Запоздалое обращение к №6. А ведь в самом деле - по-моему, чуть ли не лучший фильм Сокурова - "Мария". Но это не отменят всего сказанного о "Скорбном бесчувствии" и "Тельце".
О чем писал Бернард Шоу и зачем писал мне понятно. А вот зачем и о чем снят фильм - не понятно. И даже показалось, что лавры Феллини покоя не дают режиссеру. Напоминает "Гильденстерн и Розенкранц мертвы" не по сюжету конечно же, а по постановке вопроса: "Шекспиром (Шоу) мне не стать, но вывернуть наизнанку гения у меня мозгов хватит!" "Легкая" версия общечеловеческих проблем для таких интеллегентов вроде Гектора Хэшебая. Жаль, что у Шоу не было возможности убрать свое имя из титров ;) Отличительная черта драматургии Шоу - прямолинейность, у него не было времени туману напускать, говорить миру "намеками да намеками" о том, о чем кричать надо было. И еще напомнить хочу, что Шоу называл себя "нераскаившимся социалистом".
Удивительно... впрочем, ничего удивительного, что чистый и ясный фильм считается заумным и претенциозным. Текст пьесы знаю очень хорошо, как и некоторые другие пьесы того же автора, и поначалу тоже машинально искал соответствия или принципиального несоответствия. Зря. Спасибо режиссеру - сам подсказал: Чхиквадзе-Шотовер выносит писателя на руках и выбрасывает его. Дело не в том, он - не он. Простая мысль Шоу пробивает, вернее, просачивается сквозь несходство формы, как текст проникает через гулкие шумы и словно бы случайную музыку, как из имени Балтазар вырастает Валтасар. Что может быть проще того, что ни пировать, ни прятаться, ни эмигрировать не стоит, хотя из всего этого можно выстроить целую культуру! И как извечно тяжело и грустно это признавать. В этой ленности - тяжкое преступление лучших умов. С ним сравнимо лишь легкомыслие, точнее, недомыслие тех, кто оставляет начатое дело исправления в руках ничтожеств. Об этом, кстати - "Телец".
Три раза смотрел этот фильм Сокурова и не считаю его ни заумным, ни претенциозным. Яркое, оригинальное воплощение тихого Апокалипсиса....На пьесу Шоу ,действительно, не похож-это вполне самостоятельное произведение.
Борис Нежданов (Санкт-Петербург) 27.07.2010 - 17:09:11
Этот фильм Сокурова я не люблю, все-таки он действительно и заумный, и претенциозный. И от пьесы Бернарда Шоу в нем мало что осталось. У Сокурова мне больше нравится документальное кино, а из игровых фильмов только "Молох", "Телец", "Солнце", "Русский ковчег".
"Скорбное бесчувствие" - единственный фильм Сокурова, в пространство которого мне, увы, никак не удается проникнуть; тогда как все остальные его картины ( кроме, может быть, "Александры") - это миры, в которые я легко погружаюсь и в которых растворяюсь без остатка. Не могу понять, почему этого не происходит в случае со "Скорбным бесчувствием". Может быть, "бесчувствие" виновато? Может быть, так было задумано Сокуровым - чтобы фильм не вызывал ничего, кроме холодной пустоты в душе?..
K sozhaleniju,no na etot raz Fiodorov prav:"Skorbnoje Beschuvsrvije" - odna iz samych slabych kartin Sokurova."Odinokij Golos Cheloveka","Dni Zatmenija","Matj i Syn","Solntse" namnogo silnee.
А меня рецензия заинтриговала, захотелось познакомиться с неизвестным шедевром. По-моему автор статьи высказался положительно, несмотря на витиеватость, тоже создал свой ребус. Спасибо, что помогли обратить внимание.
Пошлая отписка об одной из самых удивительных картин А. Сокурова. Как можно писать такую чепуху: "Но, впрочем, если бы трудностей не было, Сакуров(с "о") бы их изобрел. Он уверен, что жить вообще трудно. Может быть, прав"? И о "бедном" Чхиквадзе, который летал в Ленинград с больными ногами, поскольку верил в "опального режиссера"...
Безнадега какая-то...
отзывы
Безнадега какая-то...