В самом начале "Соблазна" кажется, что десятиклассница Женя - старшая сестра Лены из "Чучела". Во-первых, она новенькая в классе, во-вторых, влюбляется в самого умного и красивого и "упакованного" парня. А главное - она сильная личность. Но если Лена находит в себе силы идти одна против всех, то Женя не менее решительно пытается завоевать себе место под солнцем избранных. Или, как говорит она сама, - войти в "хай групп" - замкнутую касту детей "сильных мира сего". Другие времена, другие песни?
Вряд ли... Женины и Ленины одноклассники если и отличаются друг от друга, то только возрастом. Круг интересов у них, по сути, один. Правда, в Женином классе нет "Железной кнопки", с младых ногтей унаследовавшей методы эпохи тоталитаризма. А так похоже. И даже очень. Только режиссура Вячеслава Сорокина лишена быковского лиризма и полутонов.
Пожалуй, еще лет пять назад авторы были бы просто обязаны разоблачить одержимую "жаждой красивой жизни" героиню. Однако авторы говорят с экрана о другом. Не в том беда, что Женя мечтает о жизненном "хай классе" (а вернее, о просто нормально обеспеченном быте с точки зрения мировых стандартов).
Драма героини "Соблазна" в том, что она стала жертвой "двойной морали" общества мнимого "равенства возможностей"... И когда камера оператора Юрия Воронцова безжалостно снимает в финале жестокую драку Жени с разоблачившими ее мнимую элитарность одноклассницами, эта позиция авторов подчеркивается особенно четко...
Будь "Соблазн" чудом поставлен в начале 80-х (а сценарий Юрия Клепикова писался для Динары Асановой), он, несомненно, произвел бы шоковый эффект, который не имело даже "Чучело". Но в прокате 1988 года в ряду других "молодежно-разоблачительных" картин фильм Вячеслава Сорокина был воспринят без особого общественного резонанса...
Александр Федоров
обсуждение >>