По своей композиции фильм Михаила Швейцера "Смешные люди" похож на его предыдущее обращение к рассказам А.П.Чехова - "Карусель": это мининовеллы, нанизанные на один общий стержень. Несмотря на настраивающее на веселый лад название, "Смешные люди" - грустный фильм, что подчеркнуто даже изобразительно мягкой, зеленовато-коричневой гаммой цветового решения, обилием неярких, невыигрышных кадров. Ведь в творчестве Чехова грусть - явление отнюдь не чужеродное, поэтому такая режиссерская трактовка ранних юмористических рассказов классика представляется вполне правомерной. Исходя из нее, можно было бы назвать фильм, например, "Скучные люди".
Да и действительно, персонажам картины - жителям провинциального города, участникам местного хора, в жизни приходится несладко - одного избивает жена, от другого уходит невеста, третий попадает на каторгу... Скука, однообразие, безысходность бытия.
Но есть еще нечто, помимо хора объединяющее героев фильма: страсть к рассматриванию семейных и видовых фотокарточек. Их увлечение объясняется не только относительной новизной фотографического искусства, но, скорее, склонностью многих чеховских персонажей к самолюбованию, красивым словам, к страсти позировать перед объективом.
Так в фильме появляется в фильме Швейцера маленький шедевр - роман в фотографиях, очень короткий по метражу, но вместивший в себя очень многое.
В этой, без сомнения, лучшей части картины нет ни одного слова, более того - движения. На экране со скоростью калейдоскопа - достаточно медленной, чтобы успеть разглядеть суть, и достаточно быстрой, чтобы не вдаваться в детали, мелькают подлинные и стилизованные открытки и фото. Ангелы. Цветы. Младенец.
Он же, немного подросший, с мамой. С гувернером. В кругу гимназистов.
Выпускник. Развлечения с девушками. Студент. Пикник. Появились усы. Снова "шалости молодости". На охоте. Служба. Женитьба. Дети. Повышение. Солидная борода, седины. Высокая должность. Старец. Парадный портрет с орденами - измученное восковое лицо. В гробу. Похороны...
Альберт Филозов едко и иронично сыграл /именно сыграл, несмотря на статику изображения/ни много ни мало - целую жизнь, по-видимости - активную и деятельную, но по сути - прошедшую впустую...
Уже ради одной этой новеллы фильм М.Швейцера заслуживает внимания. И жаль, что такое впечатление совершенства не остается от просмотра всей картины.
Быть может, от того, что режиссер слишком уж буквально следовал эпиграфу фильма, где говорилось, что самые счастливые на свете - люди скучные и надоедливые. От некоторых эпизодов фильма и, правда, веет скукой...
Александр Федоров
обсуждение >>