А что, если про наши дни рассказать в манере Диккенса? Скажем, возвращается домой, в Москву, после долгой отлучки молодой человек по имени Саша и получает от ласкового дяди гору замечательных даров. И роскошный вельветовый костюм, за которым другому надо еще побегать, и дорогие фотоаппараты высшего класса, и новенький автомобиль, и даже — подумать только! — бывшую приятельницу дяди, очаровательную, но несколько усталую, печальную Светлану. Поскольку Саша только что демобилизовался, мы, казалось бы, вправе от него, как бывшего солдата, приученного к бдительности и серьезному отношению к жизни, ожидать вопросов, недоуменной оглядки, внимательного отношения к матери, у которой почему-то от этих подарков постоянно глаза на мокром месте. Но нет, законы избранной стилистической манеры не позволяют до поры авторам (сценарист Л. Карелин, режиссер Д. Вятич-Бережных) распустить эффектно завязанный узелок загадочной ситуации.
Саша, ставший стажером при своем оборотистом дяде-фотографе, мотается по свадьбам, довольно легко переносит унижение и грубость окружающих, уверенных почему-то, что он пройдоха, названивает Светлане. И совсем не подозревает этот несмышленыш, бывший бравый десантник, что попал в лапы к цинику и деляге, занимающемуся плюс ко всему еще скупкой икон, валютными махинациями и контрабандой. Зато, когда Саша прозреет,— не будет границ его возмущению! В военной форме, как был когда-то, с маленьким потертым ФЭДом, подарком отца, погибшего еще на войне, с чемоданчиком, где сложено лишь самое необходимое, он отправится прочь из холодного дома дяди — навстречу простому, трудовому счастью, навстречу новой любви (ее зовут Катя). У нас бывают нелады с жанровой терминологией. Мы, например, скопом зачисляем в «детективы» и фильм о расследовании (детектив в полном смысле слова), и историю разведчика (совсем иной жанр), и рассказ о подготовленном преступлении (триллер). Французские, немецкие киноведы выделяют в своем репертуаре разряд «криминальных» или «авантюрных» сюжетов. Перед нами как раз типичный образец подобного жанра, в котором знакомые данности повседневной жизни неожиданно и влекуще сплетаются в занимательную (и поучительную!) историю с арсеналом привычных драматургических средств: мнимое благодеяние, злодей под маской овечки, роковая красавица, бьющаяся в путах прошлых преступлений, слезы, угрозы, патетические речи и, наконец, наступающее в конце прозрение...
Виктор Демин
«Спутник кинозрителя», август 1977 года
Стр. 13
обсуждение >>