Сергей Жгун (Великий Новгород) 12.04.2011 - 01:03:58
Вообще то кто навязывает точку зрения ,что они погибли прямолинейно смотрит фильм и привязывает его к повести. Думаю задумка режиссера ,это разделить фильм на 2 части :1. Герои живы. 2 .Они погибли. Так сказать разные сюжетные продолжения параллельных реальностей -не выстрелили немцы и реальностьпоказана в первой части ,выстрелили и реальности нет-конец фильма. Кто во что верит, один может посмотреть весь фильм ,другой выключить на последних минутах, а третий посмотреть только последние минуты. Можно сказать так, герои не погибли и показана их судьба, но этого могло и небыть ,если бы немцы выстрелили. И эта версия не хуже первоисточника.
Для СВД. Фильм о том, что было бы, если бы они выжили. А сама повесть гораздо сильнее бьёт по душе, чем картина. Картина хорошая, но есть нечто такое, что кадрами не передать.
Есть пара намеков в фильме что они так и не покидали этой каменоломни. Так что во время просмотра у меня было ощущение, что вся эта послевоенная жизнь только привиделась кому-то из них. Однако это не отменяет трагичности финала...
Вот как заканчивается повесть А.Каплера "Двое из двадцати миллионов":
"...СНОВА ЛЕТО 1942-го
Немецкий пулеметчик с изумлением смотрел на девушку в старой гимнастерке, в зеленой некогда юбчонке, в кирзовых сапогах, на худющую -- тень
человека -- девушку, что вышла из расщелины каменоломен на яркий, ослепительный дневной свет.
Девушка держала в руке ведро.
В прорезь прицела видно было: она зажмурилась, прислонилась к стене и закашлялась. Долго кашляла, сплевывая на землю черную слюну.
Борьбу долга и жалости можно было угадать в мальчишеском лице немецкого солдата. Палец лежал на гашетке пулемета, но солдат не стрелял. Вот
отчаянная девчонка оторвалась от скалы, поправила пояс на гимнастерке, взглянула на небо и двинулась вперед, к колодцу. Ствол пулемета неотступно
следовал за ней. Сквозь прорезь прицела видно было, как Маша подходила к колодцу, обходя убитых, как склонилась на миг над богатырем, что лежал с
открытыми глазами, наполненными дождевой водой.
Из расщелины скалы люди напряженно следили за каждым Машиным шагом. Вот опустила она ведро в колодец и выбрала веревку. Полное прозрачной воды ведро стало на сруб колодца, и Маша припала к воде. Она пила, останавливаясь, чтобы вдохнуть воздух, и снова пила.
Следил за ней немец. Следили глаза людей из-за скалы -- глаза умирающих от жажды.
Напившись наконец, Маша еще раз опустила и подняла из колодца ведро. Оно было снова полным до краев.
Немец увидел, как девушка поправила пояс на гимнастерке, взяла ведро и неторопливо пошла обратно ко входу в каменоломню. Ствол пулемета следовал за ней шаг за шагом.
Шла Маша. В великом напряжении смотрели. и ждали ее люди в подземелье.
Казалось, уже целую вечность идет Маша к расщелине.
Дрогнул палец немца на гашетке пулемета.
И в ту сторону, где залег он, в сторону врага, не стреляющего в нее, щадящего ее, взглянула Маша и улыбнулась, перед тем как скрыться за скалой.
Но тут немец нажал на гашетку. Простучала короткая очередь. И сквозь прицел стало видно, как падает девушка, уронив ведро.
Крики ужаса слышались из расщелины.
Немец вытер пилоткой вспотевший лоб и дал для верности еще одну очередь. Очередь по мертвой, по жестяному ведру.
Маша лежала рядом с тем убитым солдатом, в чьих открытых глазах стояли лужицы дождевой воды.
Ручеек Машиной крови стекал по земле и соединялся с ручейком воды, вытекавшим из расстрелянного ведра. Соединясь, потекли они дальше вместе -- кровь и вода.
Убили Машу Ковалеву. Задушенный немецким газом, умер, в муках Сергей.
Не были, не состоялись эти две жизни, как не состоялись жизни тысяч пленников Аджимушкая, как оборваны были, не состоялись двадцать миллионов
жизней советских людей...
Двадцать четыре чудом уцелевших, живых аджимушкайца с цветами в руках шли ко входу в подземный музей Славы, к могиле своих товарищей.
