У этого фильма, может быть, самое сложное в кинематографе определение жанра: «дико приключенческий, страшно фантастический, жутко музыкальный, сказочный детектив».
— Руки вверх, Владимир Александрович! — сказали мы режиссеру Грамматикову.— Как возник столь эксцентрический жанр ленты для детей и юношества?
— Жанр родился в ходе работы над фильмом. Приключенческая интрига нужна, чтобы в живой форме преподать ребятам довольно серьезное содержание. Фантастическое помогло соединить в напряженном действии два этих мира, хотя фигура злодея Шито-Крыто сама по себе достаточно реальна. Определение жутко музыкальный на ребячьем языке просто означает, что музыки в картине много, на профессиональном — что ее не меньше 41 минуты. Ну, а почему сказочный детектив... Впрочем, ответ вы легко найдете в фильме.
— И в этой работе Вы сохраняете эксцентрический взгляд на вещи, который уже виден хотя бы по названиям Ваших картин?
— Нарушение логики привычного — принцип плодотворный. Тогда в пустяке открывается важное, в нелепице — глубокий смысл, а видимый алогизм оборачивается мудрой сентенцией. И то, что на первый взгляд казалось смешным, бывает очень грустным. Мой первый фильм «Усатый нянь» — эксцентрическая комедия, второй — «Шла собака по роялю» — комедия лирическая. Хотелось соединить в новой работе качества прежних.
— Такой способ общения со зрителем предполагает как бы «шоковые» краски. Каждая сцена, а иногда и каждый кадр призваны удивить, вывести из привычного состояния. — «Шоковые» краски я стремлюсь наполнить веселым, ироничным содержанием. Удивить, а не испугать. Может быть, вызвать растерянность, но затем, обязательно — улыбку. Мы как бы берем своего зрителя за руку и приводим в темную комнату. Страшно, а мы ему говорим на ухо: смелость города берет.
«Спутник кинозрителя», май 1981 год
Приступая к экранизации повести, мы со сценаристом А. Марьямовым понимали, что достигнуть успеха сможем только в том случае, если избежим унылых дидактических поучений. Решили делать музыкальный, сказочный детектив.
И вот полковник Шито, «великий мастер самых мерзких дел», как он себя называет, мечтающий завоевать власть в сказочной стране, разрабатывает план диверсионной операции под кодовым названием «Братцы-тунеядцы». А средством для достижения цели стал изготовленный в специальных лабораториях «сверхсекретный, сверхмощный, быстрорастворимый препарат «балдин». «С помощью «балдина» мы добьемся, чтобы все плохо учились, дрались, дразнились, не умывались, слонялись без дела, не уважали старших и обижали младших», — говорит создатель препарата Шито-Крыто. Разумеется, злодею не удалось осуществить свой коварней замысел. Ребята сорвали план операции.
В фильме много музыки. Ее написал композитор А.Рыбников. Наш с ним счастливый творческий союз начался еще в «Усатом няне» и продолжился в картине «Шла собака по роялю». Захватывающие погони и преследования, всевозможные трюки и все прочее фиксировала камера оператора И. Клебанова, немало пришлось потрудиться и художнику О. Кравчене.
Взрослые исполнители определились сразу. Замечательный грузинский актер Рамаз Чхиквадзе стал полковником Шито-Крыто, обаятельная и пластичная Ирина Муравьева—учительницей, любимец ребят Георгий Вицин— бывшим шпионом Фонди-Монди, а очаровательная, вечно молодая Татьяна Пельтцер—бабушкой. Главные детские роли исполнили московские школьники Дима Попов (Сан Саныч), Женя Григорьева (агент Стрекоза) и Стасик Яворский (Димка-Жмот). Работали все ребята увлеченно, я бы даже сказал — самоотверженно. Вот один забавный пример. Перед началом съемок я предупредил их, что по ходу действия четверым (в том числе и одной девочке) придется прямо перед кинокамерой очень коротко постричься. Приближалось 1-е сентября, и мысль о том, в каком виде придется явиться в школу (при сегодняшней-то моде!), привела наших юных актеров в отчаяние. Они дружно принялись доказывать, что стричься по-настоящему вовсе не обязательно— можно обойтись париками. Все доводы и уговоры были напрасны, и только личный пример решил дело — мы с оператором коротко постриглись.
Владимир Грамматиков
«Советский экран», июнь 1981 года (№11)
обсуждение >>