Георгий Тараторкин в фильме "Софья Перовская" сыграл Игнатия Гриневицкого - первомартовца, который бросил бомбу в Александра II, взорвавшую его вместе с императором. А в российском сериале "Любовь императора" (2003) сыграл самого императора Александра II.
В советское время эта фактически пропаганда терроризма прошла мимо меня. По ТВ точно не видел ни разу. Видимо, даже советские власти испугались излишней популяризации бесноватых народовольцев - а вдруг очередная больная на голову Соня и ее друзья-фанатики замыслят покушение на нынешних властей?! Тем более, что вполне возможно, что убийц и террористов использовали в темную другие силы, например, враги Александра Второго из числа придворных, которые ненавидели его реформы. Единственное, что хорошего - заметили юного Тараторкина , который чуть позже отлично сыграл Родю Раскольникова.
№144 VSM
В советское время фильм мне кажется не сильно жаловали. Думаю, вот почему. И террористы, и их антагонисты в целом кажутся очень симпатичными. Да, и подавать террор, пусть и предков большевиков - народовольцев, со знаком плюс как то не очень старались. Тут сразу на ум приходит ленинское "Мы пойдем другим путем". Помнится и Трифонов свой роман о них назвал "Нетерпение". Царь Александр II вроде бы освободитель от крепостного права, да и Болгарию от османского ига тоже освободил, всякие там либеральные реформы. И радоваться его смерти? В этой связи понятен режиссерский ход, что Владислав Стржельчик играет и царя, и следователя. Образ царизма в глазах зрителя должен быть негативным. Все они - царь и его сатрапы на одно лицо. Фильм сам по себе неплох, но качество самой копии в ютьюбе мягко говоря неважное.
Наивен и простодушен посыл светлоликих борцов с деспотизмом. Простота хуже воровства. А вы, господа высокоморальные, в вы задумались, что будет со страной, когда вы победите? Какие реки крови потекут? Недаром Плеханов их, фактически, дураками обзывает. А какова поза "Мы - моральные люди"! Хочется кричать: " А убивать морально?" Убивать, зная, что зачастую гибнут совершенно невинные. Как тот мальчик с санками возле кареты царя. Вот эти моральные светлоликие завели страну прямиком в ужас 1937 года, который был совершенно невозможным при "проклятом" царизме-деспотизме. Плачущий во время казни солдат-флейтист, который все не может никак прекратить играть, символ исторического идиотизма всяких светлоликих, рукопожатных и ими одураченного народа.
№146 3Г
... Если было бы все так просто.... Я раньше думал также как и Вы... В фильме многое умалчивается. Скажу коротко: 1861-1916 года - это наши 90-е, только растянутые во времени... Самодержавие сделало только косметический ремонт. Перовская и Желябов были сначала за мирные средства - "теория малых дел" и т. д. Они пошли "не в ту степь" не от нетерпения, а уже не надеясь ни на что т. к. все провалилось... Так называемое "хождение в народ". У Тургенева есть замечательный роман на эту тему...
Вы не путайте. "Теория малых дел" появилась позже и цели у нее были не революционные, а просветительские. Сначала было "хождение в народ" исключительно с агитационными целями и средствами. Хотели мирными средствами, что сделать? Подбить крестьян на бунт, а когда не получилось, решили прибегнуть к террору. Ключевая ошибка всех этих революционеров в непонимании сложности устройства такого государства. Убьем царя, сбросим самодержавие и все станет справедливым и возвышенно-моральным. Самодержавие ведь еще и объединяющая идея государства, для большинства тогда сакральная. И многим "борцам за народное счастье" это было непонятно вплоть до 1917-1921 г. Вот и получили в результате кровавую баню на годы вперед после известных событий. Куда там благими намерениями дорога вымощена?
Царь Александр II вроде бы освободитель от крепостного права, да и Болгарию от османского ига тоже освободил, всякие там либеральные реформы.