Они спустились по деревянным мосткам в подземелье и подошли к плитам братской могилы. Положили цветы и стали выключать свои лампочки, чтобы в темноте молча почтить память погибших героев.
Одна за другой гасли шахтерские лампочки, и одно за другим исчезали во мгле лица героев.
Погасла последняя лампочка, наступила темнота.
В темноте и тишине слышался только слабый звук где-то, просочившейся, теперь уже никому не нужной воды."
Я, к сожалению, книгу не читала, но фильм мне запомнился, помимо всего прочего, еще и не совсем обычным окончанием. Насколько я помню, там зрителю предлагается самому решить судьбу главных героев. Я, например, вообще, люблю такие кинематографические приемы. СТРАННИК №37, а Вы меня удивили! "Абдулов только смазливой физиономией брал". Ничего себе, это про одного из ведущих актеров Марка Захарова! На мой взгляд, Абдулов был актером не только с ярко выраженным чувством юмора, которое позволяло создавать ему блистательные комедийные роли, но также и серьезным драматическим актером. Да и в последние годы, к великому сожалению, он был уже далеко не так смазлив, как в молодости, но от этого не стал менее талантливым.
Видимо, хочется людям верить, что они живы, и всё. :-) Логика и факты тут, видимо, бессильны.
У меня вопрос: я был уверен, что в фильме есть сцена, когда одного из персонажей (студента?) обвиняют в "неправильной философии" (немарксистской) и на собрании собираются исключить из комсомола, а Маша за него заступается и его оставляют. В книге это было. Но я был уверен, что и в фильме есть - а пересмотрел: нету. А у меня прямо такое живое воспоминание: Глаголева выступает на собрании.
Галлюцинации, что ли, начались? :-)
Была эта сцена или не было никогда?
Или может, я с каким другим фильмом спутал?
Валера, герои этого фильма погибли, хоть и не пора им было умирать, как Вы пишете. Как не пора было умирать и миллионам других, таких же молодых и прекрасных.
Этот фильм о том, как счастливо, хоть и нелегко, могли бы жить и что могли бы сделать на земле Маша и Сергей, если бы бы пулемётная очередь не перечеркнула их жизни.
Посмотрите, они ведь в фильме похожи на ангелов - чистые, добрые, честные, наивные, прекрасные... Смотря этот фильм, мы должны понять и помнить, каких людей мы потеряли - самых лучших, и какая жизнь у нас могла бы быть, если бы они остались с нами, на земле...
И хочется вспомнить слова песни:
Мы не погибли, мы просто ушли, Просто ушли в небеса.
На безымянных высотах земли
Наши звучат голоса...
Я еще когда то давно смотрел фильм Дважды рожденный.там про парня в годы войны и стреляли в него с близкого расстояния, чего только не было.а он всетаки выжил, как бы заново родился.поэтому у меня возникла такая ассоциация с этим фильмом.Бог не забрал их души на небеса, вернул их, подарил им жизнь.У каждого своя доля, своя судьба.Значит не пора им было еще умирать.
Наташа пост 43.Да это так ,но ведь это название можно понять еще и по другому.Смотрите.Почему сошедшие с небес потому что они чудом оба остались живы.они могли быть ранены ,их могли спасти.Никто не знает.Знаете какая у меня тогда версия была в то время, когда впервые посмотрел.Они лежали.Немцы ушли, а потом пришли наши и обнаружили что они не умерли, а живы, и оказали им помощь, спасли им жизнь.А сошедшие с небес это то что они как-бы вернулись с того света, но могли и не вернуться.Это просто счастье.Книгу я не читал.Мне обычно книгу не хочется читать, если фильм посмотрю.Вашу версию я не исключаю.Это скорее всего так и есть, но не исключаю свою тоже.Потому что появляется надежда, становится радостней.Пусть даже жизнь самая обычная, пусть люди лишены многого, но это всетаки жизнь, ее надо любить, ценить.Это самый дорогой подарок.
Книга и фильм дополняют один другого. Но фильм лучше, реалистичнее, момент гибели героев такой страшный, сердце прямо из груди выпрыгнуло. Хоть подруга и предупреждала меня, что они погибнут, а я не верила, не хотела, не ждала....
отзывы
"...СНОВА ЛЕТО 1942-го
Немецкий пулеметчик с изумлением смотрел на девушку в старой гимнастерке, в зеленой некогда юбчонке, в кирзовых сапогах, на худющую -- тень
человека -- девушку, что вышла из расщелины каменоломен на яркий, ослепительный дневной свет.
