у мальчика не обнаружилось никого из старших друзей, к кому бы он мог обратиться за помощью в трудной жизненной ситуации - например, к пионервожатому их отряда
Пионервожатая к нему приходила. Трижды! Это она сказала уборщице в коридоре. Но мальчик ей дверь не открыл, так как уже к тому времени растратил все деньги и никому двери не открывал, боясь прачки.
№148 Александр В.М.
Чего стОит одна крохотная сценка: прочитав надпись на компасе, инженер Грачковский сразу же пишет текст телеграммы "куда надо"!) )
В фильме секретный инженер Грачковский, осознав, что малолетний сын его боевого друга Баташова путешествует под чужой фамилией в окружении подозрительных мужчин, один из которых зачем-то шляется по его огороду, а другой -с кривой рожей бродит по пароходу, телеграфирует на квартиру другу Баташова — Половцеву по адресу ул. Кирова, 35. Это у Чистых прудов. А вот попадает телеграмма "куда надо"
Историю с растратой Гайдар добавил для "проходимости" книги. В своих дневниках он упоминал, что речь идёт как раз о том, что отца Сергея именно репрессировали, а не посадили как банального уголовника. История с растратами "красных директоров" в большей степени относилась к 20-м, к эпохе НЭПа.
Кстати, можно вычислить чётко время действия книги, обращаясь к её тексту.
"Но тут окончились распределители, разные талоны, хлебные карточки. Стал народ жить получше, побогаче" (С)
Отмена карточек - это 1935 год, начало эпохи так называемого "сталинского неоНЭПа" (по определению историка Вадима Роговина).
Далее - описание жизни, которая продолжалась, по-видимому, года полтора.
"Пришла наконец весна, и отца моего отдали под суд" (С)
То есть отец был арестован весной 1936 года.
"Два года пронеслись быстро и бестолково" (С)
То есть основные события повести происходят летом 1938 года.
Кстати...
обращаюсь к тем, кто управляет страничкой "Информация о фильме" - правды ради - в тексте аннотации закралась, надеюсь, случайная опечатка - горною кручей на бой неминучий идёт не боевой отряд, а КРАСНЫЙ... По крайней мере, Баташов-старший поёт именно так.
"Судьба барабанщика" - один из тех редких случаев экранизаций, когда и фильм и книга по-своему замечательны, так что интересно и читать, и смотреть (или наоборот))) Как и в ленинградских "Зелёных цепочках", например...
Кажется, мне ясно, почему "растрату" заменили на "потерю секретного документа" - это намного полезнее для воспитания подрастающего поколения и хорошо соотносится с идеей "учиться хранить военную тайну". Вспомните, как подробно показана сцена передачи пакета: спросить имя, проверить документы, расписаться в получении, крупно надпись "Сов.секретно"... А отец Серёжи так влюблён в свою новую жену, что верит всем близким и оставляет секретный пакет на столе. Или наоборот, он расстроен тем, что она не пошла с ними в кино и, по словам Серёжи, совсем не "на сборах"? Тем не менее, он реально виновен и достойно принимает постигшее его наказание.
(вообще, радостно поражает в фильме большое количество настоящих мужчин - с которых мальчишки безусловно могут брать пример... Чего стОит одна крохотная сценка: прочитав надпись на компасе, инженер Грачковский сразу же пишет текст телеграммы "куда надо"!)
Так что все дальнейшие книжные и киношные "злоключения" мальчика - это способ повлиять на подрастающее поколение методом "учись на чужих ошибках".
Наверно, именно этим можно объяснить досадную странность сюжета: у мальчика не обнаружилось никого из старших друзей, к кому бы он мог обратиться за помощью в трудной жизненной ситуации - например, к пионервожатому их отряда...
А вот что безусловно в версии 1955 года понравилось, так это отражение тогдашней довоенной жизни, наполненность досуга всевозможными видами занятий. Паренёк с явной охотой приобрёл фотоаппарат, значит, хотел... и знал, что несложно достать пластинки-плёнки-проявитель-закрепитель. А мальчик Славка показывает увлечённость авиамоделизмом - не у себя дома, а в кружке-секции где-то в парке культуры... А сколько людей на улицах! При таком стечении народа "брат Шаляпина" был вынужден отдать Серёже пакет его отца...
