№207 Немаккейн
Да-да, лучик такой ути-пути, семье и Марте жизнь испортил, героя Кваши постоянно в ступор загоняет, герцогу не даёт делом заниматься и, что самое неприятное, постоянно любуется в зеркальце: а каков я, г-да бюргеры и всяческие фрау, во даю!
Не приведи такого друга в жизни. И нет у него друзей - только восторженые зрители, поклонники и рабы вроде Томаса. Убрать этого зазнайку из фильма и сократить до одной серии - был бы шедевр. А так...
И о чём был бы этот односерийный шедевр?
И каким таким делом занимается герцог? Поднимает низ снизу?
Да, когда он говорит что "Я и на ядре не летал в том страшном бою с турками,когда погибла половина моего эскадрона...",тут наверное впервые за весь фильм начинаешь понимать, что перед тобой не просто обаятельный фантазер-раздолбай, а в прошлом кадровый офицер и ветеран боевых действий, но действительно,тут же "съезжает" на свои хохмы и все снова-здорово...Но солипсист? Не-а.И не инфантил. Мюнхаузен нормальный здоровый матерый битый жизнью мужик,который знает что почем,с большим жизненным опытом и знанием людей, Просто ему, как Егору Прокудину, "праздник нужен душе!"
А мне всю дорогу почему-то нравились и герцог и бургомистр...И вообще мне почему-то кажется, что баронесса таки любила Мюнхаузена, весьма по-своему, но в чем-то посильнее Марточки. Может просто как мужика)) "Не торопитесь стать вдовой Мюнхаузена.Это место пока занято")))
№208 Fred2013
... Когда-то, лет 30 назад, я полагал так же. Однако с тех пор сильно пересмотрел позицию. Простые вопросы: барон порядочный человек? Он умный человек? Смелый?
Порядочный человек не стал бы морочить голову Марте, пока не развёлся с нелюбимой женой.
Умный человек не стал бы выносить на судебное заседание вопрос, который следовало обсудить в ближайшем университете. И, кстати, реальный год не больше, а меньше 365.25 суток.
Смелый человек не стал бы совершать самоубийство из-за ошибки, которая испортила жизнь ему и Марте, но вполне поправима. А уж если совершает самоубийство, пусть палит себе в голову, а не в воздух.
Барон - эгоист-солипсист, склонный к эпатажу. Родись он бедным простолюдином, на его фантазии никто не обратил бы внимания, а если бы обратили - сожгли бы на костре.
Однако всё сказанное не делает фильм слабым. Фильм - шедевр.
Во первых все было хорошо с Мартой до тех пор пока не занялись юриспруденцией с разводами и пр. Он не морочил ей голову а просто не мог добиться разрешения Церкви на развод до текущих стечений обстоятельств. В это же время интригами же занялась благоверная Барона и все заверте... Второе: Барон не совершал самоубийство а инсценировал его именно чтобы выйти из игры и сделал это как раз из любви к Марте и в общем чтобы все успокоились наконец . Но общество не успокоилось а стало фигней заниматься а Марте наскучил простой садовник . Так же верный слуга скучает по своему веселому господину . Томас не раб а верный слуга , друг семьи который искренне любил своего доброго и веселого господина пока тот не превратился в пропитого хмыря-цветовода . Единственное в чем Мюнхгаузен поступил крайне неосмотрительно и все испортил так это конечно эпатажным выступлением с идеей о лишнем дне в году . Но без этого сюжетного хода не было бы гениального продолжения фильма. На разводе и венчании все бы закончилось . Барон ветеран которого в какой то момент вынудили серьезно начать рассказывать о случае когда он в окружение попал в болото но через минуту его перекосило и он опять съехал на басни о том как вытаскивал себя за волосы . Он без тени сомнения лезет в пушку . Он говорит правду в глаза которую принимают за ложь -разве он не смел?... Полностью изменить свою жизнь на это тоже мужество надо . В целом барон или искренне верит в свои же сказки или правда супер-мен о чем мы можем только догадываться но на этом построен весь сценарий и гениально! .
