Не ведала, не гадала Степанида Базырина, что так резко переменится ее жизнь, и все, что связывало с родной деревней — и заботы матери, и ухаживания комсомольца Ивана (С. Бородокин), книголюба и руководителя комсомольской ячейки, и подружки дорогие, — все как бы потеряет для нее цену, уйдет на второй план.
Жизнь переломилась неожиданно, в одночасье: хуторянин Федор, парень с сильными руками и неистовым взором, попросту говоря, украл ее и увез к себе на хутор. Давно, оказывается, любил он ее, хотел жениться, да не верил, что получит согласие — уж больно его в родном селе не жаловали, считали за человека темного, не ясного — бирюк какой-то... Переламывалась, на новые пути выходила деревня начала тридцатых годов. Комсомольцы в клубах распевали песни, проводили собрания, рисовали плакаты, агитировали за колхоз. Новые дали, необычные перспективы открывались перед сельским людом, а хуторянин Федор ничего этого видеть не хотел, жил на отшибе, но жил в достатке. Прочный дом, скотина кое-какая да не знающие покоя руки — вот какое было у него богатство. Стала жить Степанида с Федором, полюбила его, как могла полюбить только душа чистая и преданная. А он, как говорится, в ней души не чаял, баловал — и платьями, и сладостями, чем только мог.
Актеру Ю. Будрайтису, играющему Федора, сценаристы в фильме дали не много текста. Но как выразительно его молчание, как умеет он одним только взглядом передать всю гамму переполняющих его чувств — и любви, и гнева, и радости, и тоски, и растерянности!..
Когда за Степанидой приехали, и сам Иван пошел к ней навстречу с просьбой вернуться, с обещанием все простить, — наотрез отказалась Стеша: что случилось, того не изменить. Надо видеть, с каким торжеством она позже поедет по родной деревне на собственной подводе, вся в нарядном, с довольной улыбкой, таящейся в уголках губ, на зависть бывшим подружкам. Поедет к родному дому, где встретит ее мать, и она сделает матери хорошие подарки...
Так бы оно и шло все дальше, не происходи в деревне перемены, не происходи перемены и в ее собственном сердце. Нет, не меньше она стала любить своего Федора, за которого могла на все пойти. Одиноко ей становилось, никчемно в собственном доме на отшибе. И когда пришли из деревни с просьбой на колхозном поле помочь, — с удовольствием пошла, хотя и не был Федор этим доволен. Не оторвешь ведь душу от родных корней, не вырвешь то, что всегда было дорого. Да и надо ли— может, любовь мудрее, чем кажется поначалу, может, именно любовь вернет к людям и ее и Федора тоже?..
В последних кадрах Степанида, ведя под уздцы лошадь, впряженную в телегу со скарбом, уходит лесной дорогой с хутора, а Федор, спустив с цепи собаку, даже не оглянувшись на дом, которым еще недавно так дорожил, спешит за любимой. Освободился Федор от старых пут, устремился туда, куда звала его новая жизнь. На экране крупно: брошенный на траву ошейник, словно сброшенные наконец никому не нужные путы — точная режиссерская находка.
Кинокритик Даль Орлов
обсуждение >>