Вообщем, что ни сцена, то или памятник эпохи или воспитательный момент! ))
Гайдар прекрасный детский писатель. Добрый и правдивый. Фильм очень хороший.
Именно так и было, не надо думать, что шпионы и бандиты, работающие на них, были вымышленными героями. Всё это было и есть, время это доказывает.
Я получил немалое удовольствие, прочитав некоторые мнения уважаемых форумчан, в которых и Авторам фильма и даже самому Гайдару приписывают "скрытую борьбу с режимом". Статья 58 подменена на "растрату", травматическая ампутация пальца - "следы пыток". Точь в точь как в юмористическом рассказе Аркадия Аверченко "Корибу".
Я догадываюсь, почему некоторым приходят в голову такие мысли. Это результат неумного освещения процессов в сфере культуры в СССР. Посмотришь некоторые, казалось бы, профессиональные телепередачи о кинематографе... нам пытаются привить мнение, что деятели культуры в СССР только и делали, что "тайно боролись" с НКВД-КГБ, парткомами, худсоветами и проч. А ведь это просто чушь, пустота...
Гайдар - никакой не юморист и не мистификатор, а Патриот своей страны, он не делал глупых намёков, а прививал молодёжи нравственные ценности.
И повесть и фильм - просто памятники истории и культуры.
Сюжет так увлёк, что посмотрела сразу ещё и более позднюю экранизацию и прочла саму повесть.
Оба фильма по-своему хороши, для меня фильмы и повесть получились, как дополнение друг друга)
В кино 76 г больше деталей и замечательнейшая песня "Я это сделать должен!" (запомню), а в повести необычный язык писателя, тонкости состояний.
Везде актёры создали яркие образы, только мне они больше понравились в старом фильме, в новом только 'дядя' и когда старуха с сыном сидят поют - прямо как до революции.
Здорово видеть, как Сергей учится на своих ошибках, как постепенно осознаёт во что он ввязался и его сильное решение в конце!
То, что он не захотел поехать в лагерь, понятно, для эго трудно, после всего случившегося и отношения к нему детей и также понятно его доверие к 'дяде', как потребность в старшем товарище, за которым можно идти, подражать, тем более этот 'дядя' далеко не 'серенький' персонаж и тут есть надежда на что-то хорошее.
Шпион умный и хороший психолог, только Серёжа оказался пытливым мальчиком - это ему и помогло.
№143 Иванова Надежда Николаевна
Сейчас мальчишки другие, взрослые мужчины мало уделяют им внимания. Да, и на каких примерах их воспитывать?
Тогда бывали такие мальчишки, как в фильме "Офицеры", которые били всех кто по "их" улице ходит, сейчас такие, что то незаметны. А мужчины, если сейчас начнут уделять мальчишкам много внимания, то их сразу понятно в чём обвинят
Иванова Надежда Николаевна (Чебоксары) 08.06.2020 - 14:41:38
Фильм понравился. Очень хорошо сыграны детские роли. Сережа добрый, наивный мальчишка, взрослеет по ходу фильма. Очень тонко показано, как отцы воспитывают своих сыновей. Сейчас мальчишки другие, взрослые мужчины мало уделяют им внимания. Да, и на каких примерах их воспитывать?
отзывы
Пионервожатая к нему приходила. Трижды! Это она сказала уборщице в коридоре. Но мальчик ей дверь не открыл, так как уже к тому времени растратил все деньги и никому двери не открывал, боясь прачки.
Чего стОит одна крохотная сценка: прочитав надпись на компасе, инженер Грачковский сразу же пишет текст телеграммы "куда надо"!) )
Кстати, можно вычислить чётко время действия книги, обращаясь к её тексту.
"Но тут окончились распределители, разные талоны, хлебные карточки. Стал народ жить получше, побогаче" (С)
Отмена карточек - это 1935 год, начало эпохи так называемого "сталинского неоНЭПа" (по определению историка Вадима Роговина).
Далее - описание жизни, которая продолжалась, по-видимому, года полтора.
"Пришла наконец весна, и отца моего отдали под суд" (С)
То есть отец был арестован весной 1936 года.
