Пырьев, за окном холодно, а в кабинете жарко. Открыли форточку - диспропорция устранена. Так и в вашей картине... А намеченное вырезать обязательно!
Ответ Ивана Александровича по-прежнему решителен: делать сокращения он не намерен, да и доснимать тоже нельзя: зима!
Идет время, мы ждем. Режиссер регулярно приглашается на ночные встречи с Дукельским. Картина по-прежнему не принята. Позиция Пырьева неизменна. Наконец, не вытерпев, Иван Александрович на какое-то время уезжает из Москвы. И вдруг без какого-либо участия режиссера все сокращения произведены, вырезки сделаны. Приказ: срочно печатать новые копии картины.
Через несколько дней в Доме кино общественный просмотр "Трактористов". Присутствует почти вся группа, режиссера на просмотре нет. Появляется первая рецензия. Упомянуты все участники создания фильма. Беспрецедентный случай - имя режиссера не названо. Возмущенные, мы обращаемся в редакцию. Нам объясняют: уезжая, Пырьев передал в редакцию письмо, в котором просил, если вопреки его воле будут сделаны какие-то сокращения в картине, его имя не упоминать.
Лишь после большого успеха фильма, вышедшего на экраны летом 1939 года, и присуждения Сталинской премии, создатель картины смирился с обстоятельствами и признал свою картину. /
/ Подготовка к экспедиции запаздывала. Медленно строились интересно задуманные В.Каплуновским вагончики полевых станов. Впоследствии, в ходе съемок, декоративные вагончики нашей женской бригады оказались для колхозников ближайших районов степной Украины весьма популярными объектами для копирования. Показу в картине современной сельхозтехники Иван Александрович придавал немалое значение и поэтому с особой настойчивостью добивался получения новейших образцов техники для колхозной деревни.
... Лето уходит. Практически сорваны сроки получения всего необходимого для начала съемок. В кабинете директора студии В.А.Полонского обсуждается календарный план, намечаются сроки завершения фильма. Неожиданно на обсуждении появляется Дукельский. Выяснив, что сдача картины - даже в самом оптимальном варианте - может планироваться лишь на апрель-май будущего года, Дукельский категорически требует:
- Какой апрель, какой май! Картину надо сдать в текущем году, хорошо бы к Октябрьским праздникам... Дали же товарищу Пырьеву орден Ленина, и нечего обсуждать какие-то планы!
На этой неожиданной встрече с руководителем кинематографии, так же как и на многих других встречах с начальством, проявилось удивительное мастерство перевоплощения Ивана Александровича. Независимо от служебного ранга собеседника, но и не без учета этого, он мгновенно становился то громовержцем, то просителем, то художником, гневно обличающим недругов искусства. Годы и опыт не изменили его характера, не ослабела взрывчатость его натуры. Чувствовалось, как накаляется Иван Александрович. Вспоминается его ответ на реплику Дукельского:
- Глубокоуважаемый Семен Семенович! Когда Михаил Иванович Калинин вручал мне орден, он ничего не говорил об обязанности бездумно соглашаться с непродуманными и невыполнимыми сроками завершения картины.
Соглашение о сроках завершения картины так и не было достигнуто. Но план есть план. Всемерно понукаемый студией с большим опозданием мы выехали в экспедицию.
Наша группа обосновывается в степи на берегу Южного Буга. Энергия Пырьева проявляется во всем: в контактах с властями, в повседневных заботах о размещении, бытовом устройстве работников группы, - все, вплоть до коллективных вылазок в баню, оказывалось для него необходимым и важным. Следуя лучшим традициям рабочей артели, наш "старшой" ежедневно торжественно снимал пробы всех приготовляемых блюд, проверял раскладку и не садился за стол, не убедившись в том, что установленное им в группе полнейшее равенство соблюдено.
