"Но в фильме явно обыгрывается эгоистическая линия молитвы,... а чего желают потаенно даже от себя."
Хорошо сказано.
Является ли молитва открытием души перед богом? или это словесное самоубеждение, т.е. сознательное в долбление в себя определенных установок?
В Евангелии от Матфея сказано, что Отец небесный лучше нас знает, что нам нужно. Поэтому и молиться надо просто, читая лишь Отче наш.
Но в фильме явно обыгрывается эгоистическая линия молитвы. В комнате люди получают не то, что словесно или даже мысленно просят, а чего желают потаенно даже от себя.
Юрий (Винница), так в этом и суть. Большинство "верующих" просят в молитвах для себя и своих близких. Редкий молится за врагов.В "Сталкере" Тарковский поднимает эту проблему. А Профессор и Писатель лишь потенциальные неофиты. Они пытаются не признавать церковные догмы и правила (возвращаются назад, хотя "нельзя", пытаются идти напрямик). Им кажется неестественным наличие в церкви электричества и телефона. Сталкер попутно "борется" с алкоголем и оружием, а его Мартышка уже может творить маленькие чудеса (телекинез), хотя не может ходить. В споре со своими спутниками Сталкер раскрывает перед ними сущность веры.
Нужно вспомнить одно из самых основополагающих мест из Евангелий. О молитве. Как Христос учил молиться?
А просители к комнате стремятся язычески - просить что-то конкретное. А получают, что желается в глубине души....
Я тут недавно, пересматривая картину, и подумалось, что фильм Тарковский снимал про.. Церковь. Которая в то время представляла из себя некое подобие "Зоны". А Сталкер - это священник, ведущий двух скептиков к Богу. По ходу дела, он знакомит их с догмами (гайки и маршрут), учит молитвам (чтение стихов), даже проводит кое-какие обряды (окунание в воду). Возможно, Сталкеру и не удаётся привести Писателя и Профессора к конечной точке маршрута, но ему удаётся заставить учёного отказаться подкладывать под церковь бомбу, а циник-Писатель задумался о смысле своего творчества.
Лучшая часть фильма (для меня) начинается, когда усталые путники-паломники засыпают на зеленых островках рядом с высыхающим водоёмом, а мы слышим чтение "Апокалипсиса" и видим лежащие под водой на дне предметы. Кстати, монеты там - эстонские, судя по гербу. Они спят, овеваемые слабым ветерком, а потом просыпаются и смотрят на бормочущего сталкера голубыми глазами. Длится всё это не более 10 минут, но неизменно оказывает на меня умиротворяющее воздействие. Очень сильные чувства. Спасибо режиссёру и всем
Теймур Абдуллаев, спасибо за очень информативные посты. Значит, все-таки, тоска по Родине присутствовала, и это сыграло не последнюю роль в смерти Тарковского. Но, конечно, и съёмки "Сталкера" среди химических отходов подорвали его здоровье. А когда я назвала фильм "Сталкер" мистическим, я не имела ввиду, что там много чертей и всякой другой нечисти :))). Я имела ввиду саму атмосферу фильма: некую загадочность и потусторонность происходящего. На мой взгляд, в "Зеркале" этого нет совсем. А "Солярис", если убрать философский подтекст, воспринимается больше как чистая фантастика.
10 июля 1984 года кинорежиссер Андрей Арсеньевич Тарковский на пресс-конференции заявил, что навсегда остается на Западе. Он объяснил это решение не политическими мотивами, а тем, что ему не давали и не дают возможности работать и реализовывать свои замыслы на родине.
