Игорь, еще один, очень важный, момент, о котором всё забываю сказать - это музыкальное оформление. Очень соответствует теме, усиливает драматизм и напряжение, является неотъемлемой частью фильма.
Светлана, рад Вас приветствовать! Конечно же, как я мог забыть "Раковый корпус"! А вот "Жить стоит" И.Триус я не читал, к стыду своему. А Николай Амосов, помимо всех прочих своих талантов, ещё и тончайший психолог. Как бесподобно он передаёт ощущения хирурга во время операции! Я, хоть и не хирург, но в молодости, когда был практикантом, приходилось во время ночных дежурств несколько раз ассистировать при операциях. Там и операции-то (по хирургическим меркам) были пустяковые: аппендициты, ущемлённые грыжи и т.д. Но это непередаваемые ощущения, у меня даже слов нет. А вот у Амосова такие слова нашлись. И в фильме Ливанов просто на все 100% вжился в образ.
Игорь, добрый день! Абсолютно с Вами согласна, что повесть "Мысли и сердце" - лучшая книга о врачах. После её прочтения она меня не отпускала несколько дней, я ходила потрясенная. Фильм тоже не отпускает. Анатолий Смелянский в одной из своих передач сказал, что произведение искусства должно оглаушивать. Думаю, что фильм и книга в полной мере отвечают данному требованию. Сильное впечатление в своё время произвела повесть А. Солженицына "Раковый корпус", а в детстве - повесть Ирины Триус "Жить стоит".
Борис Нежданов (Санкт-Петербург) 13.07.2011 - 20:17:28
Этот фильм просмотрел заново по "Культуре", первый раз смотрел очень давно. Стиль дебютного фильма Ильи Авербаха резко отличается от его последующих работ. Прежде всего черно-белым изображением, абсолютно документально достоверным без каких бы то ни было украшений. Конечно, как всегда у Авербаха, актеры великолепные - Борис Ливанов, Смоктуновский, Демидова. Разумеется, сыграло роль и то, что Авербах был врачом по своей первой профессии и правдиво изобразил жизнь больницы. А после просмотра фильма невольно возникают грустные мысли - много ли сейчас осталось таких врачей? В СМИ постоянно читаешь информацию о врачебных ошибках, халатности медперсонала, распространенном среди врачей рвачестве, когда их больше интересует не состояние больного, а состояние его финансов...
Светлана, спасибо за тёплые слова. Мне-то сам Бог велел в медицину идти, я врач уже в третьем поколении (со стороны мамы), так что класса примерно, с восьмого, я уже подспудно, так сказать, готовил себя к этой профессии. И, кстати, не последнюю роль в моём решении сыграла повесть Николая Амосова "Мысли и сердце", которую я впервые прочитал ещё в 7-м классе (фильм "Степень риска" я посмотрел уже позднее, учась в институте). Честно говоря, я считаю повесть Амосова лучшей книгой о врачах, по-крайней мере, из тех, что мне удалось прочитать. В этот ряд я бы ещё поставил "Записки врача" В.Вересаева и (может быть, это несколько неожиданно) "Окончательный диагноз" Артура Хейли. Хейли хоть и не врач, но приступая к очередному своему "производственному" роману, досконально изучал тему, потому практически все его романы сразу становились бестселлерами.
Игорь, очень тронута Вашим рассказом об отце. Когда я ещё училась в школе, моя мама очень хотела, чтобы после окончания школы я поступила в медицинский институт и стала врачом. Это была её мечта. Я была категорически против: боязнь крови, анатомичка и т.д. Тогда я даже не подозревала, что люди болеют. Много лет спустя я очень пожалела, что не прислушалась к её мнению. Теперь приходится "перелопачивать" много медицинской информации, чтобы как-то помочь близким. Профессию врача считаю одной из самых значительных.