Если было бы все так просто.... Я раньше думал также как и Вы... В фильме многое умалчивается. Скажу коротко: 1861-1916 года - это наши 90-е, только растянутые во времени... Самодержавие сделало только косметический ремонт. Перовская и Желябов были сначала за мирные средства - "теория малых дел" и т. д. Они пошли "не в ту степь" не от нетерпения, а уже не надеясь ни на что т. к. все провалилось... Так называемое "хождение в народ". У Тургенева есть замечательный роман на эту тему...
В советское время фильм мне кажется не сильно жаловали. Думаю, вот почему. И террористы, и их антагонисты в целом кажутся очень симпатичными. Да, и подавать террор, пусть и предков большевиков - народовольцев, со знаком плюс как то не очень старались. Тут сразу на ум приходит ленинское "Мы пойдем другим путем". Помнится и Трифонов свой роман о них назвал "Нетерпение". Царь Александр II вроде бы освободитель от крепостного права, да и Болгарию от османского ига тоже освободил, всякие там либеральные реформы. И радоваться его смерти? В этой связи понятен режиссерский ход, что Владислав Стржельчик играет и царя, и следователя. Образ царизма в глазах зрителя должен быть негативным. Все они - царь и его сатрапы на одно лицо. Фильм сам по себе неплох, но качество самой копии в ютьюбе мягко говоря неважное.
Наивен и простодушен посыл светлоликих борцов с деспотизмом. Простота хуже воровства. А вы, господа высокоморальные, в вы задумались, что будет со страной, когда вы победите? Какие реки крови потекут? Недаром Плеханов их, фактически, дураками обзывает. А какова поза "Мы - моральные люди"! Хочется кричать: " А убивать морально?" Убивать, зная, что зачастую гибнут совершенно невинные. Как тот мальчик с санками возле кареты царя. Вот эти моральные светлоликие завели страну прямиком в ужас 1937 года, который был совершенно невозможным при "проклятом" царизме-деспотизме. Плачущий во время казни солдат-флейтист, который все не может никак прекратить играть, символ исторического идиотизма всяких светлоликих, рукопожатных и ими одураченного народа.
В книге приводится большой рассказ о съемках. В то время автор воспоминаний был администратором на фильме. Вот еще пару интересных фрагментов из книги: / В Ленинграде невозможно работать, не откликаясь на его красоту. Ленинградцы очень гордятся этим, охотно при любом случае расскажут о городе, его истории, даже на трамвайной остановке. Только спроси - и пропустишь несколько трамваев. В организации экспедиции - свои особенные трудности: надо снимать в Эрмитаже, вклинившись в железный график "Интуриста", получить разрешение на съемку там, где проходили подлинные события жизни народовольцев. Известен дом, где они заседали накануне покушения, дом Софьи, места покушения, казни. А когда снимали выезд царя из Зимнего дворца, пришлось распахнуть ворота, которые, как нам сказали, не открывались с 1917 года. В общем, каждый кадр фильма давался в борьбе. Но помимо этих трудностей, нам нанесла неожиданный удар ленинградская погода. Выехали на съемки в начале марта, все говорили, что март в Ленинграде - зима; так оно, наверное, и бывает в подавляющем большинстве мартов, но закон бутерброда, который почему-то всегда падает маслом вниз, - частое явление в кино. Начали снимать при снеге, и вдруг в течение нескольких дней под влиянием теплого воздуха с Атлантики он почернел и стал с угрожающей быстротой таять. Под угрозой оказалась стыковка эпизодов, и я поехал за... снегом. Выехал за город и километров через двадцать смотрю - справа от меня за забором чистый невытоптанный драгоценный снег. Остановился. Оказалось - воинская часть. По солидному удостоверению "Мосфильма" прошу аудиенцию у командира. Повели к полковнику. Иду и лихорадочно обдумываю, как же начать разговор. Я