И. Альберти рассказывает о том времени: «Самые пронзительные воспоминания об Андрее связаны с тем моментом, когда он решил остаться. Он безнадежно просил о том, чтобы к нему были выпущены его маленький сын и мать Ларисы и ее дочь от первого брака: это тоже сыграло роль в решении остаться на Западе - сначала он хотел лишь поработать здесь несколько лет. Три дня после пресс-конференции я провела рядом с ним. Он крайне нуждался в эти дни в психологической поддержке, в дружеском участии. Он чувствовал себя потерянным, для него это была трагедия. Он очень остро чувствовал свою духовную связь с Россией, с ее деревьями, птицами, травами, и на решение остаться могли повлиять только чрезвычайные обстоятельства. А вообще его понятие родины было гораздо шире понятия географического, социального и так далее. Это было понятие духовное, включающее в себя прежде всего русскую культуру».
Едва весть о решении Тарковского остаться на Западе достигла пределов Союза, официальные власти тут же объявили его предателем. Как по команде замолкли газеты и журналы: ни слова о Тарковском. Все его фильмы были сняты с проката, даже к Дню Победы перестали крутить «Иваново детство» - одну из самых талантливых картин на военную тему. Отвернулись от Тарковского и большинство его коллег. Со страниц «Литературной газеты» Михаил Александрович Ульянов заявил: «Ни в одной стране мира Тарковскому не дадут права три раза экранизировать один и тот же фильм, а у нас позволяли. Ему предлагали экранизировать «Идиота» Федора Михайловича Достоевского, о чем может мечтать каждый режиссер, а он предпочел поехать в Италию и ставить там «Ностальгию». Это их личные решения и трагедии (речь в статье шла и о режиссере Театра на Таганке Юрии Петровиче Любимове, тоже оставшемся на Западе - Ф. Р.), а не какой-то злой умысел страны».
Однако не все в Союзе придерживались подобного мнения. Тот же Сергей Иосифович Параджанов искал любую возможность, чтобы передать весточку с родины своему другу, а Сергей Соловьев нашел возможность прислать ему письмо и освященную иконку.
Что касается родственников Тарковского, оставшихся в Союзе, то их притесняли не слишком сильно. Лишь ограничили в тиражах книги Арсения Тарковского, а сын режиссера, тоже Арсений, вынужден был перейти с отделения космической медицины на лечебное отделение». Раззаков Ф. И. Досье на звезд. Их любят, о них говорят. - М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 1999, с. 378 - 379.
Ну, мистики там не больше, чем в "Зеркале", или "Солярисе" (на мой взгляд). Вот в Мастере и Маргарите мистики действительно немало.
Кстати, Э.Артемьев гениально скомпилировал азербайджанскую мелодию "Баяты Шираз". Но не менее собственно музыки и изображения, а даже более гениален в картине ЗВУК.
Да, чуть не забыл - желающих узнать из первых, так сказать рук о съёмках я отсылаю вот сюда
После окончания работы над фильмом "Сталкер" из съёмочной группы мало кто долго прожил. Единственным оставшимся в живых все эти долгие годы оставался звукорежиссёр фильма - Владимир (Владлен) Иванович Шарун. В эту среду, 12 апреля 2006 года его не стало.
Он стал Профессионалом. Титр 'звукооператор В Шарун' стоит более чем в полусотне отечественных фильмов. 'Над Тиссой' и 'Криминальный квартет', 'Мир входящему', 'Тридцатого уничтожить' ,'Чисто английское убийство', 'Я Куба' и 'Майор Вихрь' . Истории со съемок ' Сталкера' он мог рассказывать часами. 'Сталкер' был его любимым фильмом. Он отказывался сам записывать свои истории. Не хотел тревожить память ушедших, не хотел хоть как-то задеть или обидеть словом своих друзей и коллег. Учил студентов ВГИКа профессии и уму-разуму.
Интервью с В. И. Шаруном "Вначале было слово" здесь много можно прочесть о работе над "сталкером"
Будучи сам звукорежиссёром ( класс лауреата госпремии России, обладателя "Ники", профессора Алиакпера Гасан-заде, ЛИКИ-СПУКиТ и киностудия "Ленфильм) с неподдельнм интересом прочитал эти, доселе неизвестные мне откровения.
kp.ru/daily/22517/8372/
Прочитайте, это любопытно.