Светлана, спасибо за очень трогательный пост. Даже "постом"-то его язык не поворачивается назвать. Это Вы здорово сказали -посмотреть на жизнь глазами обречённого человека. Мой отец, как я уже писал выше, врач по-профессии, последние четыре с половиной года своей жизни страдал хронической лейкемией. Месяца за три до смерти он лёг в больницу, но как-то случайно ему удалось прочитать свою историю болезни, посмотреть анализы и, будучи врачом, он понял, что финал не за горами. Он настоял на выписке, т.к. не хотел умирать в больнице. И вот, где-то за 2-3 недели до смерти (по рассказу мамы) он решил выйти на улицу, немного прогуляться. А коварство лейкемии ещё и в том, что внешне человек абсолютно не меняется, выглядит совершенно здоровым, единственный внешний симптом - сильная бледность. В общем, он с полчаса погулял, вернулся и, по словам мамы сказал примерно следующее; "Пока мы здоровы, мы не понимаем - какое это счастье-просто пройтись по улице, посмотеть на деревья, послушать птичек... Вот только в моём состоянии это и начинаешь понимать" Больше он уже на улицу не выходил. Мне тогда было 13 лет и мама рассказала мне об этом, уже когда я стал взрослым. На меня её рассказ произвёл сильнейшее впечатление.
Виктория, как Вы правы, что "от таких вот недоучившихся горе-специалистов зависят человеческие жизни". Ровно два года тому назад по вине врачей произошла трагедия в нашей семье - не стало моего отца. Когда я настаивала на его госпитализации из-за очень высокого давления, я и представить себе не могла такой финал: перфорация язвы, перитонит и летальный исход. Но больше всего после случившегося виню себя. Ведь в скольких ситуациях мы действовали по принципу: спасение утопающих - дело рук самих утопающих. И помогало. А тут, под присмотром врачей - такое!
Но есть и хорошие врачи: высококвалифицированные и ответственные. А такие произведения, как фильм "Степень риска" и книга "Мысли и сердце" заставляют задуматься о многом. Главное - о жизни, особенно когда смотришь на неё глазами обреченного человека. В этой связи вспомнилось письмо одной женщины, которая писала о своей смертельно больной подруге. Когда она пришла к подруге в больницу и спросила, чего бы она хотела, та подошла к окну (было лето), посмотрела на спешащих по своим делам людей и сказала: "Хочу надеть обыкновенное ситцевое платье и затеряться в этой толпе".
Светлана, к сожалению, Вы правы. Меня иногда, когда я беседую с молодыми коллегами, просто оторопь берёт - не знают самых элементарнейших вещей (в плане литературы и кино), так ведь это люди с высшим образованием, интеллигенция, так сказать. Что же говорить о других слоях населения? Что же касается повести Н.Амосова, то в своё время она была напечатана в "Роман-газете" (вот год не помню, по-моему, конец 60-х), у меня были эти два номера, ещё отец, тоже врач, покупал. Но потом кто-то их "зачитал", о чём я очень сожалел. Но лет пять назад повезло - совершенно случайно купил эту книгу (киевского издательства, 97-го года издания) на улице, с лотка, причём, за бесценок. С тех пор неоднократно её перечитывал.
Игорь, я думаю, что нынешнее молодое поколение не подозревает о существовании очень многих замечательных старых фильмов, потому что их редко показывают по телевидению. Хорошими фильмами нас иногда балует канал "Культура", либо другие каналы, но только по праздникам или глубокой ночью. А в удобное для просмотра время идет вал такой продукции, которая к искусству кино не имеет никакого отношения. Что касается произведений Николая Амосова. Я недавно пошла в библиотеку за книгой "Мысли и сердце" и оказалось, что её нет не только на абонементе, но и в читальном зале и даже в хранилище, куда складывают старые, снятые с картотечного учета книги. Нет и других его книг (их у него, если не ошибаюсь, тринадцать). Библиотекарь сказала, что их сейчас никто не спрашивает. Раньше спрашивали.
У меня в этом фильме почти всегда буквально слёзы на глазах вызывает эпизод, когда Саша, герой Смоктуновского, "беседует" с собакой в больничном дворе. Не знаю почему, но очень эмоционально воздействует.
Отмечу, что это режиссерский дебют Авербаха! Представьте масштаб этого режиссера, если вот так он дебютировал. И впоследствии только поднимал планку.
Фильм в свое время прошел незамеченным по причине того, что он стал одним из многих, в котором поднимались проблемы думающих технарей-интеллигентов. А "выстреливали" самые первые, вроде "Девяти дней одного года".
Тут в ветке часто звучали мысли о том, что были раньше такие врачи, как этот или хирург Мишкин из одноименного фильма с Ефремовым, а теперь нет. Мол, почему это.