№206 Илья Кудряшов
... Cлышу слова такого же постылого обывателя какие окружали барона... Барон в этом обществе лучик солнца призванный радовать людей и заставлять верить в добрые чудеса но всегда находятся те которым надо что бы все вокруг ходили в сером и ровными шеренгами и барон их раздражает не чем то плохим а именно свободомыслием и тем что при своем высоком социальном ранге ведет себя как хочет а не как солидный субъект с титулом, хорошей родословной и воинскими заслугами который должен ходить гордо выпятив подбородок, выпятив грудь и образцово показательно сорить деньгами устраивая пиры и балы в своем замке а не в простецком кабаке . А кто-то так вообще видит в бароне средство нажиться или возвыситься морально унизив его до статуса городского дурачка :( Вечный сюжет нашей пошлой жизни от времен Диогена до наших . :(
Когда-то, лет 30 назад, я полагал так же. Однако с тех пор сильно пересмотрел позицию. Простые вопросы: барон порядочный человек? Он умный человек? Смелый?
Порядочный человек не стал бы морочить голову Марте, пока не развёлся с нелюбимой женой.
Умный человек не стал бы выносить на судебное заседание вопрос, который следовало обсудить в ближайшем университете. И, кстати, реальный год не больше, а меньше 365.25 суток.
Смелый человек не стал бы совершать самоубийство из-за ошибки, которая испортила жизнь ему и Марте, но вполне поправима. А уж если совершает самоубийство, пусть палит себе в голову, а не в воздух.
Барон - эгоист-солипсист, склонный к эпатажу. Родись он бедным простолюдином, на его фантазии никто не обратил бы внимания, а если бы обратили - сожгли бы на костре.
Однако всё сказанное не делает фильм слабым. Фильм - шедевр.
Да-да, лучик такой ути-пути, семье и Марте жизнь испортил, героя Кваши постоянно в ступор загоняет, герцогу не даёт делом заниматься и, что самое неприятное, постоянно любуется в зеркальце: а каков я, г-да бюргеры и всяческие фрау, во даю!
Не приведи такого друга в жизни. И нет у него друзей - только восторженые зрители, поклонники и рабы вроде Томаса. Убрать этого зазнайку из фильма и сократить до одной серии - был бы шедевр. А так...
№204 Ярослав Нефёдов
Уж и не знаю, что все нашли в этом фильме. По-моему, бред бредом. Вместо того, чтобы заниматься чем-то полезным, помогать людям, барон выпендривается, как может, и пытается потешить своё самолюбие, не думая ни о своей любимой, ни о других, а только о себе. Вот и всё.
Cлышу слова такого же постылого обывателя какие окружали барона... Барон в этом обществе лучик солнца призванный радовать людей и заставлять верить в добрые чудеса но всегда находятся те которым надо что бы все вокруг ходили в сером и ровными шеренгами и барон их раздражает не чем то плохим а именно свободомыслием и тем что при своем высоком социальном ранге ведет себя как хочет а не как солидный субъект с титулом, хорошей родословной и воинскими заслугами который должен ходить гордо выпятив подбородок, выпятив грудь и образцово показательно сорить деньгами устраивая пиры и балы в своем замке а не в простецком кабаке . А кто-то так вообще видит в бароне средство нажиться или возвыситься морально унизив его до статуса городского дурачка :( Вечный сюжет нашей пошлой жизни от времен Диогена до наших . :(
№204 Ярослав Нефёдов
Уж и не знаю, что все нашли в этом фильме. По-моему, бред бредом. Вместо того, чтобы заниматься чем-то полезным, помогать людям, барон выпендривается, как может, и пытается потешить своё самолюбие, не думая ни о своей любимой, ни о других, а только о себе. Вот и всё.
Так "полезных делом" по ТВ каждый день показывают, надоели хуже горькой редьки, а тут... Да плюньте на барона, любуйтесь героями Броневого и его окружения.
- Война... Это, понимаете, война!
- Чем ему Англия не угодила...
- Мне в этом, однобортном? Да вы знаете, что в однобортном уже никто не воюет.
Очень жаль, что вы посчитали барона главным героем.
Уж и не знаю, что все нашли в этом фильме. По-моему, бред бредом. Вместо того, чтобы заниматься чем-то полезным, помогать людям, барон выпендривается, как может, и пытается потешить своё самолюбие, не думая ни о своей любимой, ни о других, а только о себе. Вот и всё.