Приступил к работе режиссерский штаб. Молодому режиссеру, ученику Эйзенштейна, Михаилу Величко, в дополнение к его основным творческим обязанностям, Иван Александрович поручил "самое важное", наиважнейшее дело - вести точнейшую запись всех организационных просчетов и недоработок, например: задержек транспорта, поступления пленки, денег и всего прочего, что задерживало работу группы. Эти дневники немало помогли восстановлению истины в многочисленных конфликтных ситуациях, а в будущем при анализе итогов работы по картине.
.. Персонажи фильма в светлых - созданных по эскизам Каплуновского - рабочих комбинезонах отлично вписывались в пейзаж степи, очень органично вошли и в повседневную жизнь МТС. Работа на съемочной площадках, зачастую отдаленных от базы на десятки километров, начиналась задолго до восхода солнца. Нередко наш переоборудованный из обычной полуторки операторский автомобиль в эти ранние предрассветные часы нагоняла мчащаяся с включенными фарами "эмка", полученная Пырьевым за день до выезда из Москвы. Водительский опыт приобретался им уже в экспедиции и, как все, что делал Иван Александрович, с увлечением. Немыслимые в условиях степного бездорожья скорости отвечали, видимо, потребности его удивительного темперамента.
Работа на площадке начиналась обычно без задержек. Несмотря на кажущееся однообразие степного пейзажа, с учетом особенностей рельефа, уточнялись места съемок. Разводились и выверялись мизансцены. Определялись возможные точки съемок и с помощью собственноручно забиваемых Иваном Алексадровичем деревянных колышков-меток. С восходом солнца начинались съемки. Особенно остро реагировал он на любую задержку начала рабочего дня. Его яростную нетерпимость к лодырям и разгильдяйству знали все. Знали и боялись!" /
/ Летом 1938 года И.Пырьев приглашает меня к совместной работе по фильму "Полюшко-поле" (так поначалу именовались "Трактористы"). Успех "Богатой невесты", видимо, в немалой степени определил избирательную стилистику будущей картины, и, естественно, это очень осложняло наше содружество. Художественной задачей "Полюшка-поля", по мысли режиссера, должно было явиться "... закрепление и развитие всего найденного в работе по "Богатой невесте"... Из этого "всего найденного" должна была сложиться стилистика будущего фильма, во многом повторяющая парадность решения "Богатой невесты". В статье о задачах своего нового фильма Пырьев пишет: "Снова та же тематика - сходными оказались даже некоторые ситуации. Но хотелось снимать именно этот фильм, чтобы глубже разработать жанровые особенности, найденные в "Богатой невесте", довести их в новой работе до полноценного художественного звучания. Между тем сценарий Евг. Помещикова не только по материалу, но и по всей своей стилистике во многом отличался от им же написанного сценария "Богатой невесты". Иным было время, иными стали характеры героев, возникла тема обороны Родины в преддверии надвигающихся грозных событий. Все это, как мне показалось, предполагало совсем иное изобразительное решение. Представлялось, что отлакированное и подчеркнуто живописное экранное решение не могло и не должно было возродиться в нашем фильме. Я был убежден в том, что сценарий и его операторское прочтение - даже с учетом его жанровой особенности - делало вполне оправданной попытку реалистической трактовки изобразительной среды "Трактористов".
По этому важнейшему вопросу "высокие договаривающиеся стороны" к соглашению не пришли. На мой вопрос о серьезности его намерений сверкнул быстрый внимательный взгляд:
- Вы, Сашенька, ведь хорошо понимаете, как важно найти верное решение!
Мне пришлось ответить:
- Я думаю, дорогой Иван Александрович, что и тебе ясно, как это и для меня важно!
Эти обращения "Сашенька", "Вы" и "Иван Александрович", "ты" - так и сохранились на долгие годы.