Хотя должен заметить - я по-прежнему не могу понять, как же можно было продолжать снимать, не получив материал хотя бы первой декады съёмочного периода ( или какого-нибудь уже отснятого объекта)?
"Раньше будущее было только продолжением настоящего, а все перемены маячили где-то - там, за горизонтами.
А ТЕПЕРЬ БУДУЩЕЕ СЛИЛОСЬ С НАСТОЯЩИМ. Разве ОНИ готовы к этому?! ОНИ ничего не желают знать, ОНИ ТОЛЬКО ЖРУТ!"
Вот вам, дорогие коллеги и предсказание нашего нынешнего, виноват... Как это по-хранцузски? Нашего нынешнего "жопердю"
Помните ПНР (панораму) по полу, выложенному белой плиткой, и залитому водой? В воде плавают разные предметы, в том числе и листок календаря с датой 28 декабря (год не виден). За 7 лет до своей кончины он случайно снял канун даты своей смерти.
Касаемо смертей в группе - думаю ,что это перебор. Человек смертен, причём, если верить М. А. Булгакову с Воландом - "он ИНОГДА внезапно смертен, вот в чём беда" :))
.
Солоницын - да, пожалуй он скончался раньше всех и внезапно, кажется тоже от онкологического заболевания.
В 1981 году во время съёмок очередного фильма в Монголии, Солоницын упал с лошади и ушиб грудь. Его поместили в больницу, и во время обследования врачи обнаружили у него рак лёгких. Конец актёра был предрешён.
Анатолий Солоницын скончался на 48-м году жизни в одно мгновение, поперхнувшись кашей, которой кормила его "нянька"
.
Николай Гринько
Умер от лейкемии 10 апреля 1989 года в возрасте 69 лет
А. Кайдановский
3 декабря 1995 умер от третьего инфаркта. в возрасте 49 лет
И наконец
Тарковский умер от рака лёгких в Париже в возрасте 54 лет в 1986 году
Рак и сердечно-сосудистые заболевания и поныне занимают первые две строчки в печальной статистике ненасильственных смертей.
В разное время от разных причин скончались оба оператора - Г.Рерберг и А.Княжинский, и один из соавторов сценария - А.Стругацкий.
К счастью, Алиса Бруновна Фрейндлих и композитор Эдуард Артемьев здравствуют и поныне, дай им Всевышный многие лета..А они ,согласитесь, были отнюдь не рядовыми участниками картины.
отзывы
Хорошо сказано.
Является ли молитва открытием души перед богом? или это словесное самоубеждение, т.е. сознательное в долбление в себя определенных установок?
Но в фильме явно обыгрывается эгоистическая линия молитвы. В комнате люди получают не то, что словесно или даже мысленно просят, а чего желают потаенно даже от себя.
А просители к комнате стремятся язычески - просить что-то конкретное. А получают, что желается в глубине души....
Возможно и так, не спорю.
:)))
И. Альберти рассказывает о том времени: «Самые пронзительные воспоминания об Андрее связаны с тем моментом, когда он решил остаться. Он безнадежно просил о том, чтобы к нему были выпущены его маленький сын и мать Ларисы и ее дочь от первого брака: это тоже сыграло роль в решении остаться на Западе - сначала он хотел лишь поработать здесь несколько лет. Три дня после пресс-конференции я провела рядом с ним. Он крайне нуждался в эти дни в психологической поддержке, в дружеском участии. Он чувствовал себя потерянным, для него это была трагедия. Он очень остро чувствовал свою духовную связь с Россией, с ее деревьями, птицами, травами, и на решение остаться могли повлиять только чрезвычайные обстоятельства. А вообще его понятие родины было гораздо шире понятия географического, социального и так далее. Это было понятие духовное, включающее в себя прежде всего русскую культуру».