Девушка держала в руке ведро.
В прорезь прицела видно было: она зажмурилась, прислонилась к стене и закашлялась. Долго кашляла, сплевывая на землю черную слюну.
Борьбу долга и жалости можно было угадать в мальчишеском лице немецкого солдата. Палец лежал на гашетке пулемета, но солдат не стрелял. Вот
отчаянная девчонка оторвалась от скалы, поправила пояс на гимнастерке, взглянула на небо и двинулась вперед, к колодцу. Ствол пулемета неотступно
следовал за ней. Сквозь прорезь прицела видно было, как Маша подходила к колодцу, обходя убитых, как склонилась на миг над богатырем, что лежал с
открытыми глазами, наполненными дождевой водой.
Из расщелины скалы люди напряженно следили за каждым Машиным шагом. Вот опустила она ведро в колодец и выбрала веревку. Полное прозрачной воды ведро стало на сруб колодца, и Маша припала к воде. Она пила, останавливаясь, чтобы вдохнуть воздух, и снова пила.
Следил за ней немец. Следили глаза людей из-за скалы -- глаза умирающих от жажды.
Напившись наконец, Маша еще раз опустила и подняла из колодца ведро. Оно было снова полным до краев.
Немец увидел, как девушка поправила пояс на гимнастерке, взяла ведро и неторопливо пошла обратно ко входу в каменоломню. Ствол пулемета следовал за ней шаг за шагом.
Шла Маша. В великом напряжении смотрели. и ждали ее люди в подземелье.
Казалось, уже целую вечность идет Маша к расщелине.
Дрогнул палец немца на гашетке пулемета.
И в ту сторону, где залег он, в сторону врага, не стреляющего в нее, щадящего ее, взглянула Маша и улыбнулась, перед тем как скрыться за скалой.
Но тут немец нажал на гашетку. Простучала короткая очередь. И сквозь прицел стало видно, как падает девушка, уронив ведро.
Крики ужаса слышались из расщелины.
Немец вытер пилоткой вспотевший лоб и дал для верности еще одну очередь. Очередь по мертвой, по жестяному ведру.
Маша лежала рядом с тем убитым солдатом, в чьих открытых глазах стояли лужицы дождевой воды.
Ручеек Машиной крови стекал по земле и соединялся с ручейком воды, вытекавшим из расстрелянного ведра. Соединясь, потекли они дальше вместе -- кровь и вода.
Убили Машу Ковалеву. Задушенный немецким газом, умер, в муках Сергей.
Не были, не состоялись эти две жизни, как не состоялись жизни тысяч пленников Аджимушкая, как оборваны были, не состоялись двадцать миллионов
жизней советских людей...
Двадцать четыре чудом уцелевших, живых аджимушкайца с цветами в руках шли ко входу в подземный музей Славы, к могиле своих товарищей.
Они спустились по деревянным мосткам в подземелье и подошли к плитам братской могилы. Положили цветы и стали выключать свои лампочки, чтобы в темноте молча почтить память погибших героев.
Одна за другой гасли шахтерские лампочки, и одно за другим исчезали во мгле лица героев.
Погасла последняя лампочка, наступила темнота.
В темноте и тишине слышался только слабый звук где-то, просочившейся, теперь уже никому не нужной воды."
У меня вопрос: я был уверен, что в фильме есть сцена, когда одного из персонажей (студента?) обвиняют в "неправильной философии" (немарксистской) и на собрании собираются исключить из комсомола, а Маша за него заступается и его оставляют. В книге это было. Но я был уверен, что и в фильме есть - а пересмотрел: нету. А у меня прямо такое живое воспоминание: Глаголева выступает на собрании.
Галлюцинации, что ли, начались? :-)
Была эта сцена или не было никогда?
Или может, я с каким другим фильмом спутал?
Этот фильм о том, как счастливо, хоть и нелегко, могли бы жить и что могли бы сделать на земле Маша и Сергей, если бы бы пулемётная очередь не перечеркнула их жизни.
Посмотрите, они ведь в фильме похожи на ангелов - чистые, добрые, честные, наивные, прекрасные... Смотря этот фильм, мы должны понять и помнить, каких людей мы потеряли - самых лучших, и какая жизнь у нас могла бы быть, если бы они остались с нами, на земле...
И хочется вспомнить слова песни:
Мы не погибли, мы просто ушли,
Просто ушли в небеса.
На безымянных высотах земли
Наши звучат голоса...