Кино-Театр.Ру
МЕНЮ
Кино-Театр.Ру
Кино-Театр.Ру
Кино-Театр.Ру мобильное меню

Пиковая дама (1982)

Пиковая дама кадры из фильма
Год
1982
Страна
СССР
Фотоальбом
Отзывы
Рейтинг:
  9.697 / 99 голосов

   
По одноименной повести Александра Сергеевича Пушкина. Текст читает Алла Демидова.

Старая, выжившая из ума графиня, владеет тайной трех карт, приносящих счастье. Подвластный магической силе тайны Германн благодаря Лизе глубокой ночью проникает в дом графини, а там... И гораздо позже, в темноте ночи Германна будет преследовать белый призрак старой графини...

последнее обновление информации: 29.07.24

Игра в Пушкина
В 1982 году в перерыве между фильмами о Шерлоке Холмсе Игорь Масленников экранизировал повесть Александра Пушкина «Пиковая дама». По словам режиссёра, он старался бережно донести до зрителя изначальный смысл литературного произведения. Одноимённая опера Чайковского, к сожалению, на многие годы заслонила первоисточник, исказив характеры, мотивировки и даже имена героев. Быть верным оригиналу – такую задачу провозгласил для себя Масленников.
Фанаты кино-Шерлокианы обнаружат в экранизации «Пиковой дамы» знакомые лица актёров. Алла Демидова выступает от имени автора, в образе рассказчика. У Виктора Проскурина главная роль – обрусевшего немца, офицера по фамилии Германн. Он пытается выведать тайну трёх карт, будто бы способных принести невероятный выигрыш. Виталий Соломин в образе Томского рассказывает Германну о том, что этой тайной владеет его престарелая бабушка. Иннокентий Смоктуновский ловко раздаёт карты… Разумеется, в фильме «Пиковая дама» эти герои являются поданными русского царя Николая I, а не английской королевы Виктории.

События повести происходят в первой трети 19 века – стало быть, на экране сюртуки, фраки, мундиры и платья по моде того времени. Прекрасный зимний Санкт-Петербург тоже один из главных героев повести. Режиссёр помнит и об этом.

Если вы цените неспешные литературные экранизации, тонкие психологические этюды, интригующий сюжет, этот фильм точно предназначен для вас.

Нет в этой ленте ни перестрелок, ни отчаянных погонь, ни безумных спецэффектов. Фильм камерный и ясный, как зимний полдень. Всё лишнее в нём удалено. С одной стороны, свою роль сыграл ограниченный бюджет – Масленников утверждает, что экранизация несколько лет числилась в долгостроях, и как руководитель творческого объединения телевизионных фильмов студии «Ленфильм» вынужден был спасать ситуацию, взяв кинопроект из рук другого, отчаявшегося режиссёра. В организации съёмок и проектировании декораций пришлось идти на уловки и хитрости (которых зритель обычно не замечает), чтобы удешевить производство.

И всё же не одной производственной необходимостью объясняется та подкупающая лаконичность, с какой снята эта картина. Стилистика фильма конгениальна лаконизму пушкинской прозы. Оцените вступление:

«Однажды играли в карты у конногвардейца Нарумова. Долгая зимняя ночь прошла незаметно; сели ужинать в пятом часу утра. Те, которые остались в выигрыше, ели с большим аппетитом; прочие, в рассеянности, сидели перед своими приборами. Но шампанское явилось, разговор оживился, и все приняли в нем участие».
В этом лёгком, как игристое вино, регистре исполнена вся повесть. Автор словно зазывает нас в дружескую компанию послушать историю, иначе говоря, анекдот (в старорежимном смысле слова). Рассказывает просто, без чрезмерной болтливости и самолюбования, без словес, пассажей и оборотов, какие нередко встречаем, например, у Николая Васильевича Гоголя, любителя накрутить и навертеть на сюжет много отвлечённых суждений. Пушкин, так сказать, накоротке делится с нами презабавным случаем, в меру поучительным, в меру щекочущим нервы. Ответный визит старой графини к Германну, скажем, не столько пугает нас, сколько вынуждает задуматься. Примечательно, что хотя этот визит, согласно Пушкину, происходит ночью, в неверном свете луны, о чём упомянуто и в фильме, режиссёр подаёт его в дневном, хотя и тусклом, освещении, которое сочится сквозь замороженное окно. Вся история «выведена в свет» – в прямом и переносном смысле. Она теперь объект людских пересудов, и прямой мистики искать в ней не стоит.