№198 pescados
Ну да, настоящий поступок правдолюбца - жениться ради денег.
Жанне д'Арк при этом отказал, зная, что в будущем встретит Марту, а этой - не смог.
Путаетесь в показаниях, гражданин барон!
Его родители сосватали еще в детстве . Причем оба рода были явно не бедными . Династический брак и барон тут ни причем. Сначала он был мал а потом считал в силу воспитания что все так и должно быть и прозрел только после появления Марты.
№137 Анита95
У меня не находится слов, чтобы описать то впечатление, которое при каждом новом просмотре производит на меня этот киношедевр. Это не просто любимый фильм - это нечто большее. Вообще, о человеке многое можно сказать, судя по его отношению к данной картине. Если он называет её "нелепым фарсом", а то и полагает, что не надо было барону так ломаться, и что стать для видимости "как все" - не такая уж плохая затея, - это вызовет у меня понимающий обречённо-иронический вздох, так как подобный индивид, скорее всего, зануда и формалист - под стать мюнхгаузеновскому окружению. Если же он симпатизирует главному герою - вероятно, передо мной крайне неординарная и свободолюбивая персона.
Я давно заметила, что все работы Захарова отличаются глубиной(которую, к сожалению, не всегда осознают даже их поклонники!..), но эта, наверное, в особенности. Лично я на протяжении всего фильма не устаю восхищаться Мюнхгаузеном - этой сильнейшей личностью, готовой до последнего отстаивать свою правду. И ведь де-факто он почти победил окружающих его людей, лживых и приземлённых - как они теряются в ответ на его остроумные реплики! Но внешне все они сильнее его, и противостоять этой безликой массе ох как трудно... Правда, у Мюнхгаузена это получалось, и он дошёл бы до победного конца, если бы не... возлюбленная, вроде бы как самый близкий и понимающий человек.
Да, первое впечатление о ней складывается именно такое - эдакий луч света в тёмном царстве. Однако по ходу действия выясняется, насколько это представление ошибочно. Вот в "Обыкновенном чуде" жена волшебника говорит : "Я знала, за кого иду замуж". А Марта, по-видимому, не знала. Быть может, просто подумала : "здесь весело"(с) : летай себе на Луну, беседуй с Ньютоном и Шекспиром - не соскучишься! А при необходимости можно и притвориться Таким, Как Все. Не насовсем. Мне почему-то всегда казалось, что человека, которого любишь, нужно принимать таким, какой он есть, и не стремиться его изменить. Да, в каких-то мелочах некоторые уступки возможны, но, чёрт возьми, Честь и Достоинство - это не мелочи! И дело даже не столько в 32-м мая(хотя я - серьёзно - вполне верю, что Мюнхгаузен прав - всё равно ведь в мире нет ничего абсолютно точного, и погрешность измерения очень даже имеет место, в том числе и в плане времени). А в том, что ему пришлось бы соврать, чего он, по собственному убеждению, да и в действительности - никогда не делает.
Но тем не менее чувство Мюнхгаузена было настолько сильным, что ради любимой он совершил, пожалуй, одну из самых страшных вещей - самоизмену. Но отказ от лишнего дня весны - это ещё полбеды. Надобно ещё и от своих "богомерзких фантазий" отречься. Boт это уже, я считаю, ни в какие ворота не лезет, но Мюнхгаузен пошёл и на это! Хотя какая-то гордость в нём всё же осталась, иначе он суицид не инсценировал.
Итак, вот и стал он Обыкновенным Человеком. Ужасно и безысходно было мне смотреть на "садовника Мюллера", рассуждающего о выгоде своих цветочков... Но он таки изменился - ради неё! Разбогател, стал Как Все - ну казалось бы, живи и радуйся! - нет! Ей всё ОстОчЕртелО. "Мюллер" изменился снова, вернул наконец себя - опять не слава богу!..