"Два года пронеслись быстро и бестолково" (С)
То есть основные события повести происходят летом 1938 года.
обращаюсь к тем, кто управляет страничкой "Информация о фильме" - правды ради - в тексте аннотации закралась, надеюсь, случайная опечатка - горною кручей на бой неминучий идёт не боевой отряд, а КРАСНЫЙ... По крайней мере, Баташов-старший поёт именно так.
Спасибо! Исправлено
Кажется, мне ясно, почему "растрату" заменили на "потерю секретного документа" - это намного полезнее для воспитания подрастающего поколения и хорошо соотносится с идеей "учиться хранить военную тайну". Вспомните, как подробно показана сцена передачи пакета: спросить имя, проверить документы, расписаться в получении, крупно надпись "Сов.секретно"... А отец Серёжи так влюблён в свою новую жену, что верит всем близким и оставляет секретный пакет на столе. Или наоборот, он расстроен тем, что она не пошла с ними в кино и, по словам Серёжи, совсем не "на сборах"? Тем не менее, он реально виновен и достойно принимает постигшее его наказание.
(вообще, радостно поражает в фильме большое количество настоящих мужчин - с которых мальчишки безусловно могут брать пример... Чего стОит одна крохотная сценка: прочитав надпись на компасе, инженер Грачковский сразу же пишет текст телеграммы "куда надо"!)
Так что все дальнейшие книжные и киношные "злоключения" мальчика - это способ повлиять на подрастающее поколение методом "учись на чужих ошибках".
Наверно, именно этим можно объяснить досадную странность сюжета: у мальчика не обнаружилось никого из старших друзей, к кому бы он мог обратиться за помощью в трудной жизненной ситуации - например, к пионервожатому их отряда...
А вот что безусловно в версии 1955 года понравилось, так это отражение тогдашней довоенной жизни, наполненность досуга всевозможными видами занятий. Паренёк с явной охотой приобрёл фотоаппарат, значит, хотел... и знал, что несложно достать пластинки-плёнки-проявитель-закрепитель. А мальчик Славка показывает увлечённость авиамоделизмом - не у себя дома, а в кружке-секции где-то в парке культуры... А сколько людей на улицах! При таком стечении народа "брат Шаляпина" был вынужден отдать Серёже пакет его отца...
Вообщем, что ни сцена, то или памятник эпохи или воспитательный момент! ))
Именно так и было, не надо думать, что шпионы и бандиты, работающие на них, были вымышленными героями. Всё это было и есть, время это доказывает.
Я догадываюсь, почему некоторым приходят в голову такие мысли. Это результат неумного освещения процессов в сфере культуры в СССР. Посмотришь некоторые, казалось бы, профессиональные телепередачи о кинематографе... нам пытаются привить мнение, что деятели культуры в СССР только и делали, что "тайно боролись" с НКВД-КГБ, парткомами, худсоветами и проч. А ведь это просто чушь, пустота...
Гайдар - никакой не юморист и не мистификатор, а Патриот своей страны, он не делал глупых намёков, а прививал молодёжи нравственные ценности.
И повесть и фильм - просто памятники истории и культуры.
Оба фильма по-своему хороши, для меня фильмы и повесть получились, как дополнение друг друга)
В кино 76 г больше деталей и замечательнейшая песня "Я это сделать должен!" (запомню), а в повести необычный язык писателя, тонкости состояний.
Везде актёры создали яркие образы, только мне они больше понравились в старом фильме, в новом только 'дядя' и когда старуха с сыном сидят поют - прямо как до революции.
Здорово видеть, как Сергей учится на своих ошибках, как постепенно осознаёт во что он ввязался и его сильное решение в конце!
То, что он не захотел поехать в лагерь, понятно, для эго трудно, после всего случившегося и отношения к нему детей и также понятно его доверие к 'дяде', как потребность в старшем товарище, за которым можно идти, подражать, тем более этот 'дядя' далеко не 'серенький' персонаж и тут есть надежда на что-то хорошее.
Шпион умный и хороший психолог, только Серёжа оказался пытливым мальчиком - это ему и помогло.
Сейчас мальчишки другие, взрослые мужчины мало уделяют им внимания. Да, и на каких примерах их воспитывать?