Ну что вы, товарищи, смеетесь, обезьяны что ли никогда не видели? Ну, предположим, вы ее видели в зоопарке, а эта возьми да и удери из клетки на Шереметьевском аэродроме, но смеяться-то чего? Авторы фильма — Борис Долин и Евгений Осташенко — люди серьезные, известные в кинематографе с самой хорошей стороны, они, может, хотели серьезный фильм сделать. Вот, дескать, папа привез из Италии в подарок сыну Алеше обезьяну, а Алеша, возможно, и перевоспитал бы несознательное животное, но, известное дело, обезьяну только впусти в сюжет, она такие номера начнет показывать, что все серьезные намерения прахом пойдут. Ну вы-то чего хохочете? Ну заманила мартышка чужого фокса в чужой квартире в чужой холодильник, ну заперла его там; а если бы вы, к примеру, полезли в холодильник за молоком, а оттуда на вас собачка — прыг, небось не смеялись бы.
Да, наделала дел в фильме обезьянка. Герои опомниться не успевают, она уже новую пакость в новом месте готовит. Да в каком месте — в драматическом театре! Смеяться нечего, положение-то трагическое: артист, может быть, всю жизнь мечтал Отелло сыграть, по ночам репетировал, и только он от всей души к задушенной Дездемоне обращается: «О, девочка моя!»,— глядь, а рядом с Дездемоной обезьяна сидит и рожи корчит, да и сама Дездемона, хоть и задушенная, пытается вскочить и удрать со сцены. Так кто же виноват? Артисты в панике, авторы даже милицию в первых кадрах
призывали на помощь, но какая милиция справится с эдаким зверем, который, кроме того, что обезьяна, так еще и итальянская обезьяна, значит, и темперамент у нее соответственный, южный. Впрочем, герои тоже люди странные. Ну что, казалось бы, детишкам в этой обезьяне, а как они о ней заботятся, когда она болеет, как переживают, когда она удирает в очередной раз, как хлопочут о том, чтобы вернуть обезьянку в Милан, откуда она была украдена и продана Алешиному папе. Может быть, если бы это была не обезьяна, а какой-нибудь другой зверь, черепаха, например, которая уж точно никуда он авторов не удерет, у них и вышел бы серьезный проблемный фильм. А так что? Смех, да и только. Да, не вышла у авторов проблемная картина, зато вышла' приключенческая комедия. А может, оно и к лучшему?
Считается обычно, что подобные фильмы рассчитаны на детей, но на этот лучше пойти всей семьей. Во-первых, чтобы объяснить детям, что это не авторы виноваты, а обезьянка Нуки, а во-вторых, чтобы и самим посмеяться от всей души, раз уже все равно так получилось.
Надежда Целиковская
«Спутник кинозрителя», декабрь 1977 года
обсуждение >>