Лаконизм, впрочем, в фильме очень необычный. Достаточно заметить, что в полуторачасовом фильме звучит ВЕСЬ ТЕКСТ пушкинской «Пиковой дамы», без изъятий и купюр. От французского эпиграфа до завершающей повесть фразы.

Масленников решился на лобовой приём: всё, что сказано в повести от автора, вся непрямая речь отдана актрисе Алле Демидовой, она, так сказать, и есть «от автора», она и есть сам Пушкин, оставаясь в кадре в меру кокетливой женщиной по моде начала 1980-х. Всё остальное (около половины) – действие, разыгранное в лицах, с костюмами и антуражем пушкинской поры. Если посреди реплики какого-либо персонажа автор (то есть Пушкин) добавляет «он сказал» или «он посмотрел в сторону…», эту ремарку обязательно произнесёт Алла Демидова, неожиданно объявившись в кадре. Своеобразный диалог между автором и рассказываемой историей. Почему этот вставной приём не кажется нарочитым? Не «удешевляет» фильм до телеспектакля и чтецкой программы?

Полагаю, всё дело в лёгком дыхании фильма, которое перенято у самой повести. Авторские ремарки Пушкина ни разу не утяжеляют прозу, они ровно такие, чтобы поддержать ритм. Режиссёру и актёрам удаётся сохранить этот ритм, не забуксовать на мистике и тайне, обойтись без нажимов на психологию и аффектаж. Эпизод с появлением Германна в церкви на отпевании старухи-графини пересказан Демидовой на фоне Смоленского собора, как пересказывает его Пушкин, обходясь без драматизации.

Есть в этой лёгкой манере что-то от «игры в Пушкина». «Не то сказка, не то быль». Взятая напрокат из пушкинской эпохи музыка Бортнянского звучанием старинного клавесина подчёркивает эту игру.

Александр Седов

дополнительная информация >>

Если Вы располагаете дополнительной информацией, то, пожалуйста, напишите письмо по этому адресу или оставьте сообщение для администрации сайта в гостевой книге.
Будем очень признательны за помощь.

обсуждение >>

№ 366
andyM   23.02.2025 - 18:30
А ведь не зря Масленников считал этот фильм своим лучшим творением! Блестяще! читать далее>>
№ 365
Pierre Dhalle   23.05.2024 - 14:15
... Это зависит от угла зрения на стакан, наполненный водой наполовину )) О тех эпохах, которые пришлись на нашу собственную жизнь, мы ведь можем судить? Неужели ничто не менялось - ни нравы, ни моды,... читать далее>>
№ 363
Надежда Филимонова (киров)   23.05.2024 - 11:28
№ 362
Надежда Филимонова (киров)   23.05.2024 - 11:27
... Замечательный отзыв. Полностью согласна. Исключительной удачей считаю то, что авторские слова читает Алла Демидова. Если бы поксзали только улицы Петербург той поры , интерьеры эпохи, вообще без... читать далее>>
№ 361
Митрофан Кочерыжкин   15.01.2024 - 21:55
Точно, была же комедия Банковский билет в миллион фунтов стерлингов )) читать далее>>
26 марта
Домашний
26 марта
РЕН-ТВ
27 марта
Домашний
28 марта
ТВЦ
28 марта
Домашний
29 марта
Россия 1
21 марта
OKKO
25 марта
КиноПоиск HD
26 марта
Apple TV+
26 марта
Disney+
29 марта
КиноПоиск HD
30 марта
КиноПоиск HD
31 марта
PREMIER
1 апреля
KION
6 апреля
КиноПоиск HD
12 апреля
КиноПоиск HD
Кино-театр.ру на Яндекс.Дзен