Ребята, причина одна. Государство, которое платят своим врачам то 120 руб. в советское время, то 8 000 в нынешнее оно сразу ставит человека перед выбором. Или стать почти святым, или начать выбивать деньги с пациентов. Героизм требуется изначально по определению просто для того, чтобы оставаться порядочным человеком.
Вчера снова посмотрела по "Культуре" этот уникальный фильм. В очередной раз до слез восхитилась Ливановым. Гигантище! Как может актер так прочувствовать характер, личность, специалиста... Как он ведет себя на разборах пациентов, как общается с коллегами, как говорит с Сашей, как разговаривает с женой по телефону (!), как гоняет нерадивых студентов... А как он вел себя с малышами в палате.. В этой сцене невозможно сдержать слез! Безупречный фильм. Очень понравилась Демидова, выступавшая перед демонстрацией фильма. Она говорила о том, что сейчас даже не знает актера такого масштаба, как Ливанов, который мог бы вот так сыграть этого цельного, сильного врача
Светлана, полностью разделяю Ваше мнение. Своё я уже высказал ранее (пост № 18). Удивительно, что этот шедевр прошёл в своё время как-то тихо и незаметно, но это ещё полбеды - ведь и сейчас этот фильм мало кто помнит и знает. А ведь это лучшая кинороль Бориса Ливанова и одна из лучших ролей в кино Иннокентия Смоктуновского. И если для нас, молодых врачей эпохи 80-х (именно тогда я посмотрел "Степень риска" впервые) фильм был и откровением, и "учебным пособием", то нынешнее поколение молодых врачей о нём просто не подозревает, уверяю Вас. Хорошо, если находятся наставники, вроде Вашего покорного слуги. Недавно, где-то с месяц назад, я показал этот фильм своей племяннице (она с год назад закончила мединститут). Она была просто в шоке - неужели когда-то ТАК снимали кино про врачей.Она примерно так выразилась; "Знаешь, впечатление, что в операционной, в палатах, в больничном дворе поставили камеры слежения, понаблюдали несколько дней, а потом из всего этого материала смонтировали фильм". Ну, а когда я ей сказал, что в главной роли - "отец" нашего Шерлока Холмса, она вообще "выпала в осадок": "Да ты что!? Я думала, это вообще профессиональный хирург играет!" Вот она - "волшебная сила искусства". Что касается первоисточника (повесть Н.Амосова "Мысли и сердце"), то у меня двойственные ощущения - с одной стороны вещь, более, чем талантливая. А с другой - сколько горечи в этой книге, она, хоть и мастерски написана, но как-то не вселяет оптимизма. Тот же Саша, благополучно прооперированный в фильме, в книге всё же умирает...
Вчера в очередной раз посмотрела "Степень риска". Фильм из ряда киношедевров, таких как "Девять дней одного года, "Доживем до понедельника". Недавно прочитала повесть Н. Амосова "Мысли и сердце" - мороз по коже! Временами останавливалась, чтобы прийти в себя. Думаю, что эта книга должна быть настольной для любого врача, а для хирургов в особенности. Эта книга и этот фильм дают возможность понять, каким должен быть НАСТОЯЩИЙ ВРАЧ.
отзывы
Но есть и хорошие врачи: высококвалифицированные и ответственные. А такие произведения, как фильм "Степень риска" и книга "Мысли и сердце" заставляют задуматься о многом. Главное - о жизни, особенно когда смотришь на неё глазами обреченного человека. В этой связи вспомнилось письмо одной женщины, которая писала о своей смертельно больной подруге. Когда она пришла к подруге в больницу и спросила, чего бы она хотела, та подошла к окну (было лето), посмотрела на спешащих по своим делам людей и сказала: "Хочу надеть обыкновенное ситцевое платье и затеряться в этой толпе".
Фильм в свое время прошел незамеченным по причине того, что он стал одним из многих, в котором поднимались проблемы думающих технарей-интеллигентов. А "выстреливали" самые первые, вроде "Девяти дней одного года".
Тут в ветке часто звучали мысли о том, что были раньше такие врачи, как этот или хирург Мишкин из одноименного фильма с Ефремовым, а теперь нет. Мол, почему это.
Ребята, причина одна. Государство, которое платят своим врачам то 120 руб. в советское время, то 8 000 в нынешнее оно сразу ставит человека перед выбором. Или стать почти святым, или начать выбивать деньги с пациентов. Героизм требуется изначально по определению просто для того, чтобы оставаться порядочным человеком.