Но вот Мюнхгаузен умер - и тут же стал великим сыном Отечества. Ему ставят памятники, ему посвящают шлягеры, его приключения тиражируют. Чуть ли не со слезами на глазах произносятся речи о том, как несправедливы были к нему современники, и что многих гениев оценивают лишь после смерти. И 32-е мая-то, оказывается, существует и, более того, введено в ранг государственного праздника! Поражаюсь всеобщему лицемерию и хамелеонству, которое, впрочем, ещё достигнет своего апогея ближе к финалу фильма. Фома неверующий - пастор, жена и сын, спящие и видящие себя собственниками имущества "полоумного барона" (ну, то есть трогательно заботящиеся о нём), трусливый и вообще малоприятный "друг семьи" : "-Вызовите его на дуэль! -Это исключено! Во-первых, он меня убьёт...", герцог-формалист("В двубортном уже никто не воюет!"), помешанный на кройке и шитье - все эти образы настолько живы и актуальны, что просто диву даёшься. Правда, вот Феофил всё же дал мне повод заподозрить его в какой-никакой, а искренности. Необязательно ж ему было так убиваться из-за кончины любимого папеньки, с которым он ещё совсем недавно намыливался стреляться. Верно он сказал "Мы все убили его!" На самом деле у него есть хорошие задатки, но властная матушка не позволяет им развиться.
И всё бы хорошо было, кабы Верный Сын Отечества внезапно не воскрес, подумав(и весьма наивно, надо сказать), что, вернув себя, он вернёт Марту. Скорбящим родственникам и друзьям семьи такой расклад, разумеется, никак не мог прийтись по нраву : для них хороший Мюнхгаузен - это мёртвый Мюнхгаузен! Суд с его вполне предсказуемым, казалось бы, исходом, и вдруг - единственный свидетель защиты! Заседание свёртывается мгновенно!
К слову, "лучший друг" внезапно ослеп и полностью доверился воле суда. Не так-то трудно догадаться, какова была причина его нежданного недуга : бургомистр, как он сам сказал прямым текстом, находился на службе, и, окажись впоследствии его решение, что называется, непопулярным, ему грозили бы ба-альшие неприятности. А может, и не грозили бы, но лучше перестраховаться.
Наконец-то - экспертиза! Можно заняться настоящим делом! Но Марта соглашается принять условия "близких друзей барона" и решает сказать, что он-де садовник. Не верила, выходит, в его силы. Прочие, разумеется, тоже не верили. Но, как правильно сказал Феофил, "они-то современники, а мы - семья!" Марта - вроде бы самый близкий человек, а выходит "и ты, Брут". Это "Я предам тебя..." было сказано ей с горечью и одновременно с такой нескрываемой гордостью, словно она подвиг во имя него совершает.
И затем, когда Марта припадала к стопам Его Высочества и молила помиловать её "ненормального мужа", мне вспомнился эпизод из андреевского "Иуды Искариота", когда в Иисуса начали кидать камни, а Иуда сказал им : мол, да отстаньте вы от него, он такой же обманщик, как и вы, славы ему хочется, богатства. Иисус же тем временем успел уйти. Спас жизнь?.. Да едва ли.
Наконец, финал. Пожалуй, наиболее выразительный. Всё как по маслу, вдруг - "они положили сырой порох!"("Ну не убийцы же мы!" - правильно, не убийцы - хуже) Снова моё отношение к Марте несколько изменилось. Вот теперь она сделала действительно правильный шаг. Томас приносит сухой(вот она, как поняла я в конце концов - единственная душа, хоть как-то понимающая Мюнхгаузена - и всё это абсолютно искренне, а не потому, что "ну барин же"!), и Карл Иероним собирается осуществить своё намерение, но... Зрители(будет верней сказать именно так) в панике : такого исхода событий они ну никак не предусматривали! Становится ясно, что всё - не исключая и герцогскую особу - взлетит на воздух. И садовник Мюллер моментально трансформируется в Мюнхгаузена, чудом - ура! ура! ура! - воскресшего! (И сразу чеховский "Хамелеон" вспоминается). Не за Мюнхгаузена же они испугались - на него-то тьфу - а за собственную шкурку. А когда вопрос стоит о ней, бароном можно признать хоть трактирщика.
Якобина сказала как-то : "Правда - это то, что на данный момент считается правдой". Это не просто какая-то фраза - это девиз всего их общества. А на данный момент правдой считается то, что Мюнхгаузен - это Мюнхгаузен. И тут же все прозрели!.. И (экс-)жена признала (экс-)мужа, и сын отца, и друг - друга! Минуты не прошло, как свершилась сия чудная метаморфоза! И на Луну-то он, оказывается, таки летал! И даже Якобина ему компанию составляла! Просто чудеса в решете, да и только!..
