Фильм Дмитрия Светозарова "Скорость", на первый взгляд, ясен и прост.
Конфликты вычерчены резко, характеры заявлены четко и определенно. И история рассказана вроде бы вполне традиционная и назидательная. В самом деле, сколько мы уже видели на экране юношей, которые в погоне за длинным рублем отказывались от высоких идеалов, но затем благополучно возвращались на путь истинный...
Итак, жил-был талантливый изобретатель-самоучка. Его автомодель приглянулась известному конструктору. И вот парнишка испытывает сверхскоростную машину на экспериментальном заводе...
Однако за банальной фабулой открывается сюжет не столь однозначный. Герой Дмитрия Харатьяна - бывший детдомовец Гриша - отнюдь не так прост и прямолинеен. Да, он еще не обзавелся интеллигентными манерами. Но он бросает большой спорт вовсе не поэтому. Просто максималист Гриша не может простить своему наставнику его всеподавляющей сосредоточенности на желании успеха.
Харатьян показывает своего героя разным. Есть в нем и талант, и тяга к знаниям, но есть и душевная нечуткость, инертность, наивная эгоистичность.
Есть слепая мстительность, стремление доказать себе и другим, что он может стать "сильным мира сего". Есть жажда высшей справедливости и лирическая погруженность в зазеркальный мир отполированного металла.
Идиллично-светлый финал картины кажется в ее структуре не более чем розовым сном: главный герой, сокрушив хрустальный мир своей новенькой квартиры, возвращается в село, снова конструирует что-то и великодушно дарит свое автодетище сероглазому мальчугану... Истинный финал, каким он вытекает из хода всего фильма, конечно, не может быть таким. По сути - это драма неудавшейся судьбы, нереализованных возможностей, несбывшегося таланта...
Но мы, несмотря ни на что, ждем счастливой развязки, и авторы великодушно дарят нам эту спасительную соломинку надежды...
Александр Федоров
обсуждение >>