Мария Сергеевна Одинцова— секретарь райкома партии, а Анатолий Мартынович Добротин руководит строительством крупнейшей гидростанции на территории этого самого района. Оба они хорошие, принципиальные люди, да вот беда — не все ладится в их отношениях. Добротин, при всем добродушии своем, при всем внимании к людям, в душе немножко технократ. Он рассуждает так: дорога от бетонного завода к строительной площадке слишком длинна, цемент застывает в самосвалах, стало быть, нужно срезать крюк, обрушив мраморный массив. Одинцова думает не только о сегодняшнем дне. Она обеспокоена таким решением: взрывы могут повредить массив; богатейшие запасы мрамора - народное достояние — будут обесценены. Конфликт, постепенно накаляясь, доходит до крайней точки, и вот Мария Сергеевна вбегает в опасную зону, чтобы предотвратить взрыв, отстоять народное добро. Впрочем, тут же за ней поспешает милиция, и зарвавшегося технократа ставят на место.
Это только одна, хотя и главнейшая линия фильма. Есть ещё и другие линии, другие конфликты.
Нехватка жилья для рабочих, нехватка самих рабочих, особенно женщин, которых комсомольцы стройки привлекают к себе, используя силу печати, и вот, наконец, эшелон молодых, жизнерадостных девчат весело разгружается под звуки духового оркестра. Есть еще в фильме подробно очерченная линия второстепенного персонажа, бетонщика Авдонина, который сначала страдал от отсутствия жилья, а затем от того, что жена его переродилась в мещанку, «обросла» коровой и курами. Есть еще интриганка с соответствующей фамилией Безверхая, резонирующая на пустом месте и выносящая на бюро райкома сплетни об Одинцовой, о романе ее с археологом Бокаревым, между прочим, женатым человеком.
Как видим, все эти мотивы не могут похвастаться особой новизной. Что же нового, оригинального принесли на экран опытный драматург А. Салынский и известный режиссер А. Салтыков, постановщик «Председателя» и «Директора»?
А. Салынский неоднократно заявлял, что главная задача его пьесы «Мария» — рассказать о молодом партийном руководителе, как он постепенно начинает ориентироваться в сложных вопросах нашей сегодняшней жизни, как обретает верную линию в обращении с людьми, как помогает окружающим, например, председателю райисполкома Матюшеву, мягкому, нерешительному человеку, стать определеннее, принципиальнее, смелее в отстаивании интересов Советской власти, интересов народных. Что же до режиссера, то, видимо, его занимала в данном случае возможность рассмотреть судьбу Марии Одинцовой на фоне широкого, эпического, весьма многокрасочного полотна.
Самое интересное в картине, на мой взгляд, актерский дуэт Е. Матвеева и В. Заклунной. Вразрез со сложившимися штампами, Матвеев играет своего героя ничуть не торопливым, нисколько не крутым человеком, безо всяких этих «шуруй» и «лады». Интеллигентный, мягкий, он искренне переживает свой разлад с Одинцовой, не столько даже как руководитель, бывавший, наверное, и не в таких переделках, сколько как человек интеллигентный, не привыкший к разладу с окружающими. В. Заклунная буквально купается в своей, действительно выигрышной роли, во всех этих оттенках и переходах от озадаченной улыбки до задумчивого молчания, до обличительного пафоса и сдержанной, жесткой паузы твердого решения. Пожалуй, только сцены с Бокаревым, надрывно романтические и весьма приблизительные в своей туманной недосказанности, не всегда удачны.
Кинокритик Виктор Демин
обсуждение >>