Это всё, конец конца. И Карл-то это понимал. Его фраза "Барон Мюнхгаузен славен не тем, что летал или не летал на Луну, а тем, что не врёт" - в ней всё. Он, в отличие от всей этой серой массы, был принципиален - не до формализма, впрочем. Посему-то и отправился в своё дальнее путешествие.
Когда смотрю финальную сцену, у меня возникает какое-то странное труднообъяснимое ощущение, посещающее меня иногда... единения с вечностью, что ли?.. Плюс ещё мелодия, конечно, необычайная совершенно мелодия. Она чем-то напоминает мне прекрасную музыку, которую слышу иногда во сне, - тогда я наслаждаюсь ею, а, просыпаясь, начисто её забываю, помню только, что звуки были просто великолепными. Проникнутая мотивом светлой грусти, да ещё этот орган...
Что же касается собственно поднятия Мюнхгаузена к небесам, то это не просто какое-то телодвижение, а целый символ, и толковать его можно совершенно по-разному. Я насчитала трактовок пять. И что он жертвует жизнью во имя правды, и что это означает бессмертие его души... Мне же ближе всего такая мысль : он всё-таки слетает на Луну(не будь он Карл Иероним Фридрих!..), а потом через много тысяч лет вернётся... Никого из тогда живущих, ясен пень, уже не останется, но, быть может, будут новые люди, новое общество - правды, а не лжи...
Да уж, зашел почитать спустя время, что тут народ пишет о любимом мною (и, слава Богу, не только мною) бароне, и мягко говоря, опешил...) Думаю, если бы его судили господа- авторы последних сообщений, до досталось бы бедняге о-го-го, герцог и компания просто дети!)) Если серьезно, то ребята, я надеюсь что вы все это в шутку, иначе печаль...)
Ну да, настоящий поступок правдолюбца - жениться ради денег.
Жанне д'Арк при этом отказал, зная, что в будущем встретит Марту, а этой - не смог.
Путаетесь в показаниях, гражданин барон!
№150 Олег_32
Ведь цель-то требований (к Англии) была справедливой! Народ хотел, быть свободным от заморского владычества!
В то время американские колонии считали себя частью Англии и только завышенные торговые пошлины заставили американцев квакать. А "стать свободным от заморского владычества" и прочий бред было отрепетировано значительно позже.
отзывы
Да-да, лучик такой ути-пути, семье и Марте жизнь испортил, героя Кваши постоянно в ступор загоняет, герцогу не даёт делом заниматься и, что самое неприятное, постоянно любуется в зеркальце: а каков я, г-да бюргеры и всяческие фрау, во даю!
Не приведи такого друга в жизни. И нет у него друзей - только восторженые зрители, поклонники и рабы вроде Томаса. Убрать этого зазнайку из фильма и сократить до одной серии - был бы шедевр. А так...
И каким таким делом занимается герцог? Поднимает низ снизу?
А мне всю дорогу почему-то нравились и герцог и бургомистр...И вообще мне почему-то кажется, что баронесса таки любила Мюнхаузена, весьма по-своему, но в чем-то посильнее Марточки. Может просто как мужика)) "Не торопитесь стать вдовой Мюнхаузена.Это место пока занято")))
... Когда-то, лет 30 назад, я полагал так же. Однако с тех пор сильно пересмотрел позицию. Простые вопросы: барон порядочный человек? Он умный человек? Смелый?
Порядочный человек не стал бы морочить голову Марте, пока не развёлся с нелюбимой женой.
Умный человек не стал бы выносить на судебное заседание вопрос, который следовало обсудить в ближайшем университете. И, кстати, реальный год не больше, а меньше 365.25 суток.
Смелый человек не стал бы совершать самоубийство из-за ошибки, которая испортила жизнь ему и Марте, но вполне поправима. А уж если совершает самоубийство, пусть палит себе в голову, а не в воздух.
Барон - эгоист-солипсист, склонный к эпатажу. Родись он бедным простолюдином, на его фантазии никто не обратил бы внимания, а если бы обратили - сожгли бы на костре.
