Интересно, что большинство актёров в главных ролях фильма благополучно живы! Панич, Заманский, Климова, Нилов, Данилина, Краско, Волкова. Ай да первороссияне!.. А Иван Краско уже тогда, 53 года назад, выглядел стариком в роли старейшины. Дай Бог ему здоровья! :)
Фильм «Россияне» 67 года – это живопись, фрески, изобразительный ряд, плакат в конце концов. Именно так его бы сняли и сегодня, в наше время. Только вместо изваяний царей в начале фильма проиллюстрировали бы истуканами вождей революции. Вот что затевали – и вот что получили.
Мне кажется, подход Е.Шифферса был во многом продиктован изобразительным кинематографом "Теней забытых предков" Сергея Параджанова. Как раз в то время фильм Параджанова снимал урожай наград на кинофестивалях. Может быть, Шифферс рассчитывал на успех такого подхода и для пейзажа русской архаичной глубинки. Но контенты оказались несоизмеримыми. Фильм Параджанова динамичный, яркий, густо насыщенный, с необычным визуальным материалом, с органичной игрой актеров. Фильм "Первороссияне" выглядит разреженным, как огромная конфетная коробка, в которой реденько-реденько разложены конфеты.
Кроме того, при съемках фильма явно переоценили верноподданность и идейность советских зрителей. Фильм (в более сокращенной версии) мог бы послужить нестандартным материалом для "политчаса", для тематического показа по телевизору. Но платить за это свои трудовые 70 копеек (или сколько тогда стоил широкоформатный сеанс) мало кому пришло бы в голову.
Суть происходящего на экране хорошо выражает фраза Ленина "Крестовый поход рабочих" – со всеми средневековыми ассоциациями. Кстати, это его подлинные слова, но сказанные совершенно в ином контексте, не так буквально.
Фильм впечатляет изобразительными решениями. Но духа ему не хватает. В коммунарах не видно огня, силы, целеустремленности, жизнелюбия. Они пассивны перед врагом. В общем, пародия на коммунистов. Отсюда и унылая концовка.
Борис Нежданов (Санкт-Петербург) 28.03.2017 - 19:03:56
Думаю, что фильм "положили на полку" не партийные цензоры, а зрительские ноги.
Прокатные провалы целого ряда фильмов были фактически запрограммированы с самого начала. Широкий формат изобрели на Западе для съёмки прежде всего коммерческих блокбастеров, а в СССР на дорогую 70-миллиметровую плёнку снимали зачастую заведомо некассовые проекты - то артхаусное кино, то производственное, то колхозное, то какой-нибудь идеологический госзаказ. Здесь, похоже, первоначально был идеологический госзаказ - историко-революционная тематика, экранизация поэмы Берггольц. А на выходе оказался стопроцентный артхаус, "кино не для всех", непонятный массовому зрителю и раздражающий чиновников. Потому и с проката фильм сошёл через несколько дней. Попробуй заполни огромный широкоформатный кинозал, если на экране "кино не для всех".
Фильм восстановлен с 70-мм негатива и был показан на кинофестивале "Белые столбы".
Отношение к нему разное... На вкус на цвет... У меня лично двоякое.
Но вот что точно могу сказать. Фильм был выпущен в прокат на 32 широкоформатных 70-мм копиях и соответственно мог демонстрироваться только в первоэкранных кинотеатрах крупных городов. И я думаю, что никто на полку его не клал (сегодня модно сложные картины прошлого "класть на полку") и вот по чему. Когда я смотрел восстановленный вариант, то вспомнил, что этот фильм смотрел в 1967 г. с отцом (ему это было необходимо по работе) в московском кинотеатре "Мир". Фильм я естественно тогда по своему возрасту не понял. Очень понравился звук в некоторых эпизодах с окружающим эффектом. И еще. меня поразило то, что в зале (1200 мест) было человек 20, не больше. И я запомнил как отец сказал: "фильм отличный, но провал в прокате обеспечен, ты ведь ничего не понял и устал...". Через неделю мы с одноклассниками смотрели в "Мире" какой-то зарубежный фильм. А Первороссиян в афише уже не было.
Думаю, что фильм "положили на полку" не партийные цензоры, а зрительские ноги.
Фильм был практически запрещен к показу, а его режиссера Евгения Шифферса лишили возможности снимать кино.
Абсолютно правильное решение. Если всякому психопату, возомнившему себя гением, давать бюджетные средства да потом ещё гнать их поделки в прокат… очень скоро зрителей в советские кинотеатры пришлось бы приводить под угрозой оружия.
Одна лишь вступитетельная сценка-прелюдия, 8 мин. немого шествия с вереницей гробов, должна была вымести народ из кинозала подчистую.
Актер, сыгравший роль Захара Исидорова, А.Бондаренко снимался также в фильмах "Офицеры"(1971), "Красные пчелы", "Дожить до рассвета" и "Вторая попытка Виктора Крохина"(информация со страничек этих фильмов на кинотеатр.ру)
отзывы
Кроме того, при съемках фильма явно переоценили верноподданность и идейность советских зрителей. Фильм (в более сокращенной версии) мог бы послужить нестандартным материалом для "политчаса", для тематического показа по телевизору. Но платить за это свои трудовые 70 копеек (или сколько тогда стоил широкоформатный сеанс) мало кому пришло бы в голову.
Суть происходящего на экране хорошо выражает фраза Ленина "Крестовый поход рабочих" – со всеми средневековыми ассоциациями. Кстати, это его подлинные слова, но сказанные совершенно в ином контексте, не так буквально.
Отношение к нему разное... На вкус на цвет... У меня лично двоякое.
Но вот что точно могу сказать. Фильм был выпущен в прокат на 32 широкоформатных 70-мм копиях и соответственно мог демонстрироваться только в первоэкранных кинотеатрах крупных городов. И я думаю, что никто на полку его не клал (сегодня модно сложные картины прошлого "класть на полку") и вот по чему. Когда я смотрел восстановленный вариант, то вспомнил, что этот фильм смотрел в 1967 г. с отцом (ему это было необходимо по работе) в московском кинотеатре "Мир". Фильм я естественно тогда по своему возрасту не понял. Очень понравился звук в некоторых эпизодах с окружающим эффектом. И еще. меня поразило то, что в зале (1200 мест) было человек 20, не больше. И я запомнил как отец сказал: "фильм отличный, но провал в прокате обеспечен, ты ведь ничего не понял и устал...". Через неделю мы с одноклассниками смотрели в "Мире" какой-то зарубежный фильм. А Первороссиян в афише уже не было.
Думаю, что фильм "положили на полку" не партийные цензоры, а зрительские ноги.
Абсолютно правильное решение. Если всякому психопату, возомнившему себя гением, давать бюджетные средства да потом ещё гнать их поделки в прокат… очень скоро зрителей в советские кинотеатры пришлось бы приводить под угрозой оружия.
Одна лишь вступитетельная сценка-прелюдия, 8 мин. немого шествия с вереницей гробов, должна была вымести народ из кинозала подчистую.
«…Уж лучше б пили, бедные» (Н. Некрасов)