понимал, что с ходу просить снега - опасно. Сочтет за сумасшедшего, еще и арестует. Боясь перейти эту грань, начал я издалека. И все же когда я был вынужден, наконец, осторожно объяснить цель прихода, он насторожился. Но вместо санитаров вызвал лейтенанта и приказал отгрузить в самосвалы снег. Я вздохнул с облегчением - убедил все-таки. А он уже смеялся: "Весна придет, а у меня на территории уже чисто будет!". Проблема снега сплотила группу, все были наготове, никто не отходил от съемочной камеры, актеры даже греться в автобус стали реже ходить, а мы стоически возили в Ленинград снег, засыпали точно по границе кадра и снимали, снимали, снимали... /
/ На фильме "Софья Перовская" буквально каждый снимаемый на натуре кадр требовал больших затрат времени и средств. Снимали в настоящих исторических, охраняемых государством зданиях, точно описанных в литературе и архивных документах, часто запечатленных на рисунках художников тех далеких лет. Теперь в них жили люди, находились какие-то учреждения. Приходилось заниматься скрупулезной живописно-отделочной работой, старясь минимальной декорировкой максимально приблизить тот, настоящий облик - давно переделанный, сотни раз перекрашенный, обросший множеством элементов современности. Особенно мешали нам телевизионные антенны, столбы электрического освещения и провода. Бесчисленные космические километры проводов вокруг нас, мы их давно не замечаем, они как воздух; ими окутаны, спеленуты наши города и поселки. Снять их даже временно, для съемки, чаще всего невозможно, потому что это - электричество и телефон, троллейбус и трамвай, радио и уличная реклама. Все дома потеряли атрибуты старины, даже если и построены в старину, - рамы другие, ограда балкона современная, двери новые, и оператор с художником кустом перекрывают антенну, человеком - заводскую трубу, полосатой будкой XIX века - современное здание из стекла и бетона. Кинематографисты выкручиваются, как могут. /
/ Операторами были муж и жена - Шеленков А.В. и Чен Юлан - представители классической школы операторского искусства. Их интеллигентность, высочайшая порядочность не только в кино, но и за его пределами, были известны всем. Снимая в Ленинграде ХХ века, они делали все возможное и невозможное, чтобы зритель окунулся в атмосферу Петербурга XIX века, лавируя со съемочной камерой, как эквилибристы на проволоке, на улицах (как назло, прямых) и в интерьерах, откуда приходилось убирать все современное и завозить из музеев и с "Ленфильма" вещи, окружавшие Софью. Но все равно наступает момент, когда выход остается единственным - временно убрать. Так, снимая сцену "Покушение на царя", пришлось все же демонтировать два столба электроосвещения, пятнадцать телевизионных антенн, заменить несколько балконных решеток, переделать оконные наличники. Любые съемки, особенно исторических фильмов, всегда причиняют местным жителям много неудобств. Закрывается движение транспорта и людей по улицам, снимаются вывески, номера домов, на площадке дым, шум и т.д. /
Спасибо за интересные подробности. Фильм смотрела несколько лет назад. Гатчинский дворец, конечно, узнала, но удивилась. что снимали там. В реальности казнь состоялась на Семеновском плацу, а это в черте города (сейчас вообще центр, всего около 2 км от Адмиралтейства). Потом Александр Третий перевезет семью как раз в Гатчинский дворец из соображений безопасности, но в момент казни там явно жила в основном прислуга, переезд и перестройка "под себя" происходили чуть позже. Кстати, при таком качестве кинопленки в окнах никого было не разглядеть. Уж могли бы сотрудникам этого суперсекретного института, что был тогда во дворце, дать посмотреть на съемки. Когда еще такое увидишь :)).
Из книги "Профессия - директор фильма", Б.И.Криштул, 1990.