Однако всё сказанное не делает фильм слабым. Фильм - шедевр.
... Cлышу слова такого же постылого обывателя какие окружали барона... Барон в этом обществе лучик солнца призванный радовать людей и заставлять верить в добрые чудеса но всегда находятся те которым надо что бы все вокруг ходили в сером и ровными шеренгами и барон их раздражает не чем то плохим а именно свободомыслием и тем что при своем высоком социальном ранге ведет себя как хочет а не как солидный субъект с титулом, хорошей родословной и воинскими заслугами который должен ходить гордо выпятив подбородок, выпятив грудь и образцово показательно сорить деньгами устраивая пиры и балы в своем замке а не в простецком кабаке . А кто-то так вообще видит в бароне средство нажиться или возвыситься морально унизив его до статуса городского дурачка :( Вечный сюжет нашей пошлой жизни от времен Диогена до наших . :(
Порядочный человек не стал бы морочить голову Марте, пока не развёлся с нелюбимой женой.
Умный человек не стал бы выносить на судебное заседание вопрос, который следовало обсудить в ближайшем университете. И, кстати, реальный год не больше, а меньше 365.25 суток.
Смелый человек не стал бы совершать самоубийство из-за ошибки, которая испортила жизнь ему и Марте, но вполне поправима. А уж если совершает самоубийство, пусть палит себе в голову, а не в воздух.
Барон - эгоист-солипсист, склонный к эпатажу. Родись он бедным простолюдином, на его фантазии никто не обратил бы внимания, а если бы обратили - сожгли бы на костре.
Однако всё сказанное не делает фильм слабым. Фильм - шедевр.
Не приведи такого друга в жизни. И нет у него друзей - только восторженые зрители, поклонники и рабы вроде Томаса. Убрать этого зазнайку из фильма и сократить до одной серии - был бы шедевр. А так...
Уж и не знаю, что все нашли в этом фильме. По-моему, бред бредом. Вместо того, чтобы заниматься чем-то полезным, помогать людям, барон выпендривается, как может, и пытается потешить своё самолюбие, не думая ни о своей любимой, ни о других, а только о себе. Вот и всё.
Уж и не знаю, что все нашли в этом фильме. По-моему, бред бредом. Вместо того, чтобы заниматься чем-то полезным, помогать людям, барон выпендривается, как может, и пытается потешить своё самолюбие, не думая ни о своей любимой, ни о других, а только о себе. Вот и всё.
- Война... Это, понимаете, война!
- Чем ему Англия не угодила...
- Мне в этом, однобортном? Да вы знаете, что в однобортном уже никто не воюет.
Очень жаль, что вы посчитали барона главным героем.
Ну да, настоящий поступок правдолюбца - жениться ради денег.
Жанне д'Арк при этом отказал, зная, что в будущем встретит Марту, а этой - не смог.
Путаетесь в показаниях, гражданин барон!
У меня не находится слов, чтобы описать то впечатление, которое при каждом новом просмотре производит на меня этот киношедевр. Это не просто любимый фильм - это нечто большее. Вообще, о человеке многое можно сказать, судя по его отношению к данной картине. Если он называет её "нелепым фарсом", а то и полагает, что не надо было барону так ломаться, и что стать для видимости "как все" - не такая уж плохая затея, - это вызовет у меня понимающий обречённо-иронический вздох, так как подобный индивид, скорее всего, зануда и формалист - под стать мюнхгаузеновскому окружению. Если же он симпатизирует главному герою - вероятно, передо мной крайне неординарная и свободолюбивая персона.
Я давно заметила, что все работы Захарова отличаются глубиной(которую, к сожалению, не всегда осознают даже их поклонники!..), но эта, наверное, в особенности. Лично я на протяжении всего фильма не устаю восхищаться Мюнхгаузеном - этой сильнейшей личностью, готовой до последнего отстаивать свою правду. И ведь де-факто он почти победил окружающих его людей, лживых и приземлённых - как они теряются в ответ на его остроумные реплики! Но внешне все они сильнее его, и противостоять этой безликой массе ох как трудно... Правда, у Мюнхгаузена это получалось, и он дошёл бы до победного конца, если бы не... возлюбленная, вроде бы как самый близкий и понимающий человек.