Едва весть о решении Тарковского остаться на Западе достигла пределов Союза, официальные власти тут же объявили его предателем. Как по команде замолкли газеты и журналы: ни слова о Тарковском. Все его фильмы были сняты с проката, даже к Дню Победы перестали крутить «Иваново детство» - одну из самых талантливых картин на военную тему. Отвернулись от Тарковского и большинство его коллег. Со страниц «Литературной газеты» Михаил Александрович Ульянов заявил: «Ни в одной стране мира Тарковскому не дадут права три раза экранизировать один и тот же фильм, а у нас позволяли. Ему предлагали экранизировать «Идиота» Федора Михайловича Достоевского, о чем может мечтать каждый режиссер, а он предпочел поехать в Италию и ставить там «Ностальгию». Это их личные решения и трагедии (речь в статье шла и о режиссере Театра на Таганке Юрии Петровиче Любимове, тоже оставшемся на Западе - Ф. Р.), а не какой-то злой умысел страны».
Однако не все в Союзе придерживались подобного мнения. Тот же Сергей Иосифович Параджанов искал любую возможность, чтобы передать весточку с родины своему другу, а Сергей Соловьев нашел возможность прислать ему письмо и освященную иконку.
Что касается родственников Тарковского, оставшихся в Союзе, то их притесняли не слишком сильно. Лишь ограничили в тиражах книги Арсения Тарковского, а сын режиссера, тоже Арсений, вынужден был перейти с отделения космической медицины на лечебное отделение». Раззаков Ф. И. Досье на звезд. Их любят, о них говорят. - М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 1999, с. 378 - 379.
Кстати, Э.Артемьев гениально скомпилировал азербайджанскую мелодию "Баяты Шираз". Но не менее собственно музыки и изображения, а даже более гениален в картине ЗВУК.
Да, чуть не забыл - желающих узнать из первых, так сказать рук о съёмках я отсылаю вот сюда
Он стал Профессионалом. Титр 'звукооператор В Шарун' стоит более чем в полусотне отечественных фильмов. 'Над Тиссой' и 'Криминальный квартет', 'Мир входящему', 'Тридцатого уничтожить' ,'Чисто английское убийство', 'Я Куба' и 'Майор Вихрь' . Истории со съемок ' Сталкера' он мог рассказывать часами. 'Сталкер' был его любимым фильмом. Он отказывался сам записывать свои истории. Не хотел тревожить память ушедших, не хотел хоть как-то задеть или обидеть словом своих друзей и коллег. Учил студентов ВГИКа профессии и уму-разуму.
Интервью с В. И. Шаруном "Вначале было слово" здесь много можно прочесть о работе над "сталкером"
kp.ru/daily/22517/8372/
Прочитайте, это любопытно.
Хотя должен заметить - я по-прежнему не могу понять, как же можно было продолжать снимать, не получив материал хотя бы первой декады съёмочного периода ( или какого-нибудь уже отснятого объекта)?
"Раньше будущее было только продолжением настоящего, а все перемены маячили где-то - там, за горизонтами.
А ТЕПЕРЬ БУДУЩЕЕ СЛИЛОСЬ С НАСТОЯЩИМ. Разве ОНИ готовы к этому?! ОНИ ничего не желают знать, ОНИ ТОЛЬКО ЖРУТ!"
Вот вам, дорогие коллеги и предсказание нашего нынешнего, виноват... Как это по-хранцузски? Нашего нынешнего "жопердю"
Касаемо смертей в группе - думаю ,что это перебор. Человек смертен, причём, если верить М. А. Булгакову с Воландом - "он ИНОГДА внезапно смертен, вот в чём беда" :))
.
Солоницын - да, пожалуй он скончался раньше всех и внезапно, кажется тоже от онкологического заболевания.
Анатолий Солоницын скончался на 48-м году жизни в одно мгновение, поперхнувшись кашей, которой кормила его "нянька"
Николай Гринько
В разное время от разных причин скончались оба оператора - Г.Рерберг и А.Княжинский, и один из соавторов сценария - А.Стругацкий.
К счастью, Алиса Бруновна Фрейндлих и композитор Эдуард Артемьев здравствуют и поныне, дай им Всевышный многие лета..А они ,согласитесь, были отнюдь не рядовыми участниками картины.