/Съемки в Ленинграде подходили к концу, и за две недели до их окончания мне дали спецзадание. В финале картины народовольцев казнили. Повесили их в Гатчине, на площади у знаменитого Павловского дворца. С мастером-постановщиком приехали в Гатчину, чтобы найти бригаду плотников и построить виселицу. Сооружение нехитрое, за восемь - десять дней можно сделать; раньше-то, до революции, наверное, быстрее специалисты строили, а теперь по чертежам, строго придерживаясь архивных документов. Приехав, побежал в единственный в Гатчине строительный трест. И - полное фиаско: свободных плотников не было. На следующий день организовал разгрузку пришедшей из Ленинграда машины с лесом и материалами, обегал весь небольшой городок, но с плотниками снова неудача. С ответственным товарищем в горкоме партии мозгуем: что же делать? "Слушайте, а если воспользоваться пятнадцатисуточниками? Ведь среди них могут быть и специалисты". И последовал звонок начальнику милиции: с завтрашнего дня выделить эту штрафную роту (там оказалось всего пять человек) на "Мосфильм". И начали строить. Правда, плотников среди них оказался один, да один со мной, остальные подсобники. На работу их приводил милиционер и даже иногда дежурил на площадке. Вскоре любой прохожий по абрису сооружения мог определить, что строится. И тут произошло потрясающее совпадение. В Гатчине в эти дни шел процесс над предательницей Родины, которая выдавала гестаповцам партизан. Люди подходили ко мне и спрашивали: "Это ее вешать будут?" По городу поползли слухи, все почему-то забыли, что у нас нет такой казни - через повешение. Около декорации собирались группировками люди, и я слышал, как "знатоки" называли день казни. И вскоре он наступил. Приехала съемочная группа, и мы начали, нет, даже начать не смогли, это была не съемка казни, а пытка съемкой. В Павловском дворце находится какое-то предприятие, и вот, когда установили камеру и начали репетировать, из всех окон стали смотреть люди. Николай Иванович взял мегафон и обратился с прочувствованной речью: "Дорогие товарищи гатчинцы! Вы нам очень мешаете. То, что мы снимаем, происходит в XIX веке, во дворце в это время находился только царь. Очень вас просим - отойдите, пожалуйста, от окон!". Все тщетно, то ли плохо было слышно, то ли искус слишком велик, но никто не отошел. Через час готовы снимать - снимать нельзя. В нервном возбуждении (сцена-то какая!) Арнштам и Москаленко обратились ко мне: "Надо что-то делать. Надо идти к директору, в партком, ну, что вы стоите?!" Звонок знакомому начальнику милиции: "У нас ЧП, помогите!" Он приехал лично. С ним прошел на предприятие, побежал по коридорам, забегая в каждую комнату, просил, умолял, угрожал, подходил и за руки отводил от окон; некоторые недоумевали: "Ну мы же хотим посмотреть!" Обежал все комнаты, крикнул своим: "Да снимайте же скорей!", а в ответ: "Да вон кто-то торчит в окне..." - тут уж рассвирепел, не очень-то поняв, в каком окне, рванулся по коридору, открывая каждую дверь. В одной комнате девушка поставила стул на стол (расстояние от пола до окна выше человеческого роста) и преспокойно смотрела на площадь, как в театре. Пришлось поставить ее на пол, вместе со стулом. /
Более сорока лет назад на экраны вышел фильм Льва Кулиджанова «Преступление и наказание» с молодым Георгием Тараторкиным в роли Раскольникова. 11-го января великому театральному деятелю и президенту ассоциации «Золотая маска» исполнилось 65 лет.
отзывы
В советское время фильм мне кажется не сильно жаловали. Думаю, вот почему. И террористы, и их антагонисты в целом кажутся очень симпатичными. Да, и подавать террор, пусть и предков большевиков - народовольцев, со знаком плюс как то не очень старались. Тут сразу на ум приходит ленинское "Мы пойдем другим путем". Помнится и Трифонов свой роман о них назвал "Нетерпение". Царь Александр II вроде бы освободитель от крепостного права, да и Болгарию от османского ига тоже освободил, всякие там либеральные реформы. И радоваться его смерти? В этой связи понятен режиссерский ход, что Владислав Стржельчик играет и царя, и следователя. Образ царизма в глазах зрителя должен быть негативным. Все они - царь и его сатрапы на одно лицо. Фильм сам по себе неплох, но качество самой копии в ютьюбе мягко говоря неважное.
Наивен и простодушен посыл светлоликих борцов с деспотизмом. Простота хуже воровства. А вы, господа высокоморальные, в вы задумались, что будет со страной, когда вы победите? Какие реки крови потекут? Недаром Плеханов их, фактически, дураками обзывает. А какова поза "Мы - моральные люди"! Хочется кричать: " А убивать морально?" Убивать, зная, что зачастую гибнут совершенно невинные. Как тот мальчик с санками возле кареты царя. Вот эти моральные светлоликие завели страну прямиком в ужас 1937 года, который был совершенно невозможным при "проклятом" царизме-деспотизме. Плачущий во время казни солдат-флейтист, который все не может никак прекратить играть, символ исторического идиотизма всяких светлоликих, рукопожатных и ими одураченного народа.