Да, первое впечатление о ней складывается именно такое - эдакий луч света в тёмном царстве. Однако по ходу действия выясняется, насколько это представление ошибочно. Вот в "Обыкновенном чуде" жена волшебника говорит : "Я знала, за кого иду замуж". А Марта, по-видимому, не знала. Быть может, просто подумала : "здесь весело"(с) : летай себе на Луну, беседуй с Ньютоном и Шекспиром - не соскучишься! А при необходимости можно и притвориться Таким, Как Все. Не насовсем. Мне почему-то всегда казалось, что человека, которого любишь, нужно принимать таким, какой он есть, и не стремиться его изменить. Да, в каких-то мелочах некоторые уступки возможны, но, чёрт возьми, Честь и Достоинство - это не мелочи! И дело даже не столько в 32-м мая(хотя я - серьёзно - вполне верю, что Мюнхгаузен прав - всё равно ведь в мире нет ничего абсолютно точного, и погрешность измерения очень даже имеет место, в том числе и в плане времени). А в том, что ему пришлось бы соврать, чего он, по собственному убеждению, да и в действительности - никогда не делает.
Но тем не менее чувство Мюнхгаузена было настолько сильным, что ради любимой он совершил, пожалуй, одну из самых страшных вещей - самоизмену. Но отказ от лишнего дня весны - это ещё полбеды. Надобно ещё и от своих "богомерзких фантазий" отречься. Boт это уже, я считаю, ни в какие ворота не лезет, но Мюнхгаузен пошёл и на это! Хотя какая-то гордость в нём всё же осталась, иначе он суицид не инсценировал.
Итак, вот и стал он Обыкновенным Человеком. Ужасно и безысходно было мне смотреть на "садовника Мюллера", рассуждающего о выгоде своих цветочков... Но он таки изменился - ради неё! Разбогател, стал Как Все - ну казалось бы, живи и радуйся! - нет! Ей всё ОстОчЕртелО. "Мюллер" изменился снова, вернул наконец себя - опять не слава богу!..
Но вот Мюнхгаузен умер - и тут же стал великим сыном Отечества. Ему ставят памятники, ему посвящают шлягеры, его приключения тиражируют. Чуть ли не со слезами на глазах произносятся речи о том, как несправедливы были к нему современники, и что многих гениев оценивают лишь после смерти. И 32-е мая-то, оказывается, существует и, более того, введено в ранг государственного праздника! Поражаюсь всеобщему лицемерию и хамелеонству, которое, впрочем, ещё достигнет своего апогея ближе к финалу фильма. Фома неверующий - пастор, жена и сын, спящие и видящие себя собственниками имущества "полоумного барона" (ну, то есть трогательно заботящиеся о нём), трусливый и вообще малоприятный "друг семьи" : "-Вызовите его на дуэль! -Это исключено! Во-первых, он меня убьёт...", герцог-формалист("В двубортном уже никто не воюет!"), помешанный на кройке и шитье - все эти образы настолько живы и актуальны, что просто диву даёшься. Правда, вот Феофил всё же дал мне повод заподозрить его в какой-никакой, а искренности. Необязательно ж ему было так убиваться из-за кончины любимого папеньки, с которым он ещё совсем недавно намыливался стреляться. Верно он сказал "Мы все убили его!" На самом деле у него есть хорошие задатки, но властная матушка не позволяет им развиться.
И всё бы хорошо было, кабы Верный Сын Отечества внезапно не воскрес, подумав(и весьма наивно, надо сказать), что, вернув себя, он вернёт Марту. Скорбящим родственникам и друзьям семьи такой расклад, разумеется, никак не мог прийтись по нраву : для них хороший Мюнхгаузен - это мёртвый Мюнхгаузен! Суд с его вполне предсказуемым, казалось бы, исходом, и вдруг - единственный свидетель защиты! Заседание свёртывается мгновенно!
К слову, "лучший друг" внезапно ослеп и полностью доверился воле суда. Не так-то трудно догадаться, какова была причина его нежданного недуга : бургомистр, как он сам сказал прямым текстом, находился на службе, и, окажись впоследствии его решение, что называется, непопулярным, ему грозили бы ба-альшие неприятности. А может, и не грозили бы, но лучше перестраховаться.