Сроки картины поджимали. Появились первые эскизы художника В.Каплуновского. Как всегда, выразительные и точные. Образы будущей натуры складываются в моих представлениях из неоглядных степных далей, по-осеннему мягких размытых теней, знойного серовато-белесого марева, туманных рассветов, плывущих над степью высоких облаков... Радует и намечаемое время съемок - конец лета, осень. Посуровевшие поля, хлеба уже убраны, дымы выжигаемой стерни, мощные гусеничные машины в бескрайней степи. Намечается живописно решаемый эпизод "Труд и плодородие". Иван Александрович одобряет предлагаемую строгую изобразительную атмосферу фильма. Годы спустя он запишет: "В "Трактористах" мы сознательно отказались от внешних эффектов и красивости. Мы искали натуру, которая могла помочь осуществить наши замыслы, нам нужны были огромные просторы земли, степь и солнце..." Уже в первых актерских пробах, в поисках внешнего облика персонажей, в работе над эскизами натурных декораций и интерьеров поражает определенность режиссерского видения и необычайная тщательность в разработке всех деталей постановки.
Поразительная, безграничная работоспособность режиссера делает его вездесущим. Не было вопроса - большого или малого, - в обсуждении которого он не принимал бы активнейшего участия. Не было и проблем, решение которых он не доводил бы до конца. Привлекает, а подчас и огорчает, его непредсказуемый, порывистый характер, одинаково неукротимый в любви к своим героям и сотрудникам и во взрывной ненависти к лодырям и неумехам. Подчас очень трудно смириться с его резкостью и буквально испепеляющей нетерпимостью к "инакомыслящим". В съемочной группе царит атмосфера высочайшей требовательности. Люди, ранее работавшие с Пырьевым, несмотря на общеизвестную резкость его суждений, с радостью вступают в наш коллектив.
Постепенно складывается актерский ансамбль. Роль Клима Ярко - демобилизованного танкиста-дальневосточника - в ходе проб отвоевывает у Даниила Сагала превосходно осмысливший задачу Николай Крючков. Радостной неожиданностью явилось совершенно случайное появление на пробной съемке двадцатидвухлетнего Бориса Андреева - идеального Назара Думы. Актер гастролирующего тогда в Москве Саратовского театра впервые оказался на студии и никак не рассчитывал на крупную роль. Это была первая в его жизни актерская проба. Нас поражала и радовала глубина его незаурядного, подлинно творческого мышления.
Сложнее складывались дела с утверждением на роль Марьяны Бажан талантливой молодой актрисы Марины Ладыниной, снимавшейся тогда на Одесской киностудии. Кинематографическое начальство считало, что прекрасно сыгранная ею роль в "Богатой невесте" не совпадает с характером Марьяны Бажан и настойчиво предлагало иные случайные и совершенно неприемлемые кандидатуры. Особенно упорствовал весьма смутно разбиравшийся в кино и комедийном жанре тогдашний руководитель кинематографии Дукельский. Время шло. Утверждение затягивалось. Но в конце концов категоричность позиции режиссера и результаты многочисленных проб определили исход затянувшегося спора. /
Такое впечатление, что Пырьев точно знал, что будет война и именно с немцами
"Опять немцы к нам тянутся"
(Председатель колхоза на собрании)
Интересно, фильм снимался до Пакта Молотова - Риббентропа или после?
Там первый раздел главы ХII озаглавлен: "Международная обстановка в 1935 - 1937 годах. Временное смягчение экономического кризиса. Начало нового экономического кризиса. Захват Италией Абиссинии. Немецкой итальянская интервенция в Испании. Вторжение Японии в Центральный Китай. Начало второй империалистической войны."
Так что Пырьев строго следовал "Краткому курсу" без отсебятины...
А ещё в песнях фильма есть такие слова:
Пусть помнит враг, укрывшийся в засаде,
Мы начеку, мы за врагом следом.
Чужой земли мы не хотим не пяди,
Но и своей вершка не отдадим.
Заводов труд и труд колхозных пашен,
Мы защитим, страну свою храня,
Ударной силой орудийных башен,
И быстротой, и натиском огня.
А если к нам полезет враг матерый,
Он будет бит повсюду и везде.
Тогда нажмут водители стартеры
И по лесам, по сопкам, по воде
Гремя огнём, сверкая блеском стали,
Пойдут машины в яростный поход...
(Дальше - два варианта, "по вкусу".)
А идея "мировой революции" в том же "Кратком курсе" была объявлена "троцкистской"...