Спасибо. Хочется пожать Вашу руку.
Фильм о лучших людях России.
... Если было бы все так просто.... Я раньше думал также как и Вы... В фильме многое умалчивается. Скажу коротко: 1861-1916 года - это наши 90-е, только растянутые во времени... Самодержавие сделало только косметический ремонт. Перовская и Желябов были сначала за мирные средства - "теория малых дел" и т. д. Они пошли "не в ту степь" не от нетерпения, а уже не надеясь ни на что т. к. все провалилось... Так называемое "хождение в народ". У Тургенева есть замечательный роман на эту тему...
Вы не путайте. "Теория малых дел" появилась позже и цели у нее были не революционные, а просветительские. Сначала было "хождение в народ" исключительно с агитационными целями и средствами. Хотели мирными средствами, что сделать? Подбить крестьян на бунт, а когда не получилось, решили прибегнуть к террору. Ключевая ошибка всех этих революционеров в непонимании сложности устройства такого государства. Убьем царя, сбросим самодержавие и все станет справедливым и возвышенно-моральным. Самодержавие ведь еще и объединяющая идея государства, для большинства тогда сакральная. И многим "борцам за народное счастье" это было непонятно вплоть до 1917-1921 г. Вот и получили в результате кровавую баню на годы вперед после известных событий. Куда там благими намерениями дорога вымощена?
... Скажу коротко: 1861-1916 года - это наши 90-е, только растянутые во времени...
В конце 19 века в РИ была "перестройка". Так что у Горбачева была Перестройка-2.
Фильм замчательный. Но зачем надо было брать на роли Александра II и следователя одного и того же актера?
Наивен и простодушен посыл светлоликих борцов с деспотизмом. Простота хуже воровства. А вы, господа высокоморальные, в вы задумались, что будет со страной, когда вы победите? Какие реки крови потекут? Недаром Плеханов их, фактически, дураками обзывает. А какова поза "Мы - моральные люди"! Хочется кричать: " А убивать морально?" Убивать, зная, что зачастую гибнут совершенно невинные. Как тот мальчик с санками возле кареты царя. Вот эти моральные светлоликие завели страну прямиком в ужас 1937 года, который был совершенно невозможным при "проклятом" царизме-деспотизме. Плачущий во время казни солдат-флейтист, который все не может никак прекратить играть, символ исторического идиотизма всяких светлоликих, рукопожатных и ими одураченного народа.
/ На фильме "Софья Перовская" буквально каждый снимаемый на натуре кадр требовал больших затрат времени и средств. Снимали в настоящих исторических, охраняемых государством зданиях, точно описанных в литературе и архивных документах, часто запечатленных на рисунках художников тех далеких лет. Теперь в них жили люди, находились какие-то учреждения. Приходилось заниматься скрупулезной живописно-отделочной работой, старясь минимальной декорировкой максимально приблизить тот, настоящий облик - давно переделанный, сотни раз перекрашенный, обросший множеством элементов современности. Особенно мешали нам телевизионные антенны, столбы электрического освещения и провода. Бесчисленные космические километры проводов вокруг нас, мы их давно не замечаем, они как воздух; ими окутаны, спеленуты наши города и поселки. Снять их даже временно, для съемки, чаще всего невозможно, потому что это - электричество и телефон, троллейбус и трамвай, радио и уличная реклама. Все дома потеряли атрибуты старины, даже если и построены в старину, - рамы другие, ограда балкона современная, двери новые, и оператор с художником кустом перекрывают антенну, человеком - заводскую трубу, полосатой будкой XIX века - современное здание из стекла и бетона. Кинематографисты выкручиваются, как могут. /