Наконец-то - экспертиза! Можно заняться настоящим делом! Но Марта соглашается принять условия "близких друзей барона" и решает сказать, что он-де садовник. Не верила, выходит, в его силы. Прочие, разумеется, тоже не верили. Но, как правильно сказал Феофил, "они-то современники, а мы - семья!" Марта - вроде бы самый близкий человек, а выходит "и ты, Брут". Это "Я предам тебя..." было сказано ей с горечью и одновременно с такой нескрываемой гордостью, словно она подвиг во имя него совершает.
И затем, когда Марта припадала к стопам Его Высочества и молила помиловать её "ненормального мужа", мне вспомнился эпизод из андреевского "Иуды Искариота", когда в Иисуса начали кидать камни, а Иуда сказал им : мол, да отстаньте вы от него, он такой же обманщик, как и вы, славы ему хочется, богатства. Иисус же тем временем успел уйти. Спас жизнь?.. Да едва ли.
Наконец, финал. Пожалуй, наиболее выразительный. Всё как по маслу, вдруг - "они положили сырой порох!"("Ну не убийцы же мы!" - правильно, не убийцы - хуже) Снова моё отношение к Марте несколько изменилось. Вот теперь она сделала действительно правильный шаг. Томас приносит сухой(вот она, как поняла я в конце концов - единственная душа, хоть как-то понимающая Мюнхгаузена - и всё это абсолютно искренне, а не потому, что "ну барин же"!), и Карл Иероним собирается осуществить своё намерение, но... Зрители(будет верней сказать именно так) в панике : такого исхода событий они ну никак не предусматривали! Становится ясно, что всё - не исключая и герцогскую особу - взлетит на воздух. И садовник Мюллер моментально трансформируется в Мюнхгаузена, чудом - ура! ура! ура! - воскресшего! (И сразу чеховский "Хамелеон" вспоминается). Не за Мюнхгаузена же они испугались - на него-то тьфу - а за собственную шкурку. А когда вопрос стоит о ней, бароном можно признать хоть трактирщика.
Якобина сказала как-то : "Правда - это то, что на данный момент считается правдой". Это не просто какая-то фраза - это девиз всего их общества. А на данный момент правдой считается то, что Мюнхгаузен - это Мюнхгаузен. И тут же все прозрели!.. И (экс-)жена признала (экс-)мужа, и сын отца, и друг - друга! Минуты не прошло, как свершилась сия чудная метаморфоза! И на Луну-то он, оказывается, таки летал! И даже Якобина ему компанию составляла! Просто чудеса в решете, да и только!..
Это всё, конец конца. И Карл-то это понимал. Его фраза "Барон Мюнхгаузен славен не тем, что летал или не летал на Луну, а тем, что не врёт" - в ней всё. Он, в отличие от всей этой серой массы, был принципиален - не до формализма, впрочем. Посему-то и отправился в своё дальнее путешествие.
Когда смотрю финальную сцену, у меня возникает какое-то странное труднообъяснимое ощущение, посещающее меня иногда... единения с вечностью, что ли?.. Плюс ещё мелодия, конечно, необычайная совершенно мелодия. Она чем-то напоминает мне прекрасную музыку, которую слышу иногда во сне, - тогда я наслаждаюсь ею, а, просыпаясь, начисто её забываю, помню только, что звуки были просто великолепными. Проникнутая мотивом светлой грусти, да ещё этот орган...
Что же касается собственно поднятия Мюнхгаузена к небесам, то это не просто какое-то телодвижение, а целый символ, и толковать его можно совершенно по-разному. Я насчитала трактовок пять. И что он жертвует жизнью во имя правды, и что это означает бессмертие его души... Мне же ближе всего такая мысль : он всё-таки слетает на Луну(не будь он Карл Иероним Фридрих!..), а потом через много тысяч лет вернётся... Никого из тогда живущих, ясен пень, уже не останется, но, быть может, будут новые люди, новое общество - правды, а не лжи...
Жанне д'Арк при этом отказал, зная, что в будущем встретит Марту, а этой - не смог.
Путаетесь в показаниях, гражданин барон!
Ведь цель-то требований (к Англии) была справедливой! Народ хотел, быть свободным от заморского владычества!