/ Операторами были муж и жена - Шеленков А.В. и Чен Юлан - представители классической школы операторского искусства. Их интеллигентность, высочайшая порядочность не только в кино, но и за его пределами, были известны всем. Снимая в Ленинграде ХХ века, они делали все возможное и невозможное, чтобы зритель окунулся в атмосферу Петербурга XIX века, лавируя со съемочной камерой, как эквилибристы на проволоке, на улицах (как назло, прямых) и в интерьерах, откуда приходилось убирать все современное и завозить из музеев и с "Ленфильма" вещи, окружавшие Софью. Но все равно наступает момент, когда выход остается единственным - временно убрать. Так, снимая сцену "Покушение на царя", пришлось все же демонтировать два столба электроосвещения, пятнадцать телевизионных антенн, заменить несколько балконных решеток, переделать оконные наличники. Любые съемки, особенно исторических фильмов, всегда причиняют местным жителям много неудобств. Закрывается движение транспорта и людей по улицам, снимаются вывески, номера домов, на площадке дым, шум и т.д. /
/Съемки в Ленинграде подходили к концу, и за две недели до их окончания мне дали спецзадание. В финале картины народовольцев казнили. Повесили их в Гатчине, на площади у знаменитого Павловского дворца. С мастером-постановщиком приехали в Гатчину, чтобы найти бригаду плотников и построить виселицу. Сооружение нехитрое, за восемь - десять дней можно сделать; раньше-то, до революции, наверное, быстрее специалисты строили, а теперь по чертежам, строго придерживаясь архивных документов. Приехав, побежал в единственный в Гатчине строительный трест. И - полное фиаско: свободных плотников не было. На следующий день организовал разгрузку пришедшей из Ленинграда машины с лесом и материалами, обегал весь небольшой городок, но с плотниками снова неудача. С ответственным товарищем в горкоме партии мозгуем: что же делать? "Слушайте, а если воспользоваться пятнадцатисуточниками? Ведь среди них могут быть и специалисты". И последовал звонок начальнику милиции: с завтрашнего дня выделить эту штрафную роту (там оказалось всего пять человек) на "Мосфильм". И начали строить. Правда, плотников среди них оказался один, да один со мной, остальные подсобники. На работу их приводил милиционер и даже иногда дежурил на площадке. Вскоре любой прохожий по абрису сооружения мог определить, что строится. И тут произошло потрясающее совпадение. В Гатчине в эти дни шел процесс над предательницей Родины, которая выдавала гестаповцам партизан. Люди подходили ко мне и спрашивали: "Это ее вешать будут?" По городу поползли слухи, все почему-то забыли, что у нас нет такой казни - через повешение. Около декорации собирались группировками люди, и я слышал, как "знатоки" называли день казни. И вскоре он наступил. Приехала съемочная группа, и мы начали, нет, даже начать не смогли, это была не съемка казни, а пытка съемкой. В Павловском дворце находится какое-то предприятие, и вот, когда установили камеру и начали репетировать, из всех окон стали смотреть люди. Николай Иванович взял мегафон и обратился с прочувствованной речью: "Дорогие товарищи гатчинцы! Вы нам очень мешаете. То, что мы снимаем, происходит в XIX веке, во дворце в это время находился только царь. Очень вас просим - отойдите, пожалуйста, от окон!". Все тщетно, то ли плохо было слышно, то ли искус слишком велик, но никто не отошел. Через час готовы снимать - снимать нельзя. В нервном возбуждении (сцена-то какая!) Арнштам и Москаленко обратились ко мне: "Надо что-то делать. Надо идти к директору, в партком, ну, что вы стоите?!" Звонок знакомому начальнику милиции: "У нас ЧП, помогите!" Он приехал лично. С ним прошел на предприятие, побежал по коридорам, забегая в каждую комнату, просил, умолял, угрожал, подходил и за руки отводил от окон; некоторые недоумевали: "Ну мы же хотим посмотреть!" Обежал все комнаты, крикнул своим: "Да снимайте же скорей!", а в ответ: "Да вон кто-то торчит в окне..." - тут уж рассвирепел, не очень-то поняв, в каком окне, рванулся по коридору, открывая каждую дверь. В одной комнате девушка поставила стул на стол (расстояние от пола до окна выше человеческого роста) и преспокойно смотрела на площадь, как в театре. Пришлось поставить ее на пол, вместе со стулом. /